![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмпирическая и рационалистическая традиции в философии Нового времени.
Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи: философского научного метода; методологии познания человеком внешнего мира; связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм; рационализм. Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон, придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом, не отрицая роли разума в познании. Разум, по мнению Бэкона, должен: - перерабатывать данные чувственного познания и опыта; - находить коренные причинные связи, явления; - раскрывать законы природы. Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности. Бэкон предложил интересную и глубоко содержательную критику схоластики. Он утверждал, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от любых предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами, и делил их на четыре рода: - «идолы рода» (ложные представления, которые обусловлены несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума); - «идолы пещеры» (искаженное видение действительности, связанное с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам); - «идолы рынка» (ложные представления людей, которые порождены неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях); - «идолы театра» (неверные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем). Своей философией Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы. Вслед за Бэконом эмпириком и сенсуалистом в гносеологии был Томас Гоббс. Основой познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Ренэ Декарта, Бенедикта Спинозы, Готфрида Лейбница. Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение - это отправной пункт познания. Все идеи Декарт подразделил на две группы: - пришедшие из чувств; - врожденные. По утверждению Декарта, ясность и отчетливость наших представлений - вот критерий истинности. Спиноза различает три вида познания: - чувственное, дающее только смутные и неистинные представления; - посредством разума, дающее знание о модусах; - интуиция, открывающая истину. Лейбниц в своей философии на рациональной основе исследует сочетание рационализма и эмпиризма.
|