Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание и государственная регистрация юридических лиц
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. В основе добровольного порядка возникновения юридических лиц лежит решение, принятое коллективом будущих членов создаваемой организации, которое должно быть представлено в определенный государственный орган, и после этого могут быть предприняты дальнейшие шаги по созданию юридического лица. Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или представление их в ненадлежащий орган. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц. Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации — внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК). В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка. Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен прежде всего для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства (ст. 12 Закона о банках). При создании коммерческих организаций, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенного товара (услуги), необходимость согласия антимонопольного органа установлена в целях поддержания и защиты конкуренции на этом рынке (ст. 17 Закона о конкуренции). По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России. Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия. Однако в ряде случаев государственная регистрация осуществляется по решению иных уполномоченных на это органов. Например, на основании ст. 15 Закона о банках решение о государственной регистрации банков и иных кредитных организаций принимает ЦБ РФ, который в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется по решению Министерства юстиции Российской Федерации или его территориальных органов. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Процедура и порядок государственной регистрации юридических лиц призваны обеспечить деятельность всех юридических лиц в Российской Федерации в соответствии с законодательством. Именно пройденная государственная регистрация юридических лиц дает право учредителям юридических лиц вести различную уставную деятельность и приобретать права в соответствии с целями ведения бизнеса, вступать в различные правоотношения, распоряжаться имуществом юридических лиц после их государственной регистрации. Таким образом, государственная регистрация юридических лиц обеспечивает их законную деятельность на территории Российской Федерации. После государственной регистрации юридических лиц происходит закрепление за юридическими лицами различных форм ведения бизнеса, способов сдачи отчетности, ведения бухгалтерского учета, распоряжения имуществом юридических лиц. На основании государственной регистрации юридических лиц можно определить, в какой форме и в каких процедурах будет регулироваться деятельность юридических лиц после их государственной регистрации. При государственной регистрации юридических лиц происходит образование различных предприятий, обществ, организаций, корпораций, обществ открытого типа, закрытого типа, с ограниченной ответственностью. Все эти организационные формы ведения бизнеса, избранные при государственной регистрации юридическими лицами, позволяют им максимально эффективно вести предпринимательскую деятельность, достигая необходимых результатов хозяйствования. Однако государственная регистрация касается не только тех юридических лиц, которые проходят государственную регистрацию для ведения коммерческой деятельности, но и тех юридических лиц, государственная регистрация которых позволяет им заниматься общественной, политической, социально востребованной деятельностью типа просвещения, религиозного образования, спортивной, оздоровительной работы и т.п. В зависимости от целей ведения бизнеса определяется и порядок государственной регистрации юридических лиц. Для юридических лиц, создаваемых и проходящих государственную регистрацию с целью последующего получения прибыли, государством предусмотрен достаточно простой общий порядок регистрации, а для юридических лиц, деятельность которых после государственной регистрации будет связана с различной общественной, политической, религиозной, просветительской деятельностью, предусмотрен специальный порядок государственной регистрации юридических лиц. На основании сказанного выше можно сделать вывод, что государство предусматривает различные порядки государственной регистрации юридических лиц в зависимости от целей их деятельности: общий или специальный порядок государственной регистрации юридических лиц в зависимости от того, создаются юридические лица с целью ведения коммерческой деятельности и получения прибыли или для ведения различной социально значимой деятельности. В рамках же общего порядка государственной регистрации юридических лиц для юридических лиц, выбравших различную организационную форму ведения бизнеса, предусмотрены и различные нюансы государственной регистрации. Так, процедуры и порядок государственной регистрации юридических лиц, выбравших формой ведения бизнеса акционерное общество, несколько отличаются от процедур и порядка государственной регистрации юридических лиц, выбравших, к примеру, формой ведения бизнеса общество с ограниченной ответственностью.
|