Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся: 1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; 3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли; 8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитарных предприятий в открытые акционерные общества, последние становятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются общие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК). Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе установить специальное право на участие в управлении акционерными обществами, созданными на базе приватизированных предприятий, имеющих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием общества, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, несмотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и менее акций (и соответственно — голосов) такого общества. Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.). Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретаемых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денежных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяются нормы Закона о приватизации. Приватизация жилых помещений и земельных участков производится в соответствии со специальными нормами жилищного и земельного законодательства. Основания прекращения права собственности: Право собственности является не только наиболее широким по содержанию, но и наиболее устойчивым вещным правом, составляя основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота. Поэтому закон специально регулирует не только основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения (правопрекращающие юридические факты). Эти последние подлежат особо тщательной регламентации, с тем чтобы сохранить и поддержать «прочность» права собственности в соответствии с провозглашенным в п. 1 ст. 1 ГК принципом неприкосновенности собственности. Ст. 235 ГК РФ устанавливает следующие основания прекращения права собственности: 1. отчуждение собственником своего имущества другим лицам; 2. отказ собственника от права собственности; 3. гибель или уничтожение имущества; 4. утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Анализ законодательства позволяет выделить следующие группы оснований прекращения права собственности: 1) универсального характера (касающиеся всех собственников): · по воле самого собственника (в добровольном порядке - отчуждение и отказ); · в связи с гибелью или уничтожением вещи; · при обращении кредиторами взыскания на имущество собственника по его обязательствам. 2) принудительное изъятие имущества у частного собственника: · возмездное; · безвозмездное. Прекращение права собственности происходит лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Гражданско-правовой статус производственных кооперативов: Производственный кооператив (артель) - добровольное объединениегражданна основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на 1. их личном трудовом и ином участии и 2. объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив, подобно товариществам и обществам, представляет собой коммерческую организацию, основанную на началах членства (т.е. корпорацию) (ст. 107 ГК; ст. 1 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»). Особенности правового статуса производственных кооперативов: 1. в отличие от товариществ и обществ кооперативы не столько на объединение имущества участников, сколько на их совместное, личное трудовое участие в деятельности созданной ими организации; 2. распределение полученного дохода между участниками главным образом (или даже исключительно) по труду, а не пропорционально имущественным вкладам; 3. наличие у каждого члена лишь одного голоса при решении всех общих вопросов (т.е. полное равенство в управлении общими делами); 4. члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива; 5. фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова " производственный кооператив" или " артель"; 6. высшим (волеобразующим) органом управления является общее собрание (при трехзвенной системе: общее собрание - наблюдательный совет - исполнительный орган (председатель и правление).
|