Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Социальная психология как наука, изучающая многооб­разные проявления психической жизнедеятельности человека






Социальная психология как наука, изучающая многооб­разные проявления психической жизнедеятельности человека, прошла значительный путь в своем развитии как у нас в стра­не, так и за рубежом.

Сегодня ей предстоит принять активное участие в реше­нии больших и сложных социально-психологических проблем, связанных с историческим процессом экономического и поли­тико-правового реформирования, а также духовно-нравствен­ного возрождения и преобразования России.

Это, в свою очередь, предполагает развитие и совершен­ствование духовно-нравственной и социально-психологической культуры, гражданского самосознания человека, а также его психологической готовности к эффективной деятельности во всех сферах социальной жизни.

Для успешного решения данных задач нужны глубокие и разносторонние знания в области социальной психологии, и прежде всего те, которые связаны с феноменом личности и дея­тельности последней в свете данной науки.

Исторический опыт и исследования говорят об огромном потенциале возможностей эффективной психической деятельно­сти человека как личности и неповторимой индивидуальности.

Но на пути развертывания и реализации психического по­тенциала человека немало трудностей, противоречий и много­численных барьеров.

Социально-психологические знания, новейшие методы оценки, коррекции и развития психического потенциала и дея­тельности человека позволяют сформировать надежную сис­тему научного обеспечения эффективности последней.

Как фундаментальная наука, опирающаяся на мировой опыт осмысления и обобщения закономерностей и тенденций психической жизнедеятельности человека, социальная психоло­гия накопила достаточно богатый опыт понимания природы и механизмов психического состояния и поведения людей, который позволяет ей предугадывать и предвидеть многое из того, что может и должно произойти в развитии общества.

Рост интереса людей, например, к этой науке, который наблюдается сегодня, перспектива и расширение сферы ее прак­тического применения — все это было предугадано пионерами ее возрождения в нашей стране еще более четверти века назад.

В середине 80-х годов нами было высказано и предосте­режение об угрозе психологической неготовности общества к эффективному осуществлению процесса его радикального об­новления без необходимой программы социально-психологичес­кого обеспечения.

Однако практическое подтверждение этого и других про­гнозов не означает, что концептуальные и прогностические воз­можности социальной психологии не имеют строгих границ. Сама наука, как известно, не обнаружила той степени дина­мичности в восприятии и понимании природы современных про­цессов социальной трансформации (которая была столь необходима), а значит, оказалась не готовой к адекватному ответу на те непростые вопросы, связанные с психическим со­стоянием, отношениями и действиями людей, которые были по­ставлены временем радикальных перемен.

Из этого следует очевидная актуальность обновления ее концептуального аппарата и методов исследования, значимость перестройки позиций и подходов специалистов в данной облас­ти знаний. Заслуживает в связи с этим особого внимания про­блема формирования психологической готовности человека к эффективной деятельности вообще и инновационной в первую очередь.

Вместе с тем было бы ошибочно и абсолютизировать стремление к переменам любым способом и любой ценой. Вряд ли можно оправдать то шараханье из одной крайности в дру­гую, которое наблюдается нередко как среди практических де­ятелей, так и среди исследователей, способных в относительно короткий интервал времени пережить обращение или трансфор­мацию из бескомпромиссных критиков в апологетов одних и тех же теорий, равно как и наоборот.

Подобные трансформации во взглядах на проблемы со­циальной психологии во многом несут на себе печать как из­лишней политизации, так и подверженности влиянию моды или конъюнктуры, неспособности выдержать дистанцию, необхо­димую для взвешенной оценки событий и обстоятельств, преж­де чем они станут предметом обоснованного научного осмысления и т. д.

В этом же ряду факторов, деформирующих строгость и взвешенность научной выправки исследователя, может оказаться и некритическое заимствование, если не слепое копирование чье­го-либо опыта при одновременной недооценке собственного.

Последнее особенно актуально учитывать в том случае, когда речь идет об отношении к опыту развития отечествен­ной социальной психологии. Последняя, к сожалению, пока не стала предметом постоянного и скрупулезного внимания на­ших исследователей.

Между тем, будучи мировой наукой, социальная психо­логия может успешно развиваться и в рамках сложившихся тра­диций национальных школ под влиянием специфических для истории того или иного народа проблем, не говоря уже о его специфическом взгляде на мир, о его менталитете.

Нам представляется, что одной из причин трудностей осу­ществления современной трансформации социальных структур и отношений в России является как раз неготовность исследо­вателей и практиков к тому, чтобы учесть особенности психо­логии своего народа и его истории, избежав тем самым механического копирования опыта других стран и народов при решении своих в высокой степени уникальных проблем.

Вполне понятно и объяснимо стремление как исследова­телей, так и практиков добиться эффективности от внедрения социально-психологического знания в решение актуальных со­циальных проблем. Успешное развитие современных отраслей прикладной социальной психологии, несомненно, открывает пер­спективу их эффективного внедрения в самые разные сферы социальных отношений и структур.

Нельзя вместе с тем не видеть постепенно растущего раз­рыва между уровнем притязаний специалистов на масштабы внедренческой деятельности, с одной стороны, и уровнем фун­даментально-теоретического обеспечения потенциала практи­ческой социальной психологии — с другой.

Отставание с развитием современной социально-психоло­гической теории с неизбежностью сказывается на потенциале диагностического и прогностического подкрепления современ­ной прикладной социальной психологии.

Бесспорно, полезно накопление и обогащение опыта пси­хологических консультаций и внедрения технологий диагности­ческого и корректирующего характера в работе тех или иных частных фирм, объединений и организаций. Однако еще более весомо внедрение методов социальной психологии для решения масштабных задач на уровне государственного управления.

Перед практической социальной психологией стоит непро­стая задача занять адекватную позицию при поиске способов преодоления тех негативных социально-психологических по­следствий, которые порождаются в обществе растущей соци­альной дифференциацией населения, сопровождающейся ростом недовольства ее наиболее ущемленных слоев, их нереализован­ных потребностей в социальной защищенности от угрозы ни­щеты, безработицы и преступности. Не менее острой и чреватой социальными катаклизмами проблемой остается ущемленное у значительной части населения чувство социальной справед­ливости, равно как и потребность полноценной реализации чув­ства гражданского и человеческого достоинства.

Естественно, что решение этих проблем невозможно лишь на уровне индивидуальной психотерапии или психологических консультаций, но предполагает включение потенциала всей со­циальной психологии в формирование общенациональной стра­тегии социального развития и контроля тех механизмов социальной трансформации, которые бы исключали само воз­никновение подобных проблем.

Тем не менее необходимо учитывать, что социальная пси­хология как наука может отвечать лишь за успехи формирования тех или иных социально-психологических условий и пред­посылок, связанных с эффективностью человеческой деятель­ности в различных сферах социальной жизни.

Поэтому, подчеркивая ее возрастающую значимость, нуж­но помнить не только о ее больших возможностях, но и грани­цах. По мере изменения статуса социальной психологии, когда она покажет возможность успешного решения проблем не только на личностном или микрогрупповом, но и на государственном уровне, шире станут и возможности ее творческой и эффектив­ной самореализации как фундаментальной и прикладной науки.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал