Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительные особенности поведения во время консультации хорошего и плохого психолога-консультанта






№ п/п Сравниваемые особенности поведения Хороший психолог-консультант Плохой психолог-консультант


В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен проявлять в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.

2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.

3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло 1.

1 Мей Р. Искусство психологического консультирования. – С. 98.

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.

Эмпатия – это основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, чтобы роли консультанта и клиента поменялись между собой и клиент, узнав о проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту.

Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он считает психолога-консультанта открытым человеком и не испытывает боязни открыться перед ним – значит, в плане открытости консультанта клиенту все в порядке.

Во-вторых, открытость – это стремление психолога-консультанта в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя не только свои достоинства, но, возможно, и недостатки. Будучи вполне открытым человеком, психолог-консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпатировать или шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант – это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе консультирования играть не свойственную ему в жизни роль.

В-третьих, открытость проявляется в том, что консультант показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы. Эмпатия сопутствует открытости, одно без другого существовать практически не может.

Под выражением личной заботы психолога-консультанта о клиенте понимается такое внешнее поведение психолога-консультанта, которое выражается в действиях и словах, демонстрирующих искреннюю заинтересованность, заботу консультанта о клиенте. Такая забота, однако, также не должна быть чрезмерной. Психологу-консультанту в общении с клиентом не рекомендуется быть слишком эмоциональным человеком, чтобы не оказывать возбуждающего влияния на психологическое состояние клиента.

Доброжелательность – это также важное психологическое качество консультанта. Хотя данное качество коррелирует практически со всеми перечисленными выше качествами личности, однако, оно имеет и свои собственные индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение психолога-консультанта в любых ситуациях, что бы ни случилось и как бы ни вел себя сам клиент, сохранять ровный и, безусловно, доброжелательный стиль общения с ним.

Особое место в практике психологического консультирования занимает так называемое безоценочное отношение психолога- консультанта к клиенту. Поясним, что под этим имеется в виду. Прежде всего – это стремление психолога-консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности. Что бы клиент ни говорил о себе, какие бы внутренние чувства ни испытывал по отношению к нему психолог-консультант, одобряя или не одобряя про себя его поступки, консультанту следует воздерживаться от оценок поступков клиента. Главная его задача состоит в максимально глубоком понимании клиента, его проблемы и в том, чтобы помочь эту проблему решить.

Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оценивания его проблемы и выработки рекомендаций по поводу того, как данную проблему решить. Консультирование – это процесс, в котором обе стороны – психолог-консультант и клиент – как личности равны. Данное равенство является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирования. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то консультанту следует продолжить его убеждать и прекратить это делать лишь тогда, когда клиент начнет оказывать явное, труднопреодолимое сопротивление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить клиенту возможность поступить так, как он сам считает нужным.

Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. Доверие консультанта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, клиент прав.

Особого внимания заслуживает восьмое качество, определенное Р. Меем как стремление психолога-консультанта не избавить клиента от переживаний, а направить их в конструктивное русло. Переживание – это верный признак небезразличного отношения клиента к своей проблеме и к самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее решения, то переживания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергия переживаний необходима для правильного выбора и реализации решения проблемы. Следовательно, задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы сохранить, а быть может и усилить эту энергию, направив ее в правильное, конструктивное русло.

Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую дистанцию в общении с клиентом надо понимать следующим образом. Консультант должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохранять доверие и открытость. Вместе с тем отношения психолога-консультанта с клиентом не должны переходить в слишком близкие, интимные. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то приближается, то удаляется от него. Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизиться с клиентом должна быть следующей: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться все более близким для него человеком, однако как только психолог-консультант почувствует, что следующий шаг сближения может привести к интимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановиться и далее держаться от клиента на той дистанции, которая к данному моменту времени образовалась.

Умение вселить в клиента уверенность и решимость справиться со своей проблемой – это особое качество, которое зависит от способности психолога-консультанта убеждать, внушать, поддерживать человека. Для этого необходимо научиться умело и разумно пользоваться соответствующими вербальными и невербальными средствами воздействия на клиента.

Все сказанное выше касается внутренней позиции, отношения и внешнего поведения психолога-консультанта по отношению к клиенту. Есть, однако, и ряд специальных требований, предъявляемых к ситуации, к обстановке, в которой проводится психологическое консультирование. Оптимальными, касающимися обстановки, условиями проведения психологического консультирования являются следующие:

1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, куда не доносятся посторонние, отвлекающие внимание консультанта и клиента звуки, – такого, куда нет доступа посторонним лицам во время проведения консультации.

2. Удобное размещение в этом помещении консультанта и клиента – лучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга под небольшим углом, на расстоянии от 60–70 см до 100–110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находится между консультантом и клиентом.

3. Организация и проведение консультации в такое время, когда клиент никуда не спешит и не находится в плохом физическом состоянии или настроении.

4. Клиент во время беседы с психологом-консультантом должен иметь возможность отвести взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту.

5. Желательно, чтобы время начала и окончания консультации заранее было четко обозначено.

6. В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы, но они не должны располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и психолога-консультанта, не попадая на глаза клиенту во время консультации.

7. В помещении, где проводится консультация, не должно быть никаких посторонних предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали отрицательно. В равной мере это касается всего того, что может происходить в помещении во время проведения консультации.

8. Рекомендуется, напротив, чтобы то, что находится в помещении или происходит в нем, успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение.

9. На определенных этапах психологического консультирования допускается звучание в помещении негромкой, приятной музыки.

 

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

^ 1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

^ 2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

^ 3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

^ 4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

^ 5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал