![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контент-анализ документов как метод сбора эмпирической информации.
Контент-анализ – это техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста. При этом подразумевается, что применение такой техники включает некоторые стандартные процедуры, часто предполагающие измерение. Полученные данные должны обладать заданным в исследовании уровнем обобщенности. Основными направлениями использования контент-анализа являются: · выявление и оценка характеристик текста как показателей определенных сторон изучаемого объекта; · выяснение причин, породивших сообщение; · оценка эффекта воздействия сообщения. Исследование характеристик текста проводится с целью проверки гипотезы о фокусе внимания, основных тенденциях или же особенностях различных источников коммуникации. Требование объективности анализа делает необходимым перевод исследуемого материала на язык гипотез в единицах, которые позволяют точно описать характеристики текста. В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем, связанных: · с выработкой категорий анализа, · с выделением единиц анализа, · с выделением единиц счета. Категории анализа – это понятия, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания). Они должны быть исчерпывающими, т.е. охватить все части содержания, определяемые задачами данного исследования; отвечать требованию взаимоисключаемости; должны отвечать надежности, т.е. их стоит сформулировать таким образом, чтобы у различных исследователей была достаточно высокая степень согласия по поводу того, какие части содержания следует отнести к той или иной категории. Про проведении формализованного анализа содержания нужно четко указать признаки, по которым определенные единицы относятся к определенным категориям. Единица анализа (смысловая или качественная) – та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию. Смысловой единицей контент-анализе должна быть социальная идея, социально значимая тема. Может быть выражена в тексте одним словом, некоторым устойчивым сочетанием слов, вообще не иметь явного терминологического выражения, а преподноситься описательно или скрываться в заголовке абзаца, раздела. В связи с этим перед исследователем возникает задача выделения признаков (показателей), по которым определяется наличие в тексте темы или идеи, значимой с точки зрения целей исследования. Показатели по своему характеру могут быть неоднородными: относящиеся к теме слова и словосочетания, термины, имена людей, названия организаций, географические названия, упоминания исторических событий и т.д.
|