![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология и методы системного педагогического исследования.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Одним из основных методологических принципов признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики отдельных элементов, составляющих систему. Системность – одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов. В рамках системного подхода следует иметь в виду, что система характеризуется следующими особенностями: 1) целостностью. Свойства целого принципиально несводимы к механической сумме его элементов. Вместе с тем каждый элемент в системе имеет свое место и свои функции; 2) структурностью. Функционирование системы обусловлено не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры; 3) иерархичностью. Каждый элемент системы может быть рассмотрен как относительно самостоятельная подсистема; 4) взаимозависимостью системы и среды. Система функционирует и развивается в тесном взаимодействии со средой; 5) множественностью описаний. В связи со сложностью системных объектов в процессе их познания могут быть использованы различные схемы, модели их описания. Научное педагогическое исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на выявление объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Уровни педагогического исследованя: - эмпирический (выявление новых фактов) - теоретический (построение теорий) - методологический (на основе эмпирических и теоретических данных формулируются основные принципы педагогического исследования) Методологические принципы научного педагогического исследования: - целостностных подход - объективность (причинная обусловленность) - изучение объекта в его взаимосвязи с другими объектами - изучение объекта в его развитии Компоненты научно-педагогического исследования: - тема - объект - предмет (некоторый конкретный аспект внутри объекта) - проблема (вопрос, на который нужно ответить) - цель (определить причинно-следственные закономерности) - задачи (установить, определить, узнать) - гипотеза (предположительный ответ) Методы педагогического исследования – способы и приемы познания объективных закономерностей воспитания, обучения и развития. Принципы отбора методов исследования: - использование различных методов - длительное наблюдение - неоднократные проверки на большом объеме полученных результатов - соответстве методов исследования существу изучаемого явления - запрет применения методов, противоречащих морально-нравственным нормам Группы общенаучных методов, используемых в педагогике: - общетеоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение) - социалогические (анкетирование, интервьюирование,) - психологические (тренинг, социометрия, беседа) - математические (шкалирование, ранжирование, корреляция)
|