Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления
Анализ деятельности организации может вестись в различных направлениях, по различным методикам с учетом специфики конкретной ситуации. Может проводиться анализ: • персонала; • производственных технологий; • финансового состояния организации; • информационного обеспечения; • организации управления; • правового поля; • положения организации в общественных отношениях; • безопасности и риска; • экономической ситуации и тенденций рынка и др. Из всего многообразия направлений анализа необходимо выделить анализ финансово-хозяйственной деятельности, включающий анализ финансового состояния организации и анализ финансовых результатов ее деятельности. Финансовое состояние выявляется с помощью системы показателей, отражающих наличие, размещение, использование, движение ресурсов предприятия в денежном измерении, и формируется под воздействием множества факторов. Основные направления анализа финансового состояния организации: • анализ динамики состава и структуры имущества организации; • оценка движения источников финансирования; • анализ состояния запасов и затрат; • анализ финансовых коэффициентов. Информация о реальных размерах и местонахождении денежных средств организации, как правило, сосредоточена в балансе, главной книге, договорах. В организации, находящейся в кризисном состоянии, часто происходят кражи и хищения. Возможные методы хищений и их отражение в документах (в порядке убывания значимости и предполагаемых размеров хищений) таковы: 1) регулярные хищения через «обналичку», оформляются безтоварними договорами, услуги, как правило, списываются на себестоимость — надо выявить фирмы, с которыми у предприятия большой суммарный оборот; 2) уход денег по товарным договорам (договор на поставку имеется, а товар отсутствует); фиктивные проводки через склад маловероятны ввиду осведомленности широкого круга лиц — необходима проверка прихода товара на склад (проверка накладных и других документов); 3) учреждение новых фирм и перевод им денег — требуется доскональная проверка учредителей фирм, с которыми предприятие сотрудничает, а также проверка учредителей; 4) хищения при поставках — могут быть выявлены только при хорошем знании цен на рынке; 5) завышение расходов сырья, сбыт неучтенной готовой продукции (только если продукция пользуется спросом) — может быть выявлено только усилиями хороших технологов; 6) фиктивный наем работников. Для выяснения методов хищений, а также иных нарушений надо проанализировать калькуляцию себестоимости, которая в обобщенном виде есть в главной книге. Затем следует запросить и проанализировать документы, дающие расшифровку по статьям, вызывающим сомнение. Анализ информационного обеспечения показывает достаточность и ценность информации для принятия эффективных решений в антикризисном управлении. Для его выполнения требуется: • выяснить, как организовано поступление управленческой информации руководству организации; • какая информация при существующей организации управления, из каких подразделений и от каких лиц, как часто и кому поступает; • определить, устраивает ли эта система специалистов по антикризисному управлению, обеспечивает ли она руководство информацией, достаточной для оперативного управления. Если не устраивает, то определить информацию, которая необходима для осуществления эффективного оперативного управления; источники информации (какие подразделения и лица); внести в положения о подразделениях и должностные инструкции пункты, обеспечивающие поступление руководству необходимой информации; • решить вопрос о своевременном предоставлении информации. В анализе экономической ситуации большое значение приобретает себестоимость. Управление экономикой предприятия — это в значительной мере управление себестоимостью. Управлять себестоимостью — значит, планировать и контролировать себестоимость, а затем предпринимать необходимые действия, связанные с маркетингом, бизнес-планированием, разработкой новых вариантов организации производства, управлением персоналом, чтобы себестоимость соответствовала определенным нормативам. При управлении себестоимостью можно: 1) разделить бизнес-процессы компании на три части: поставки — производство — сбыт (основные сферы анализа). Оценить резервы снижения себестоимости на этих трех стадиях; 2) определить, имеется ли в организации программа снижения себестоимости посредством: • улучшения системы закупок (маркетинг поставщиков и цен); • снижения издержек производства (улучшение планирования, повышение уровня организации, контроль времени исполнения операций и расхода материалов); • повышения результативности сбыта и маркетинга; 3) при расчете себестоимости и калькулировании затрат учитывать временной фактор (например, заемные деньги участвуют в калькулировании затрат, понесенных до факта реализации); 4) грамотно нормировать себестоимость; 5) проводить калькулирование, учет, контроль и регулирование маржинального дохода (объем реализации минус затраты на покупку комплектующих и полуфабрикатов) и его поглощения условнопостоянными затратами; 6) организовать постоянный динамичный пересчет (т. е. скользящий режим планирования и учета себестоимости из-за изменений объема выпуска продукции, динамики цен) затрат, фактически проведенного перерасхода и экономии трудовых и материальных ресурсов и других существенных факторов; 7) провести анализ сбыта до уровня продукта и сделки, учитывая, что коммерческая служба компании закупает продукты и услуги по ценам производства и перепродает по ценам покупателя, получая при этом доход, определяемый как разница цены продаж и приведенных затрат с учетом формулы «время — деньги»; 8) определить, какую площадь занимает производство основной продукции, как используется остальная площадь и насколько это рационально; 9) проанализировать, насколько часто меняется оборудование, можно ли перенести производство в другое место (мобильность), каков срок окупаемости основных фондов. Определить, что можно изменить в существующей продукции, чтобы сделать ее более покупаемой; 10) определить, как можно использовать свободную территорию и есть ли основания для свертывания производства и его переориентации; 11) определить возможность проведения среди руководства и сотрудников организации опросы, где они подводили бы итог сделанному, анализируя неудачи и их причины. Определить, какие предложения сотрудники могли бы внести и как реально использовать их в работе организации. Анализ продаж продукции и поведения организации на рынке включает: 1) Маркетинговую оценку объема продаж продукции: • проследить статистические данные о ежемесячных продажах за последние два года; выявить какие-либо зависимости; определить, как влияют на объем продаж сезонные колебания спроса; • определить необходимый объем продаж за месяц и пути распространения (прямые продажи, бартер, магазины, регионы и т.д.); • изучить, какие особенности выпускаемого товара (положительные и отрицательные) отличают его от товаров-конкурентов; определить, существует ли торговая марка продукции, на какой стадии развития сейчас находится продукция; на какое время приходился ее расцвет; 2) оценку существующей схемы продаж, сравнение ее со схемами конкурентов: • описать существующую систему продаж предприятия и его конкурентов; определить достоинства и недостатки систем, которые можно использовать для данной продукции в данной организации и конкретные преграды для усовершенствования системы продаж; • определить, что из опыта конкурентов можно использовать; 3) выявление основного потребителя, возможности расширения рынка сбыта, т.е. следует определить: • основных потребителей продукции организации и объем производимого товара, который они ежемесячно потребляют; могут ли они купить больше и почему этого не делают; стабильно ли поведение потребителя; • почему потребители покупают именно у нас (традиция, качество товара, цена товара и т.д.); провести небольшой опрос постоянных клиентов, узнав их пожелания и предложения; возможно, завести на постоянных клиентов учетные карточки, содержащие сведения об их руководстве, привычках, положении дел на предприятии и т.д.; • где сосредоточены основные потребители продукции, можно ли расширить регион продаж; что было сделано для этого, каковы результаты; • сколько предприятий могли бы стать потенциальными покупателями продукции; в каких регионах они в основном сосредоточены; • пополняется ли рынок сбыта новыми фирмами, каковы тенденции, степень насыщенности рынка (потенциал/объем); • качество выпускаемой продукции, сравнивая ее с продукцией конкурентов; какие еще фирмы могли бы покупать у нас продукцию, у кого они покупают сейчас и почему; если они традиционно покупают у одной и той же фирмы, то, скорее всего к ним лучше как не обращаться; • можно ли несколько снизить цену на продукцию, если качество продукции других фирм лучше; • ведется ли рекламная кампания и где, каковы ее результаты; 4) анализ проблем, возникающих при продажах (брак, поставщики и т.д.) т.е. следует определить: • что мешает продавать; • существуют ли брак продукции (производственный или от плохого хранения), кражи; • часто ли возникают неплатежи при продаже товара; • как надежно работают поставщики; 5) анализ персонала и системы оплаты труда в отделе продаж, отчетности и норм продаж: • определить состав сотрудников отдела продаж (возраст, образование, опыт работы); • составить для каждого сотрудника личный отчет о продажах за последние годы работы, сравнить его с сезонным графиком продаж; вычислить средний объем продаж для каждого сотрудника, для всех сотрудников по месяцам; определить стабильность работы каждого сотрудника, перевыполнение или невыполнение им средней нормы, работает ли он только с несколькими постоянными клиентами или постоянно расширяет клиентуру; • провести опрос сотрудников с целью выявить недостатки существующей системы продаж, рассмотреть предложения по реорганизации и улучшению сбыта; • взять на работу еще два-три сотрудника, чтобы повести сравнение производительности труда; • ввести строгую статистическую отчетность отдела продаж; после каждой сделки фиксировать причины её заключения; • развивать систему услуг отдела продаж, гарантии, сервис, информационные услуги; • сделать систему оплаты труда зависящей от количества проданного товара При оценке деятельности маркетинговой службы основными направлениями являются следующие: 1)реклама и связи с общественностью: 2) маркетинговые опросы. Технология антикризисного управления — решающий фактор его успеха. Она должна разрабатываться с учетом конкретных обстоятельств и в определенной мере является продуктом искусства управления.
|