Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Все это делают
Что означает слово «конформизм»? Это некое таинственное слово из словаря, или оно напрямую связано с повседневной жизнью? Хотя вы, вероятно, никогда раньше не употребляли это слово, вам необходимо как можно лучше познакомиться с его значением. Оно сыграет важную роль в период взросления. Слово «конформизм» относится к желанию быть подобным, соответствовать всем остальным - делать то, что делают другие, говорить так, как они говорят, думать то, что все думают и носить то, что носят все. Конформист - это человек, боящийся отличаться от большинства; он очень хочет во всем походить на других, перенимает идеи, моду, походку, манеру выражаться, словом, все, что популярно в это время. Наше общество оказывает огромное давление на всех нас, вынуждая приспособляться к групповым стандартам. Скучные занятия
Конформизм - это проблема не только подростков. Позвольте мне привести вам замечательный пример конформизма, который я наблюдал в группе взрослых. Начиная работать в детской больнице в Лос-Анджелесе, я должен был посещать «занятия по ориентации». Занятия по ориентации - это встречи, которые обязаны посещать все новые сотрудники перед тем, как приступить к работе. Это учебные занятия, подготовленные одним из сотрудников, чтобы ознакомить их с организацией, предоставившей им работу. Но к сожалению, эти встречи обычно бывают скучными - кажется даже, что их специально готовят так, чтобы они были скучными! Выступающие все время говорят о медицинской страховке, пенсионных программах, правильном пользовании телефоном и на прочие простые темы, поэтому все это звучит очень однообразно. Зная об этом, я заранее боялся занятий по ориентации. Тем не менее, я приехал, как и было назначено, к девяти утра. В тот день в кабинете собралось двенадцать новых сотрудников, и случилось так, что я был единственным мужчиной среди них. Все одиннадцать женщин были молоды, и я подумал, что все они - секретарши и служащие, для которых это первое рабочее место. Атмосфера в кабинете была «прохладной». Другими словами, женщины были незнакомы друг с другом, было заметно, что они чувствуют себя напряженно и боятся. Они молча вошли в кабинет и расселись вокруг огромного, в форме подковы, стола, но никто не разговаривал, если к нему не обращались. Если одна из молодых женщин говорила что-то другой, она прикрывала рукой рот, чтобы остальные не слышали. Кофейная надежда
Я видел только одну возможность не уснуть на протяжении следующих двух часов: директор должен был предложить нам кофе в огромном количестве - это была единственная надежда! Большой кофейник пыхтел на столе в углу кабинета. Однако, о кофе никто не говорил. Я догадался, что кофейник включили в розетку лишь несколько минут назад, и кофе был не готов. Однако, было очевидно, что все одиннадцать женщин постоянно думали о кофе, так как каждый раз, когда кофейник начинал пыхтеть, они с надеждой поглядывали в его сторону. Более того, на столе были красиво разложены румяные булочки, чей аромат распространялся по всей комнате. Но обо всем этом даже не упоминалось. Женщина, проводившая занятия по ориентации, выступила вперед и начала свою длинную лекцию. Она говорила сухим, монотонным голосом, начав с первого вопроса в списке из 42 пунктов. Она говорила уже целый час, но по-прежнему ни слова не было сказано о кофе. Женщины сонно зевали, опирались на локти и периодически поглядывали в сторону кофейника. Наконец, после бесконечной речи, руководительница сказала: «Ну, теперь мы ненадолго прервемся, вы можете налить себе кофе». Однако, она не собиралась посылать всех к столу за кофе одновременно. Ей показалось, что у нее есть идея получше. Она обернулась к женщине, сидевшей с одного края стола и сказала: «Не хотите ли налить чашечку кофе?» Эта молодая женщина оказалась очень стеснительной, и ей совсем не хотелось быть первой. Она, конечно, знала, что есть очень много способов поставить себя в неловкое положение на виду у одиннадцати человек. Она могла поскользнуться на пути к кофейному столику, или на кофейнике могло заклинить кран, или она могла обжечься на обратном пути. Я наблюдал за ней, пока она оглядывалась по сторонам, взвешивая предполагаемый риск. Через минуту она опустила глаза и сказала: «Нет, спасибо, мне не хочется кофе». Я знал, что ей очень хотелось кофе. Но она, должно быть, рассчитывала на то, что когда все остальные подойдут к столику за кофе, она сможет налить себе чашечку без всякого риска! В таком случае ее самолюбию ничто бы не угрожало. Мне это показалось забавным, но я продолжал тихонько наблюдать за ней с другого конца стола. Кофейный террор
Тогда женщина, проводившая занятия, обратилась к другой и сказала: «Ну, а вы? Не хотите ли чашечку кофе?» Но вторая девушка должна была столкнуться с теми же сложностями и риском, что и первая, только у нее стало на одну сложность больше. Группа уже «высказалась» через своего первого представителя и сказала: «Сегодня мы не пьем кофе». Было только одно «голосование», но зато единогласное. Теперь вторая девушка ощущала на себе слишком сильное давление, поэтому она сказала: «Нет, спасибо». Теперь голосование стало еще более единогласным. Затем предложение выпить кофе было сделано третьей девушке. «Не хотите ли чашечку кофе?» - спросила ее ведущая. «Нет, спасибо» - ответила сотрудница. Теперь давление стало огромным. Стало ясно, что никому не суждено выпить кофе или съесть булочку. Что интересно, все остальные женщины отказывались от угощения по очереди, когда их спрашивали. Каждая отвечала: «Нет, спасибо». Когда угощение предложили мне, я ответил: «Да, я, пожалуй, выпью чашечку». Вы не поверите, но как только я пошел к кофейному столику, все одиннадцать женщин последовали моему примеру! Я оглянулся и увидел их всех. Как джентльмен, я решил позволить дамам первым угоститься кофе и булочками, и мне пришлось ждать своей очереди пятнадцать минут. Удивительно, как сильно мы боимся друг друга! Мы даже откажемся от чашки кофе, чтобы не нарушать единогласия! Мы боимся, что кто-то будет смеяться над нами, или что мы совершим ошибку у всех на глазах. Даже такой пустяк, как налить себе чашку кофе, может стать проблемой, если нам кажется, что остальные этого не хотят. Это заставляет нас ограничивать свое поведение до таких действий, при которых мы чувствуем себя абсолютно уверенно и вне досягаемости для насмешек. Мы поступаем так, чтобы дать другим как можно меньше поводов посмеяться над нами. Боязнь широких штанов
Это желание подстроиться бывает в некоторых людях настолько сильным, что они чувствуют себя неловко, если хоть чем-нибудь отличаются от других. Если мальчишки считают «стильными» широкие штаны, горе тому парню, который не поймет этого, и будет носить узкие брюки! Если у девочки странная походка, или она шепелявит, то над ней могут смеяться каждый день. Понимаете, любое отклонение, любые изменения в том, что группа считает правильным и модным, расцениваются как нарушение этикета. Они показывают пальцем на обидчика и неуважительно относятся к нему, заставляя его чувствовать себя крайне неловко. Я хочу, чтобы вы поняли, что это стремление приспособиться становится наиболее сильным в период взросления. Вот почему подростки часто сбиваются в «стада», как овцы. Мы еще поговорим об этом. Игра с карточками
Группа врачей решила провести эксперимент, чтобы узнать, как чувство стадности влияет на молодых людей. Для этого они пригласили подростков в комнату и сказали им, что будут проверять зрение, чтобы узнать, насколько хорошо каждый видит часть комнаты, где все они сидят. Ученики сидели очень близко и без всякого труда могли видеть все, что было перед ними. На самом деле врачи изучали не зрение каждого из них, а влияние мнения большинства на сознание. Врачи сказали: «Мы повесим перед вами несколько карточек. На каждой карточке три линии - линия А, линия В и линия С. Когда мы будем показывать на самую длинную линию, пожалуйста, поднимите руку, и мы увидим, что вы определили это правильно». Они повторили указания, чтобы все поняли, что нужно делать, а потом повесили первую карточку и указали на верхнюю линию. Суть игры
Однако один из учеников не знал, что остальные девять были предупреждены заранее не поднимать руки, когда показывают самую длинную линию. Другими словами, их попросили отвечать неправильно. Врачи повесили первую карточку и указали на линию А, которая была намного короче линии В. В этот момент все девять учеников стали действовать по намеченному плану и дружно подняли руки. Непредупрежденный парень начал оглядываться по сторонам, не веря своим глазам. Было очевидно, что линия В длиннее всего, но все почему-то думали, что линия А длиннее. Позже он признался: «Я подумал, что прослушал объяснения. Должно быть, я прослушал самое главное и решил делать то, что все, чтобы надо мной не смеялись». Поэтому он старательно поднял руку вместе со всей группой. Потом исследователи снова повторили задание: «Поднимайте руку, когда мы показываем самую длинную линию; поднимайте руку только тогда, когда показана самая длинная линия». Проще не придумаешь! Была вывешена вторая карточка, и снова девять человек ответили неправильно. Запутавшийся парень явно нервничал, но в конце концов поднял руку вместе со всеми. Снова и снова он поднимал руку вместе с группой, хотя знал, что отвечает неправильно. В поведении этого молодого человека нет ничего необычного. В действительности, более 75 процентов молодых людей, проходивших через этот тест, поступали именно так. Они сидели, и раз за разом повторяли, что короткая линия длиннее самой длинной! У них просто не хватало мужества сказать: «Группа ошибается. Я не могу объяснить почему, но все эти ребята запутались». Небольшой процент - 25 из 100 - нашли в себе мужество выступить против группы, несмотря на то, что большинство явно ошибалось. Вот что давление «сверстников» делает с неуверенными людьми.
Сила друга
Этот эксперимент позволил выявить еще одно интересное качество. Если хотя бы один из других учеников называл правильную линию, повышалась вероятность того, что и изучаемый ученик сделает то, что считает правильным. Это значит, что если у вас есть хотя бы один друг, который будет стоять за вас наперекор коллективу, у вас, вероятно, тоже добавится мужества. Но когда вы совсем один, очень трудно отстоять свое мнение. Отсюда возникает интересный вопрос. Почему давление мнения большинства оказывает такое сильное влияние в период взросления? Почему мы так боимся быть отверженными коллективом? Почему мы делаем то, что нам говорят наши ровесники? Почему мы не можем быть независимыми? Ответ на эти вопросы возвращает нас к теме неуверенности. Когда вы чувствуете себя глупо и неуверенно - когда вы сами себе не нравитесь - тогда вы очень боитесь насмешек и того, что друзья вас отвергнут. Вы более чувствительно относитесь к насмешкам. Ваши проблемы кажутся вам и без того серьезными, чтобы осложнять их неповиновением большинству. И вы одеваетесь как все, говорите как все, и все ваши идеи становятся такими, как у всех. Вы боитесь поднять руку, когда знаете правильный ответ, или выразить свое собственное мнение. Вы стараетесь вести себя как можно «безопаснее». Все эти типы поведения имеют нечто общее: они порождены ощущением неуверенности. Дин Мартин, певец и актер, как-то сказал: «Покажите мне человека, который не знает, что значит слово «страх», и я покажу вам простака, которого часто бьют». В данном случае мы говорим не о страхе перед побоями, но о боязни быть отвергнутым коллективом - боязни не получить приглашения на вечеринку... боязни не понравиться... потерпеть неудачу. Подростковый хор
Чтобы найти пример такого конформизма, оглянитесь вокруг. В следующий раз, когда подростковый хор будет выступать в вашей церкви или школе, внимательно понаблюдайте за участниками выступления. Вы увидите, что у всех девушек одинаковые прически! Если в моде прямые длинные волосы, то все девушки распустят свои волосы по плечам. Исключений будет очень мало. Вероятно, ни одной из девушек не хватит мужества завить волосы. С другой стороны, если в моде кудряшки, или пробор, или зачесанные назад волосы, то все девушки опять-таки будут выглядеть одинаково. Очевидно, что они приложили немало усилий, чтобы выглядеть, как их друзья. Как-то раз подростковый хор пел «Боевой гимн Республики» на концерте в Майами. Это очень эмоциональная песня, и человек может очень увлечься на словах «Слава, слава, аллилуйя! Его истина шествует вперед!» В том хоре было около шестидесяти подростков. Во время пения одна слишком эмоциональная девушка в первом ряду упала в обморок. Дирижер увидел это, но не хотел портить все представление, поэтому не прервал пение. Несколько взрослых окружили потерявшую сознание и помогли ей прийти в себя. Однако, теперь возможность обморока была заложена в подсознание пятидесяти девяти впечатлительных певцов. Через шесть секунд еще один парень побледнел, пошатнулся и исчез из последнего ряда. Теперь вероятность «всеобщего обморока» стала выше. Каждый поющий думал: «Неужели и со мной это случится? Что-то мне и впрямь нехорошо». И вот еще один юноша выплыл из рядов хора и упал с оглушительным звуком. А дальше «падеж» стал распространяться, как пожар... Четвертый, пятый и шестой! Когда хор дошел до последней фразы («Его истина шествует вперед»), двадцать подростков лежали в обмороке! Это настоящий пик конформизма! Давление конформизма
Это давление со стороны общества временами принимает еще более смешные формы. Телевизионная реклама твердит о том, что мы все должны быть одинаковыми. Рекламируется молодость, красота. Пожилых людей заставляют чувствовать себя неловко, потому что они стареют. Разве это не глупо? На земле живет более четырех миллиардов людей, и каждый из них стареет. Нет на земле ни одного человека, который бы не старел! (В тот момент, когда вы перестанете расти, вы тоже начнете стареть!) Тем не менее, пожилых заставляют чувствовать себя неуверенно из-за нормальных признаков старения. Огромное давление загоняет нас в одинаковые клетки и превращает из человеческих существ в роботов. Подумайте о проблеме
Теперь давайте задумаемся: почему проблема конформизма будет столь важной для вас в период взросления? Каковы причины того, что давление со стороны сверстников может быть опасным для вас? Может ли оно доставить вам много неприятностей в будущем? Как конформизм вредит вам уже сейчас? Как он мешает вам поступать правильно? Как он может помешать вам в жизни? Конформизм так опасен потому, что может заставить вас сознательно поступать неправильно. Это происходит всякий раз, когда вам не хватает мужества сделать что-то такое, что отличало бы вас от ваших друзей.
Вы можете сказать «нет?»
Представьте себя в машине с четырьмя молодыми людьми, каждому из которых около шестнадцати лет. Вы катаетесь, ищете развлечений, и тут водитель достает из кармана пузырек с какими-то таблетками. Он достает одну таблетку, глотает ее и передает пузырек парню, который сидит у двери. Он со смехом глотает таблетку перед тем, как передать пузырек вам троим на заднем сидении. Вам пузырек достается в последнюю очередь, а все ваши друзья уже приняли таблетки. Когда таблетку предложат вам, что вы ответите? Вы знаете, что эти таблетки - своего рода наркотики и очень вредны для организма. Вы не хотите принимать их, но и не хотите, чтобы над вами смеялись. Вы с минуту колеблетесь, что побуждает сидящего рядом с вами сказать: «Ну давай, Алекс. Что с тобой? Боишься? Эй, парни, у нас тут маменькин сыночек объявился! Он боится, что папочка узнает об этом. И кто бы мог подумать, что этот крутой парень струсит! Давай, слюнтяй. Попробуй, тебе понравится». У вас немного дрожат руки, и вы чувствуете, что ваши ладони стали влажными. Остальные ребята тоже начинают поддразнивать вас, потому что хотят, чтобы вы сделали то же, что они. Давление становится огромным. Сердце у вас учащенно бьется. Вы не знаете, что сказать. Вы чувствуете себя очень глупо. Может, стоит попробовать разок, чтобы узнать, что это такое. Быть может, с одного раза вреда не будет. Вы сдаетесь и глотаете таблетку. Какое облегчение снова почувствовать себя одним из них! Вы обнаружите, что в следующий раз, когда вам будут предлагать наркотики, согласиться будет легче, потому что это уже сделано однажды. Потом это войдет в привычку, и вскоре вы крепко втянетесь, - и все из-за стремления быть как все. Именно по этой причине подростки по всей стране принимают наркотики ежедневно. Тысячи молодых людей наносят непоправимый Вред своему организму и всей жизни. Человеческий организм очень хрупок. Очень легко нанести ему вред, и остаток жизни человек проведет в страданиях. А если чуть-чуть превысить дозу - или хотя бы раз попробовать «крек» - можно вообще расстаться с жизнью, всего лишь пытаясь немного развлечься. Недавно я разговаривал с тринадцатилетней девушкой, которая принимает наркотики ежедневно. Ее организм так сильно разрушен, что она уже никогда не поправится. Как ужасно, что такой молодой организм гибнет столь глупо. Как жаль, что она не нашла в себе мужества ответить тому, кто впервые предложил ей наркотики: «Я не хочу вредить своему собственному телу. Оно у меня одно!» Другие виды губительного для тела и души поведения тоже могут быть связаны с давлением конформизма. Как вы думаете, почему алкоголизм среди подростков становится такой серьезной проблемой? По какой причине молодежь курит, зная, что эта вредная привычка укорачивает жизнь, загрязняет легкие, повышает опасность рака и разрушает кровеносные сосуды? Почему подростки берут эту первую сигарету и втягивают вредный дым в свои молодые легкие? Чаще всего это начинается с того, что «друг» предлагает сигарету тому, кто раньше не курил. Он говорит: «Хочешь подымить?» И, к сожалению, некурящему не хватает сил сказать: «Ни за что!» Мужество оставаться собой.
Вам будет полезно подумать о таких вопросах до того, как вы столкнетесь с кризисом в отношениях с друзьями. Признайте, что они тоже находятся под давлением «сверстников», как и вы. Они подвергаются такому же искушению выпить, попробовать наркотики или закурить, как и вы - просто потому, что они боятся отличаться от других. Они боятся, что в следующий раз их обожаемый друг (тот, кому принадлежит машина) пригласит кого-нибудь другого покататься, что он больше не будет звать их, потому что с ними не весело. Поэтому они и ведут себя так безвольно и делают нечто бессмысленное. Насколько лучше будет, если вы покажете, что уверены в себе, когда давление становится слишком сильным. Вы можете сказать: «Если вы, ребята, собираетесь сходить с ума - вперед. Но по-моему это глупо». Это не значит быть, как маленький. Это значит, что у вас достаточно мужества отстоять свое мнение, если все делают что-то нехорошее. И более того: большинство подростков уважает парня или девушку, у которых хватает мужества оставаться собой, даже если над ними смеются. Уверенный в себе человек часто становится лидером, ведь он доказал свою независимость. Он сделан не из мягкого теста, а напротив, достаточно смел, чтобы отстаивать то, что считает правильным. И еще он сумеет помочь тем, кому нужен друг. Его дружба поддержит в них уверенность в себе. (Помните эксперимент с линиями?) Он может помочь другим стать независимыми от мнения сверстников. Боль физических недостатков
Зависимость от группы вредна не только тем подросткам, которые принимают наркотики, курят или пьют. Она особенно вредит тем, кто не может быть такими, как их друзья. Например, в средней школе, где я работал наставником, была слепая ученица, которая никак не хотела признавать то, что была не такой, как все. Ее способ справиться со слепотой заключался в отрицании ее существования. Она отказывалась от помощи специального учителя, нанятого заниматься с ней. Она не выполняла задания, которые он ей задавал и не разговаривала с ним. Она пыталась ходить без белой трости или собаки-поводыря. Расправляла плечи и шла по школьному тротуару так, будто знала куда идет. Однажды я увидел, что она идет в неправильном направлении, но не успел прийти на помощь, как она наткнулась на столб. Несмотря ни на что, она отказывалась передвигаться наощупь. Понимаете, эта молодая девушка просто отказывалась признать, что отличается от «нормальных» учеников. Следствием было то, что она страдала от чувства собственной неполноценности. Я был свидетелем того, как глухие дети отказывались носить слуховые аппараты, помогающие им слышать и учиться в школе. Один второклассник отказывался носить «эту штуковину в ухе», потому что с ней он неловко себя чувствовал. Он вынимал его как только выходил из дома, несмотря на то, что на занятиях почти ничего не слышал. Еще я знаю одного маленького мальчика четырех лет, потерявшего очки. Их искали всей семьей но всему дому, но так и не нашли. Казалось, мальчик не знает, куда они делись. В конце концов он признался: «Мама, мне нужно тебе что-то сказать». «Что?» «Я могу найти очки». Они вышли во двор, и он достал их из ямы! Этот четырехлетний мальчик закопал свои очки, потому что из-за них чувствовал себя не таким, как все. Вот что значит неудобство, испытываемое теми, кто не может подстроиться под других. Им нужно наше понимание и доброта. Мальчик по имени Крыло Автомобиля
И я не всегда был чутким к детям, непохожим на их сверстников. Мне пришлось учиться быть добрым к другим. Когда мне было девять лет, я ходил каждую неделю в Воскресную школу. Однажды в наш класс пришел мальчик по имени Фред. Я и не задумался даже, что Фред может чувствовать себя неловко в незнакомом классе, потому что сам я всех знал, и у меня было много друзей. Он тихо сидел, не поднимая глаз. Во время утреннего занятия я заметил, что у Фреда были какие-то странные уши. Они имели форму полукруга и выглядели примерно так:). Я еще тогда подумал, что они очень похожи на автомобильные крылья. Вы когда-нибудь видели такие крылья, закрывающие колеса? Я почему-то увидел в них сходство с ушами Фреда. Потом я поступил очень плохо. Я всем сказал, что уши у Фреда имеют форму «автомобильных крыльев», и моим друзьям это показалось ужасно смешным. Они все стали смеяться и называть его Машинное Крыло. Казалось, что Фред спокойно отнесся к этой шутке. Он сидел, скромно улыбаясь (потому что не знал, что сказать), но на самом деле ему было очень больно. И вдруг Фред перестал улыбаться. Он вскочил со стула и бросился вон из класса со слезами. Он выбежал из здания и никогда больше не приходил в нашу церковь. Я его не виню. Мы поступили ужасно, и я уверен, что Бог был очень недоволен нами, особенно мной. Я был именно нечутким к переживаниям Фреда в тот день. Хотите верьте, хотите нет, но я вовсе не хотел его обидеть. Я даже не подозревал, что моя шутка сделает ему больно, и был потрясен, когда он выбежал из класса. Потом я думал о том, что наделал, и мне очень хотелось, чтобы этого злого поступка не было. Почему я был так жесток с Фредом? Да потому что не знал, что другим людям точно так же обидно, когда над ними смеются, как и мне самому. Я думал, что только мне одному не нравится, когда надо мной смеются. Мои учителя в Воскресной школе должны были научить меня уважать и защищать чувства других людей. Они должны были помогать нам в стремлении уподобиться Христу. Вот почему я пишу об этом для вас. Я хочу, чтобы вы знали, что другие чувствуют то же самое, что и вы. У них к горлу подкатывает точно такой же ком, когда над ними смеются, и они тоже плачут, когда бывают одни. Не заставляйте их чувствовать себя еще хуже, когда им и без того плохо, особенно если речь идет о людях с физическими недостатками или странной внешностью. Если у человека слишком большой нос, он и так об этом знает. Если он слишком высок или мал ростом, если он полный или слишком худой, не надо шутить над этим, не надо давать ему прозвище, не привлекайте внимание к черте, из-за которой он и так переживает, не давайте ему лишних поводов плохо себя чувствовать. У него и без того хватает проблем. Каждый день в перчатках
Я помню одного второклассника по имени Джефф, учительница которого обратилась ко мне с вопросом несколько лет тому назад. Она заметила, что Джефф каждый день приходил в школу в больших кожаных перчатках. Его редко видели без перчаток, даже если было очень тепло. Совершенно очевидно, что он пользовался ими не только для тепла. Разумеется, когда он приходил в класс, учитель заставлял его их снять, потому что иначе он не мог держать ручку. Но как только Джефф выходил из класса на перемену, он снова надевал перчатки. Учительница Джеффа не понимала причины такого поведения. Почему он так обожал эти перчатки? Они не были новыми или дорогими, а наоборот, потрескавшимися и грязными. Рассказывая о проблеме Джеффа, учительница упомянула, что он был единственным чернокожим учеником в классе. И тут поведение Джеффа стало мне понятным. Его волновало то, что он отличался от своих друзей, как волновало бы любого из нас в такой ситуации. Дело в том, что когда Джефф носил рубашку с длинными рукавами, длинные брюки, ботинки и носки, единственной частью кожи, которую он сам видел, были руки. Надевая перчатки, Джефф не видел своих темных рук! Конечно же, он не чувствовал себя неуверенно из-за цвета кожи, но так как был единственным чернокожим учеником в классе, он стеснялся своего отличия и пытался его спрятать. Нужно уметь понимать таких людей, как Джефф, чувствующих себя неуверенно. На самом деле, чтобы любить других так же, как себя, необходимо уделять им столько же времени и внимания, помогая им избежать боли и насмешек, сколько себе, и думать о них так же часто, как о себе. Постарайтесь подружиться с человеком, который чем-то отличается, или с новичком в классе, или с иностранным учеником со странным акцентом, или с тем, кто оказался в неловком положении. В Библии сказано, что когда вы помогаете нуждающимся в помощи, вы делаете это как будто для самого Христа! В этой помощи во многом заключается суть христианства. Божий взгляд на конформизм
Необходимо помнить, что библейские принципы должны определять наше поведение буквально во всех областях жизни. Писание совершенно ясно говорит об опасностях конформизма. Бог в Своей мудрости знал, что социальное давление может помешать нам поступать правильно, и Он предупреждает нас об этом. В послании к Римлянам 12: 2 сказано: «Не сообразуйтесь с веком сим (другими словами, не позволяйте миру втянуть вас в свою суету), но преобразуйтесь (превращайтесь в нечто новое) обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Так это записано в Синодальном переводе Библии. Давайте посмотрим, как тот же стих записан в современном переводе: «И пусть законы этого мира больше не руководят вами. Вместо того пусть разум ваш возродится и принесет вам обновление, чтобы вы поняли и приняли то, чего Бог желает для вас, тогда вы узнаете волю Божью: что есть добро, что угодно Ему и что совершенно». Еще один отрывок из Писания (1 Иоанна 3: 13) говорит более конкретно. Он звучит так: «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас». Из этих (и многих других) стихов очевидно, что Бог не хочет, чтобы мы подражали миру, окружающему нас. Он хочет, чтобы мы сказали себе: «Я буду контролировать свое поведение, разум, тело и жизнь. Я буду подражать своим друзьям в мелочах, например носить модную одежду, когда это удобно. Но когда речь идет о нравственности, послушании Богу, учебе в школе и сохранении своего тела в чистоте и здравии, я никому не позволю диктовать мне, что делать. Если им нравится смеяться надо мной, пусть смеются. Шутка не кажется смешною вечно. Я не позволю, чтобы хоть что-нибудь мешало моей христианской жизни». Другими словами: «Я не буду подстраиваться!» Мужество христианина
Я надеюсь, наша беседа поможет вам справиться с давлением общественного мнения, столь сильного в период взросления. И еще я надеюсь, что и вы перестанете давить на людей (особенно с физическими недостатками), чтобы они тоже чувствовали себя счастливыми и уверенными. Это потребует от вас мужества христианина. Я знаю одну реальную историю о молодом человеке, который был очень мужественным христианином. Закончив школу, он поступил в государственный университет. В первую неделю занятий неверующий преподаватель спросил студентов, есть ли среди них считающие себя христианами. Было очевидно, что профессор собирался поставить в неловкое положение всякого, кто поднимет руку. Молодой человек оглянулся и увидел, что никто из двухсот студентов не собирался признаться в своей вере. Что делать? Ему нужно было либо признаться, либо отречься, как Петр перед распятием Иисуса. Решительно подняв руку, он сказал: «Я - христианин». Профессор заставил его встать перед всеми студентами и сказал: «Неужели ты настолько глуп, чтобы верить, что Бог приходил на землю как человек и жил здесь? Это смешно. Кроме того, я прочел Библию и ничего для себя там не нашел». Этот молодой человек посмотрел прямо на профессора и сказал: «Профессор, Библия - письмо Бога к христианам, и не удивительно, что вы ничего не поняли - так бывает всегда, когда читаешь чужое письмо!» Разве это не мужественный ответ? (Мне такие ответы приходят в голову, когда уже поздно.) Можете ли вы дать умный ответ неверующим или нет - это не так важно. Действительно важно лишь защищать свою веру в Бога и жаждать общения с Ним. Когда вы перейдете из школы в институт, вы встретите людей, высмеивающих ваш христианский образ жизни. Если такое случится, то я надеюсь, что вы вспомните нашу беседу о конформизме, о давлении коллектива и о Божьей заповеди: «Не сообразуйтесь!»
|