![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Противоречие между «беспристрастностью» разума и его основной функцией. Вопрос о смысле как о пользе жизни.
В результате приспособления к природной и общественной действительности и как средство этого приспособления формируется человеческий разум, оказываясь, таким образом, орудием жизни, ее слугой. Функцией разума является способствовать более эффективному самосохранению, саморазвитию и самовоспроизведению жизнью самой себя. Благодаря этой функции он полезен жизни, благодаря ей существует и существует только, пока несет эту функцию. Но, существуя потому, что он способствует самоутверждению жизни, разум в то же время отражает объективные связи явлений действительности, существующие независимо от стремлений и пристрастий этой жизни. Не пристрастия человека, а именно эти отражаемые им объективные законы мира становятся внутренними, организующими законами разума. Подчиненная в своем порядке законам логики мыслительная деятельность может оказываться не только апрактичной, но в большей или меньшей степени независимой от потребности в самосохранении, даже идущей прямо вразрез с ней. В поиске связей всего со всем разум в качестве объектов наравне с другими рассматривает, в конце концов, и бытие мира и жизнь, и самого человека. Сомневаясь во всем, он, наконец, ставит под сомнение и самое жизнь, его породившую, без которой он (разум) немыслим. Ища логического обоснования, « оправдания» для всего, освободившийся от заинтересованности разум требует и логического доказательства необходимости существования человека, жизни, бытия вообще. Но, будучи с одной стороны следствием апрактичности разума, вопрос о смысле жизни в то же время оказывается и закономерным проявлением его основной функции - служить самоутверждению жизни. Действительно, всякая приспособительная деятельность сопряжена с необходимостью выделения событий и явлений, существенных для живого, тех, от которых может зависеть степень удовлетворения потребностей, то есть жизнь. Все, удовлетворяющее потребности, мы зовем полезным, препятствующее удовлетворению - вредным. Полезное и вредное оцениваем как значимое, то есть имеющее для мае положительный или отрицательный смысл. Существеннейшей функцией разума и является ориентировка в значимости, в смыслах для человека всего и вся. В чем смысл того или иного явления, в чем его польза? — один из основных вопросов, на который призван ответить разум. С формированием сознания и самосознания разум, именно осуществляя свою основную функцию, ставит, в конце концов, этот вопрос и в отношении бытия мира, жизни вообще и существования своего носителя - человека.
|