Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 1






Этим трем структурным составляющим соответствуют и три различных вида освоения психического опыта человека: общая психология, социальная психология и область художе­ственного творчества.

Насколько реальны эти различия и в чем состоит их мате­риализация?

В первом случае реальность общечеловеческих психичес­ких свойств даже визуально очевидна. Возьмем самые элемен­тарные психические процессы — ощущение и восприятие.

Уже здесь очевиден общечеловеческий характер этих наи­более " элементарных" проявлений человеческой психики.

Они же вместе с тем носят и социальный характер. Орел, как известно, видит дальше человека, но человек видит больше орла, его восприятие социальной реальности намного богаче.

И вместе с тем этот ряд элементарных и более сложных общечеловеческих проявлений психики не принято изымать из сферы общей психологии. Почему?

Потому что здесь речь идет именно об общечеловеческих, хотя и социально обусловленных, психических свойствах. Но что значит общечеловеческие? Это те свойства, которые при­сущи любому человеку, или человеку вообще.

Эффект социальности психической деятельности. Из ска­занного очевидна условность различия предмета общей и со­циальной психологии. Социальны в конечном итоге все, в том числе и общечеловеческие, свойства психики человека.

Но степень или эффект социальности психической деятель­ности не равнозначен в том случае, когда человек предстает перед нами как отдельный и как бы изолированный от других индивид или в том случае, когда он вступает во взаимодей­ствие с другими людьми.

Это было замечено давно. Еще древнегреческий философ Платон различал поведение индивида наедине с собой и в тол­пе. В первом случае человек, по Платону, способен на рацио­нальное поведение, во втором — он становится жертвой стадных, иррациональных инстинктов. Известно и то, что в условиях длительной изоляции человек может потерять способ­ность к общению и пониманию себе подобных. А человеческое существо, выросшее лишь среди зверей, не способно стать че­ловеком.

Здесь мы имеем дело уже с тем дополнительным эффек­том социальности психики и психической деятельности, кото­рый как раз более всего и представляет интерес для социальной психологии как науки. Это — эффект влияния социальной общ­ности и общения на человека.

Сила данного эффекта прямо пропорциональна массе вли­яющей на человека общности. Здесь человека можно уподобить элементарной частице, которая разгоняется в атомном реак­торе. Чем выше скорость разгона, тем выше скорость протека­ния психических процессов, выше уровень эмоциональности, реактивности и экспрессивности индивида.

Возьмем для примера и сравнения человека в трех разных ситуациях погруженности в контакт с другими.

Ситуация первая. Студент на лекции. Спокойная, эмоци­онально сдержанная обстановка, напряженная интеллектуаль­но-деловая атмосфера. Никто не вскакивает, и никто ничего, как правило, не кричит.

Ситуация вторая. Мы расширяем пространство общения. Концерт. Психологически раскрепощенный контакт артиста со зрительской аудиторией. Публика способна к эмоционально­му реагированию в самом широком диапазоне — от улыбки и смеха до бурных проявлений радости и восторга через апло­дисменты и выкрики " браво! ". Агрессивное поведение зрите­лей, как правило, исключено.

Ситуация третья. Поведение спортивных болельщиков на стадионе во время состязаний. Многим известен психологичес­кий эффект одновременного восприятия, переживания и реаги­рования тысяч людей, следящих за спортивной борьбой на стадионе. Атмосфера ожидания развязки складывающейся си­туации, завершающейся эпизодически взрывом эмоций востор­га или разочарования тысяч болельщиков. Даже человек, вначале пассивно реагирующий на ход состязания, начинает под ее влиянием постепенно заражаться настроением стадио­на. При этом он может повести себя совершенно не свойствен­ным для него образом. Спокойный и уравновешенный на работе или в семье, он вдруг способен проявить себя как бурный ита­льянский " тиффози" — вскакивать, кричать, толкать соседей. Здесь недалеко и от " скромных" предложений толпы болельщиков " судью на мыло" до самых безграничных проявлений агрессивности.

Феномен психического заражения имеет место во всех трех случаях, рассмотренных выше. Он же выступает одновре­менно и в качестве механизма психической стимуляции совме­стной деятельности людей.

Эффект социальной психики, в данном случае податливо­сти человека воздействию на него других людей, может быть прослежен и экспериментально. Американский психолог Соло­мон Аш, в частности, провел в 1951 г. эксперименты, которые позволили констатировать или установить факт конформнос­ти или, что то же самое, податливости человека групповому давлению[2].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал