Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть 2. Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие. К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру. К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп. В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5—7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена. Задание 21. Понимание текста. Какое определение социальной группы даёт автор? Задание 22. Понимание текста. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора. Задание 23. Конкретизация материала текста. Что отличает формальную группу от неформальной? Используя содержание текста, укажите два отличия. Приведите примеры формальных и неформальных групп. Задание 24. Аргументация суждений. Автор текста утверждает, что главное «в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена». С опорой на текст и личный социальный опыт укажите по одному «плюсу» и «минусу» такого воздействия. В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход. Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды). Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов - уже более 20% населения были держателями акций. Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы. Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами. Задание 21. Понимание текста. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие. Задание 22. Понимание текста. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Задание 23. Конкретизация материала текста. Какие ещё показатели, помимо богатства и дохода, определяют положение человека в обществе? Приведите пример двух представителей социальных групп, которые близки по уровню доходов, но различаются по иным показателям? Задание 24. Аргументация суждений. Автор считает, что в современных западных странах социально-классовые различия сглаживаются. Согласны ли вы с этой позицией? Приведите два аргумента в защиту своей позиции.
Маргиналы — обозначение личностей и групп, находящихся на окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций... Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия осмысления Вселенной и общества,... форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества....Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации — все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70—80-х гг....в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений — просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., — движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп... Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время — как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания». (Е. Рашковский) Задание 21. Понимание текста. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сформулируйте собственное определение понятия «маргиналы». Задание 22. Понимание текста. Как вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций»? Приведите два объяснения. Задание 23. Конкретизация материала текста. Укажите названные автором причины появления маргинализированных групп и, опираясь на знания обществоведческого курса, проиллюстрируйте одну из них примером. Задание 24. Аргументация суждений. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталитарные и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чём заключается их общественная опасность.
|