Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании
Исключительно большое значение в развитии педагогики имеют ее связи с другими науками. Она развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, физиологией человека, этнографией, математикой и другими отраслями знаний. 0 связи педагогики с названными выше науками будет идти речь постоянно при последующем изложении конкретных вопросов воспитания. Здесь же мы ограничимся некоторыми общими аспектами освещения этой проблемы. Один из этих аспектов состоит в том, что педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы. Так, философские идеи, как показано выше, выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории, помогая ученым в определении исходных позиций при исследовании педагогических явлений. Такие же методологические функции по отношению к педагогике выполняют этика, эстетика и другие смежные дисциплины. Идеи же других наук служат непосредственной основой для разработки конкретных педагогических проблем. Например, идеи логики и психологии широко используются при разработке закономерностей организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Физиологические идеи об условнорефлекторной деятельности помогают раскрыть научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек поведения. Таким образом, идеи различных наук о человеке позволяют педагогике глубже и всесторонне исследовать закономерности воспитания. На это положение в свое время указывал еще К.Д. Ушинский. В предисловии к I тому «Педагогической антропологии» он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[14]. Тем самым он обращал внимание на необходимость глубокого изучения в педагогике данных всех антропологических наук, исследующих человека. Творческая переработка в педагогике идей других наук о воспитании человека особенно большое значение имеет в настоящее время, когда человековедение, по справедливому замечанию известного психолога Б.Г. Ананьева, превращается в одну из генеральных проблем современной науки. «Однако, – отмечал он, – существует и некоторая опасность, таящаяся в такой ситуации: поток крайне разнородной научной информации уже сейчас превышает возможность ее своевременной переработки; некоторые из педагогических приложений гипертрофируются и противопоставляются самой педагогике, притязая на собственную теорию воспитания; возрастает дробность подходов к воспитанию и обучению, обусловленная прогрессирующей дифференциацией отдельных наук о человеке. Преодолеть такие тенденции можно лишь путем строгого отбора, организации и интеграции педагогических приложений разных наук в системе самой педагогики, путем последовательного развития ее... философских основ»[15]. Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является творческое использование их методов исследования. В частности, расширению методов экспериментального исследования при изучении педагогических явлений во многом способствуют такие науки, как психология, социология и др. Математика обогащает педагогику статистическими методами исследования. Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния на эти науки. Например, теоретические идеи о роли воспитательного коллектива в формировании личности, фундаментально разработанные в педагогике (В.А. Лай, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко), оказали и продолжают оказывать воздействие на развитие исследований по данной проблеме в таких науках, как психология, философия, этика, социология, и др. Необходимо подчеркнуть и следующее. Как ни глубоко проникают указанные выше науки в различные аспекты развития и формирования личности, ни одна из них всесторонне не раскрывает сущности и закономерностей воспитания в целом, в единстве его теоретических и методических основ. Эту сложнейшую проблему решает только педагогика и переводит ее в область практического осуществления. Вот почему предметом особой гордости каждого учителя должно служить то, что среди представителей других наук о человеке только он один, владеющий педагогическими знаниями и соответствующими методиками, в состоянии действительно воспитывать и формировать растущую личность, развивая ее интеллектуально-творческие способности, высокую духовность, мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру.
|