![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личность как социально-психологическая проблема
Понимание личности как проблемы. Уже в структуре личности заложено противоречие между ее стабильной и динамичной (подвижной) составляющей. Сравнительно стабильна система психологических установок и стереотипов поведения. Психический же настрой личности, особенно его актуальная и ситуативная составляющие достаточно подвижны. Сложившийся набор социальных ролей личности требует от нее устойчивого, прогнозируемого другими поведения в рамках социальных норм и ожиданий, вытекающих из ее социально-психологического статуса как в первичной группе, так и в социуме в целом. Но сложная духовная жизнь индивида, подверженная смене настроений, способна выбить его из привычной колеи, поставить перед неожиданным и крутым поворотом в жизни. Уже в этом столкновении устойчивых стереотипов и ориентации личности с ее же более подвижным жизненным опытом, со свойственной ему сменой впечатлений и настроений заложено глубокое внутреннее противоречие личности. Последнее и дает основание рассматривать личность в качестве социально-психологической проблемы. Природа противоречий личности. Основным источником проблемности личности с этой точки зрения является чаще всего разрыв между уровнем притязаний и реальным потенциалом психических и физических сил и возможностей личности, между масштабностью мотивации, целей и намерений и уровнем психологической готовности к их практической реализации. Эти противоречия проявляются во всем многообразии несоответствий между потребностью самоопределения личности (найти себя) и трудностью ее реализации, между жаждой подлинного самовыражения и суррогатной практикой ее утоления. С этой точки зрения тяга к нецензурным средствам речевого общения может квалифицироваться в качестве ущербного способа компенсации неспособности к более полному самовыражению своей индивидуальности. Это же одновременно и способ " психологической разрядки" от давящего комплекса неполноценности. В конечном итоге в основе этих противоречий лежит трудность реализации потребности самосознания личности в упорядочении своих внутренних ценностей и ролей, сложность построения их оптимальной шкалы с таким распределением приоритетов, которое бы не противоречило подлинным интересам самого человека. Природа проблемности личности состоит здесь в трудности формирования ее интегрального " Я". Именно оно несет ответственность за адекватную оценку своих психических и физических сил и возможностей, за адекватное соотнесение своих притязаний и потенциала, за оптимальность выбранного пути и средств личностной самореализации и т. д. Ключевое значение для преодоления этих противоречий имеет прежде всего адекватное представление личности о своем духовно-нравственном потенциале, о его специфике, масштабности, его возможностях и границах. Пути преодоления внутриличностных противоречий. Не менее существенна и полнота представлений личности о ее социальных ролях, о путях преодоления межролевых и внутриличностных противоречий, о наибольшей адекватности ролевых предпочтений и приоритетов интересам развития и реализации ее уникального духовно-психического потенциала. Но многообразием социальных ролей не покрывается поле личностного самосознания. Столь же актуально осознание индивидом себя в качестве представителя рода человеческого, равно как и носителя своей уникальности, индивидуальной неповторимости. Таким образом, преодоление внутриличностных противоречий предполагает, прежде всего, осознание индивидом природы последних и поиск путей согласования между собой тех доминирующих ценностей и ориентации, которые оказываются между собой в состоянии конфликта. Интегральное " Я". В свою очередь, как осознание всего этого, так и выбор путей снятия конфликта ложится на интегральное " Я" личности, которое способно выступать в роли внутреннего арбитра при решении спорных вопросов. Интегральное " Я" стоит над более частными по отношению к нему разновидностями личностного самосознания. Именно это позволяет интегральному " Я" выстраивать ту или иную систему отношений, предпочтений и выборов применительно к различным ролевым функциям и ценностям личности. Вместе с тем и по отношению к интегральному " Я", к тому, как оно справляется со своими обязанностями, необходим контроль со стороны самосознания. Это еще более высокий уровень последнего, который выступает по отношению к интегральному " Я" в качестве его цензуры. В роли цензора здесь выступает уже некое " Сверх-Я". Последнее представляет собой отношение к отношениям, т. е. свою оценку того, как интегральное " Я" строит свои отношения со всей совокупностью более частных ролей и ценностей личности. " Сверх-Я" более свободно и вариабельно в ситуации выбора предпочтений и принятии решений в отличие от интегрального " Я", которое так или иначе, но должно соотноситься со своими частными ролями и ценностями. Именно на уровне " Сверх-Я" как раз и возможно такое) решение, которое, не затрагивая структуру внутриличностных отношений, способно придать им новое качество. Это тот случай, когда принято говорить. " Если ситуация невыносима, но ты не можешь ее изменить, то измени свое отношение к ней". Способы повышения уровня рефлексивного потенциала личности. Из всего сказанного достаточно очевидно то, что как в отношениях интегрального " Я" к системе ролевых предписаний и функций, усвоенных личностью, так и в отношениях " Сверх-Я" к интегральному " Я" проявляется способность человеческого мозга и сознания к рефлексивной деятельности. При этом достигается его более высокий уровень разрешающей способности по отношению к той или иной проблеме. Повышение ранга рефлексивности означает вместе с тем и развитие рефлексивного потенциала личности. С этой точки зрения и " Сверх-Я", так же как и интегральное " Я", нуждается в контроле над собой. В таком случае возникает еще один более высокий уровень рефлексии по отношению к тому, что только что было квалифицировано как " отношение к отношению". Таким образом, уровень психологической готовности личности к разрешению своих внутренних проблем в конечном итоге оказывается в зависимости от степени развитости ее рефлексивного потенциала или способности подниматься над своими внешне ориентированными ролевыми отношениями к реальным проблемам внутреннего роста.
|