Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы приватизации государственного и муниципального имущества






Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;

8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК). Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно — голосов) такого общества.

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

Основания прекращения права собственности: Право собственности является не только наиболее широким по содержанию, но и наиболее устойчивым вещным правом, составляя основную юридическую предпосылку и результат нормального иму­щественного оборота. Поэтому закон специально регулирует не толь­ко основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения (правопрекращающие юридические факты). Эти по­следние подлежат особо тщательной регламентации, с тем чтобы со­хранить и поддержать «прочность» права собственности в соответст­вии с провозглашенным в п. 1 ст. 1 ГК принципом неприкосновенно­сти собственности.

Ст. 235 ГК РФ устанавливает следующие основания прекращения права собственности:

1. отчуждение собственником своего имущества другим лицам;

2. отказ собственника от права собственности;

3. гибель или уничтожение имущества;

4. утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие группы оснований прекращения права собственности:

1) универсального характера (касающиеся всех собственников):

· по воле самого собствен­ника (в добровольном порядке - отчуждение и отказ);

· в связи с гибелью или уничтоже­нием вещи;

· при обращении кредито­рами взыскания на имущество собственника по его обязательствам.

2) принудительное изъятие имущества у частного собственника:

· возмездное;

· безвозмездное.

Прекращение права собственности происходит лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Гражданско-правовой статус производственных кооперативов: Производственный кооператив (артель) - добровольное объединениегражданна основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на

1. их личном трудовом и ином участии и

2. объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Производственный кооператив, подобно товариществам и обществам, представляет собой коммерческую организацию, основанную на началах членства (т.е. корпорацию) (ст. 107 ГК; ст. 1 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»).

Особенности правового статуса производственных кооперативов:

1. в отличие от товариществ и обществ кооперативы не столько на объединение имущества участников, сколько на их совместное, личное трудовое участие в деятельности созданной ими организации;

2. распределение полученного дохода между участниками главным образом (или даже исключительно) по труду, а не пропорционально имущественным вкладам;

3. наличие у каждого члена лишь одного голоса при решении всех общих вопросов (т.е. полное равенство в управлении общими делами);

4. члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива;

5. фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова " производственный кооператив" или " артель";

6. высшим (волеобразующим) органом управления является общее собрание (при трехзвенной системе: общее собрание - наблюдательный совет - исполнительный орган (председатель и правление).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал