Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Массовая психология
Массовая психология как продукт специфической общности людей. В отличие от такого социально-психологического явления, как дух времени или психология эпохи, отражающего лишь общность психического состояния очень разных групп людей, которые могут и не состоять друг с другом в непосредственном контакте и от которых не требуется проявление общности в их реальном поведении, массовая психология людей характеризуется столь высокой динамичностью их психического состояния, которое склонно обязательно проявляться в их совместном действии. Психология масс имеет свой характер, как его имеет и психология народа. Однако в отличие от последнего характер массового поведения не несет на себе никакой печати индивидуальности в отличие от специфики в характере того или иного народа. Характер массовой психологии и поведения людей в высшей степени стандартизирован. Массовая психология сохраняет свою способность проявления и подчиненность своим универсальным механизмам поведения и общения (заражения, подражания, внушения, моды и т. д.) вне зависимости от ее принадлежности к той или иной территории, государству или народу. В этом одна из причин особой живучести массовой психологии Вместе с тем, несмотря на все возможное многообразие проявлений массовой психологии, есть нечто общее во всем том, что принято относить к этому феномену. Это общее связано как с характером массового психического состояния и поведения людей, со спецификой социально-психологических механизмов их массового действия и общения, так и с той ролью, которую совместная активность больших социальных общностей способна оказывать и оказывает на отдельного индивида. Очевидна, например, достаточно выраженная в явлениях массовой психологии тенденция к взаимному уподоблению, унификации поведения людей, их деперсонификации, а соответственно и к снижению уровня индивидуального самосознания и ответственности Так, в отличие от психологии народа, имеющего свое лицо и обладающего той или иной степенью индивидуальности, уникальности и неповторимости, массовая психология как специфическое явление представляет собой, как правило, некое неперсонифицированное образование Массовая психология как психическое состояние и поведение многих людей под влиянием тех или иных обстоятельств несет на себе печать не столько субъективности, сколько ситуативности. Специфика массовой психологии как продукта и проявления аморфной общности людей состоит в способности последней растворять в себе всякое индивидуальное, личностное начало, если это не лидер массового политического или религиозного движения, не идеолог и не символ или кумир массового поветрия, увлечения или моды К числу уникальных особенностей массовой психологии следует отнести и ее безусловную податливость таким закономерностям и механизмам (заражение, подражание, мода), которые ориентированы в своем воздействии скорее на чувства, эмоции и бессознательные реакции человека, чем на его разум, рассудок и сознание Из этого же следует и свойственная массам предрасположенность к немедленному действию, которая связана как с их повышенной эмоциональностью, так и с неотделенностью их психического состояния от активных форм его проявления. На эту особенность массовой психологии обращал внимание А И Герцен " Массы, — писал он, — полны тайных влечений, полны страстных порывов, у них мысль не разъединилась с фантазией, у них она не остается по нашему теорией, она у них тотчас переходит в действие" [19, с 60] Названные выше общие особенности массовой психологии очень сближают ее с одним из ее наиболее ярких проявлений — толпой. Формы массовой психологии. Массовая психология имеет многообразные формы своего проявления Это могут быть массовые социокультурные, политические, религиозные, национальные или спортивные движения, массовые выступления тех или иных классов или профессиональных групп людей. Массовый характер могут носить и перемещения людей в пространстве, вызванные как природными (землетрясение, извержение вулкана потоп, ураган и т д.), так и социальными катаклизмами (война, голод, авария на атомной станции и т. д.) Массовыми могут быть и движения людей, побуждаемых теми или иными интересами материально-экономического характера (например, золотая лиxopaдка начала XX века в Америке) или вызванные целым комплексом социальных факторов: экономических, политических и духовных С этим связана, например, психология миграции. Печать массовой психологии всегда несет на себе и поведение людей в толпе Наконец, все более массовый характер приобретает психология как материального, так и духовного потребления, связанная с индустриализацией, стандартизацией, научно-техническим прогрессом и распространением влияния средств массовой информации. Массовыми могут быть и различные формы досуга спортивные состязания и их созерцание, праздники и гуляния. Разумеется, во всем многообразии проявлений массового состояния и поведения людей сказываются психологические особенности, связанные с характером и условиями их активности. Психология эмиграции, например, не тождественна психологии политического или религиозного движения даже в тех случаях, когда она (т. е. эмиграция) вызвана политическими или религиозными мотивами и сопровождается соответствующими движениями. Психология паники, порожденной стихийными, природными катаклизмами, не тождественна психологии массового психоза, вызванного реакцией зрителей и слушателей на выступления, например, рок-музыкантов и т. д. Иными словами, в тех или иных проявлениях массовой психологии всегда присутствуют в какой-то степени элементы их специфики, вызванные своеобразием предмета совместной деятельности, общения или поведения больших групп людей. Так, если за психологией политического или религиозного движения стоит определенное умонастроение, связанное с готовностью к борьбе и конфронтацией с другими политическими или религиозными предпочтениями людей, то за психологией эмиграции стоит ориентация на изменение образа жизни и адаптацию к условиям иной, непривычной и чуждой социальной среды. Если психология паники является продуктом психологической неготовности людей к резкому изменению их жизненной ситуации, то массовая же психология движения на поиски золота (" золотая лихорадка") — продукт внутренней готовности к поиску удачи ценой любых испытаний. Массовая психология многолика по своим проявлениям и не сводится к психологическому состоянию и поведению толпы. Толпа — всего лишь наиболее яркое и концентрированное проявление того, что свойственно большой массе людей: экзальтация, эмоциональный максимализм, внушаемость, готовность к немедленному действию, завышенные ожидания, преклонение перед героем или кумиром и т. д. В числе проявлений массовой психологии немало и таких движений, которые четко и однозначно идеологически и политически ориентированы, а значит и поддаются контролю лидеров и соответствующих социальных институтов. Это религиозные и политические движения, связанные как с мировоззренческими установками, так и с особенностями социально-экономического положения больших групп людей (классов) в системе общественного производства Это и различные молодежные движения, если они приобретают массовый характер Массовая психология как предмет исследования Предметом пристального и растущего внимания исследователей (социологов и социальных психологов) массовая психология становится во второй половине XIX — начале XX века, что было вызвано целой волной социально-психологических конфликтов, Движений и революций в Европе Вначале отдельные, а затем и многие социологи именно в этот период вынуждены были отойти от прежнего толкования общественной жизни, они все более склонялись к сознанию необходимости изучать исторические события, учитывая психологию массовых движений. Одним из первых, кто раньше других обратил внимание на возрастающую мощь и силу массовых выступлений, был французский социолог и публицист Гюстав Лебон. Он говорил о крушении прежних устоев общества и о приходе новой " эры масс". Г. Лебон склонен был даже несколько преувеличивать возможности влияния политической активности масс на власть. " Массы диктуют правительству его поведение, и именно к их желаниям — то оно и старается прислушаться. Не на совещаниях государей, а в душе толпы подготовляются теперь судьбы наций" [20, с. 154]. Наиболее популярной у многих социологов того времени была трактовка любого массового движения как результата взаимодействия героя и толпы. Если герой был носителем сознания, то масса или толпа способна была лишь не бессознательное, слепое и разрушительное действие. Несколько различались лишь представления о природе лидерского влияния на массы. Г. Тард и Н. К. Михайловский считали, что важную роль во взаимодействии героя и толпы играет массовое подражание и магнетическая власть лидера над массой. Г. Лебон же объяснял иррациональность массового поведения спецификой самого состояния и в целом психологии масс, огромной стихийной силой их влияния на отдельного индивида. Психология толпы. Характерно и отождествление массового поведения с поведением толпы как наиболее ярким проявлением психического состояния масс. Г. Лебон предложил концепцию психологии толпы, согласно которой последняя представляется собой продукт и проявление некой коллективной души. В соответствии с законом " духовного единства толпы", сформулированным Г. Лебоном, индивид независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе, чем если бы он думал и действовал сам по себе. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние " коллективной души" толпы. Толпе, по мнению Г. Лебона, свойственны такие черты как: импульсивность, изменчивость, заразительность и раздражительность, легковерие и податливость внушению, даже гипнозу, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость, авторитарность и консерватизм. Психология индивида в толпе. В толпе, таким образом, сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участвующих в толпе приобретают одно и тоже направление. Чувство ответственности, сдерживающее отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид в толпе приобретает, благодаря только ее численности, сознание непреодолимой силы и это сознание позволят ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один. В толпе же он не склонен к обузданию этих инстинктов, потому что толпа анонимна. Аналогичные наблюдения и описания психологических особенностей поведения толпы и самочувствия отдельного индивида в толпе можно было встретить и у многих отечественных социальных психологов конца XIX — начала XX века. Это нашло отражение, как уже указывалось ранее, прежде всего в концепции героев и толпы Н. К. Михайловского и в исследованиях В. М. Бехтеревым явлений массового внушения и общественного настроения. О силе психологического влияния массы на отдельного индивида немало сказано было и русскими писателями (А. Толстым, М. Горьким, И. Буниным, В. Гаршиным и др.). Ощущение вовлеченности в массовое действие, сопричастности и принадлежности к нему отдельного индивида, оказавшегося его участником, очень живо передано, например, В. М. Гаршиным. " Люди шли быстрее и быстрее, шаг становился больше, походка свободнее и тверже. Мне не нужно было приноравливаться к общему такту: усталость прошла, точно крылья выросли и несли вперед, где гремела уже музыка и раздавалось громкое " ура". Не помню улиц, по которым мы шли, не помню, был ли народ на этих улицах, смотрел ли на нас, помню только волнение, охватившее душу вместе с сознанием страшной силы массы, к которой принадлежал и которая увлекала меня. Чувствовалось, что для этой массы нет ничего невозможного, что поток, с которым вместе я стремился и которого часть я составлял, не мог знать препятствий, что он все сломит, все исковеркает и уничтожит" [21, с. 170—171]. Феномен толпы не только на рубеже веков, но и во второй половине XX века продолжал и продолжает привлекать к себе внимание исследователей — психологов, социологов и историков [22]. Толпа, по мнению Б. Ф. Поршнева, это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом толпу подчас делает общностью только то, что она " против", что она против " них". Несомненно, что это самая печальная и самая низшая, можно сказать, всего лишь исходная форма социально-психической общности [23, с. 93—94]. Однако в качестве объекта, захватившего воображение многих исследователей с наибольшей силой, она, т. е. массовая психология как толпа, была лишь в конце XIX — начале XX века главным предметом внимания. Природа интереса исследователей к массовой психологии и различия в ее оценке. Интерес социологов, психологов и политологов к массовой психологии как и их оценка данного явления не были однозначными. Для многих буржуазных социологов конца XIX — начала XX века массовые, особенно революционные, движения несли в себе угрозу сложившейся системе социальных и политических отношений. Напуганные ростом массовых политических движений в Англии, Франции, Германии, а несколько позже и в России буржуазные социологи этих стран выступили с теориями о примитивном и даже патологическом уровне всякой толпы и массы. Нельзя отрицать и того факта, что не только толпа, но нередко и организованное массовое (политическое или религиозное) движение не исключало деструктивных по отношению к личности и разрушительных по отношению к ранее сложившимся социальным традициям и устоям последствий. Но нельзя также забывать и того, что идеологи и лидеры этих массовых движений давали прямо диаметрально противоположную оценку этим явлениям как источникам прогресса и обновления. Более того, комплиментарная позиция оценки массовой психологии уходит своими корнями даже в античную философию. Марксистский подход к массовой психологии. Естественно и то, что для представителей марксистской линии в социологии и политологии массовые движения, особенно если это касалось выступлений " низов", расценивались как показатель зрелого политического сознания и прогресса. Именно такую трактовку массовых движений, связанных с классовой борьбой, давали Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин, А. Грамши, А. Лабриола и др. Особенно очевиден интерес В. И. Ленина к психологии массовых политических движений. В его работах дан разносторонний анализ психологии революционного движения масс России начала XX века. В. И. Ленин внимательно следил за приливами и отливами политического настроения масс в период первой русской революции и после ее поражения, наблюдал за развитием революционных настроений в Европе и России, вызванных войной и революционной ситуацией. Интерес В. И. Ленина к политическому сознанию " низов" не был случайным. Он обусловливался не только теоретическим признанием народных масс движущей силой исторического развития, но и той эпохой, которая показала действительную политическую энергию массовых движений. Внимание В. И. Ленина к массовой психологии объяснялось, наконец, и его политической установкой на подготовку к свершению социалистической революции, которая могла быть осуществлена только при условии формирования соответствующего политического настроения масс. В. И. Ленин не ошибся в том, что увидел в массах огромную и решающую политическую силу, которая обеспечила победу в октябре 1917 года и последующие успехи в строительстве социализма. Противоречивый эффект массовой психологии. Известно вместе с тем и то, что как первые же годы после октября 1917 так и последующие годы тоталитарного режима и массовых репрессий показали изнанку массовой психологии, способной проявлять себя не только как сила социального обновления, но и подавления личности, если последняя оказывалась яркой и самостоятельной индивидуальностью, не желавшей идти на поводу любого мнения большинства. На эту опасность обратили внимание уже в 1917 году русские писатели Горький и Бунин. Горький говорил о том, что " любимым героем русской жизни и литературы является несчастный и жалкий неудачник, герои — не удаются у нас: народ любит арестантов, когда их гонят на каторгу, и очень охотно помогает сильному человеку своей среды надеть халат и кандалы преступника" [24, с. 116]. И там же: " Сильного не любят на Руси, и отчасти поэтому сильный человек не живуч у нас". Аномальные черты массовой психологии, особенно выпукло проявляются, по мнению И. Бунина, в периоды революционных перемен и потрясений. " Одна из самых отличительных черт революций, — писал он, — бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна" [25, с. 270]. Об опасности использования лишь разрушительной силы массовой психологии, не возвышенной до необходимого уровня культуры и готовности к осуществлению идеалов демократии и социализма, предупреждали в свое время Г. В. Плеханов и Н. А. Бердяев.
|