Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические защиты личности






 

Категория психологической защиты относится в современной психологии к разряду давно и прочно утвердившихся. Психологические защиты, по определению Б.Д. Карвасарского [81], это система адаптивных реакций личности, направленных на защитные изменения значимости дезадаптивных компонентов отношений: когнитивных, эмоциональных, поведенческих с целью ослабления их психотравмирующего действия на «Я-концепцию». В широком смысле термин «за­щита психологическая» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт [100]. Однако разные авторы вкладывают в определение психологических защит в определенной степени разный смысл. Так, по мнению Ф.В. Бассина психологические защиты «проявляются в значительной своей степени… в виде особых форм взаимодействия и взаимоотношения психологических установок» [95, с. 10]. Г. Тарт считает, что «все наши … защитные механизмы являются разновидностями лжи» [95, с. 486]. В.А. Штроо дает следующее определение психологических защит: «Психологическая защита — система процессов и механизмов, направленных на сохране­ние однажды достигнутого (или на вос­становление утраченного) позитивного состояния субъекта» [119, с. 58].

Представления о психологической защите первоначально формировались в рамках психоанализа, и нашли свое отражение в разных психологических концепциях (когнитивная, экзистенциальная, гуманистическая психология и др.). В рамках психоаналитических теорий механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых «Я» пытается сохранить интегративность и адаптивность личности [31], [113].

Ф. Перлз считал, что за­щитная активность имеет эволюционно-биологические корни и направляется как против не­желательных мыслей, чувств и ощуще­ний изнутри, так и против нового знания снаружи – то есть абсолютно против всего, что угрожает личности [119].

Единой точки зрения на количество и качество психологических защит в науке не существует, нет их единой классификации. Разные исследователи насчитывают до 23 механизмов защиты [33], [37], [44], [95]. Рассмотрим основные виды психологических защит личности ([1], [23], [28], [29], [31], [33], [37], [42], [44], [58], [81], [89], [95], [100], [113], [119]).

ОТРИЦАНИЕ – бессознательная попытка не принимать в расчет реальное событие. Я отвергает существование ситуаций, несущих тревогу, или же компенсаторно заменяет их на воображаемые [113]. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны. Акцентуация: демонстративность. Диаг­ностическая концепция: истерия. Тип групповой роли (по Г. Келлерману): «роль романтика».

ПРОЕКЦИЯ – неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира. В психологии введено ее понимание как нормального психологического процесса, участвующего в формировании восприятия внешнего мира: проекция понимается как первичный процесс «уподобления» реальности собственному внутреннему миру. Проекция сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проек­ция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне. Различают атрибутивную про­екцию (бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим); рационалистическую (осознание у себя приписываемых качеств и проецирование по формуле «все так делают»); комплиментарную (интерпретация своих реальных или мнимых недостатков как достоинств); симилятивную (приписывание недостатков по сходству, например, родитель – ребенок). Акцентуация: застреваемость. Диагностическая концепция: паранойя. Тип групповой роли: «роль проверяющего». Следует отметить, что «стремление проецировать себя практически не подвергается корректировке» [59, с. 86].

РЕГРЕССИЯ – форма защиты психологической, временный переход, возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения или мышления, на примитивный уровень развития психического – как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным. Может проявляться как истерические реакции наподобие рвоты, сосания пальцев; излишняя сентиментальность и пр. Развивается в раннем детстве для сдержи­вания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. В кластер регрессии входит также механизм двигательная активность, предполагающий непроизвольные действия для снятия напряжения. Акцентуация (по П. Б. Ганнушкину): неустойчивость. Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия. Тип групповой роли: «роль ребенка»

ЗАМЕЩЕНИЕ – процесс и результат замены вытесненного влечения или представления какой-либо иной тенденцией или символом. Развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя. Замещение поэтому имеет как активные, так и пассивные формы. К результатам и показателям замещения относятся действия ошибочные, остроты, некоторые компоненты сновидений, невротические симптомы и пр. Акцентуация: возбудимость (эпилептоидность). Диагностическая концепция: эпилептоидность (по П. Б. Ганнушкину); возбудимая психопатия (по Н. М. Жарикову); агрессивный диагноз (по Р. Плутчику). Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения».

ВЫТЕСНЕНИЕ (подавление; репрессия) – процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида и переживаясь как тревоги, страхи и пр. Развивается для сдерживания эмоции страха. Страх блокируется посредством забывания стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. В кластер подавления входят также близкие к нему механизмы: изоляция и интроекция. Акцентуация: тревожность (по К. Леонгарду); конформность (по П. Б. Ганнушкину). Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р. Плутчику). Тип групповой роли: «роль невиновного».

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ – механизм защитный, действие которого проявляется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем, характерном чрезмерным преувеличением роли рассудочных компонент при полном игнорировании аффективных составляющих. Развивается в раннем под­ростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Предполагает про­извольную схематизацию и истолкование событий для разви­тия чувства субъективного контроля над любой ситуацией. В этот кластер входят также механизмы: аннулирование, сублимация и рационализация. Последняя обеспечивает маскировку, сокрытие от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий, и тем самым – формулировку более приемлемых объяснений собственного поведения, обеспечение состояния внутреннего комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение, предотвращение вины или стыда; подразделяется на рационализацию актуальную, предвосхищающую, для себя и для других, постгипнотическую и проективную; и имеет следующие способы: дискре­дитация цели, дискредитация жертвы, преувеличение роли обстоятельств, утверждение вреда во благо, переоценивание име­ющегося и самодискредитация. Диагностическая концепция: навязчивость. Тип групповой роли: «роль философствующего».

РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – формирование таких черт личности, которые по принципу защиты осознавания неприемлемых переживаний полностью противоположны тому, что вытеснено в бессознательное и существует в скрытом виде. Защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением ин­дивидом «высших социальных ценностей». Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания опре­деленным объектом (например, собственным телом) и возмож­ности использования его определенным образом (например, для секса или агрессии). Механизм предполагает выработку и под­черкивание в поведении прямо противоположной установки. На наличие реактивных образований указывают два основных признака: контрастные защитные реакции неестественны, носят навязчивый и жестко детерминированный характер; подлинные черты обнаруживаются в реальном поведении. Акцентуации: сензитивность, экзальтированность. Тип групповой роли: «роль пуританина».

КОМПЕНСАЦИЯ – онтогенетически самый поздний и ког­нитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдер­живания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения за­мены этой неполноценности. «Человек полностью уходит в определенную деятельность или занятие, которое становится основным в ущерб другим …, но … другие стороны его личности не получают развития» [22, с. 83]. В кластер компенсации входят также механизмы: сверхкомпенсация, идентификация и фантазия. Акцентуация: дистимность. Диагностическая концепция: депрессивность. Тип групповой роли: «роль объединяющего».

Фенихель различает успешную защиту – сублимацию – и безуспешные (патологичные) психологические защиты (все другие виды защитных механизмов) [95].

Бассин Ф.В. пишет, что у людей способность к защитной деятельности выражена в разной степени, автор выделяет два психологических типа: хорошо психологически защищенные и плохо психологически защищенные люди [95].

Налчаджян А.А. подразделяет защитные механизмы на непосредственные (агрессия), и отсроченные, требующие определенного времени (сублимация) – генетически и структурно-функционально более сложные [55].

Также механизмы психологической защиты можно подразделять на внешние (агрессия, бегство), имеющие эволюционную природу, и внутренние, к которым психика прибегает в случае неэффективности внешних защитных механизмов [59], [81], [113].

По Фромму Э., психологические защиты – это механизмы бегства, избавления, возникающие из неуверенности изолированного индивида. К ним автор относит садомазохизм, раздражительность, автоматический конформизм [95].

По уровню развития различают защиты примитивные, или первичные (вытеснение, отрицание, регрессия, проекция, интроекция) и защиты высшего порядка, или вторичные (интеллектуализация, компенсация, сублимация) [95].

Калинина Н. В. выделяет уровни функционирования психологической защиты личности:

1) инструментальный уровень – на этом уровне происходит бессознательная реакция на угрожающие факторы, с минимальной переработкой поступившей информации (все виды вытеснения);

2) уровень атрибуций и цели – трансформация угрожающей ситуации в обстоятельства, не имеющие отношения к личности (проекция, компенсация, рационализация);

3) уровень смысловой переориентации – переосмысление собственной личности в контексте возникшей ситуации, самоосмысление черт характера (комбинация интеллектуализации с другими защитными механизмами) [95].

Относительно конструктивности психологических защит существуют разные точки зрения. Согласно Ф.В. Бассину и по мнению некоторых других исследователей, – А.А. Налчаджяна, Е.Т. Соколовой, Р.М. Грановской, Е.С. Романовой, Л.P. Гребенникова и др., – психологическая защита является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания, направлена на сохранение личности от расщепления, является способом стабилизации «Я», способствует адаптации к своему внутреннему миру, сохранению самоуважения, избавляет от тяжких переживаний и невротических реакций.

Однако существует и противоположная точка зрения: психологическая защита является однозначно непродуктивным, вредоносным средством решения внутренне-внешнего конфликта. Психологические защиты приносят лишь временное облегчение, проблемы, из-за которых возникли эти переживания, таким способом не решаются; при использовании психологической защиты не создается новых конструктивных способов поведения, личностное развитие оказывается искаженным.

Р. Плутчик [30], один из авторов методики «Индекс жизненного стиля», предложил «Структурную теорию защит Эго», согласно которой:

q специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями;

q существует восемь основных механизмов защиты, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями;

q восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства так и полярности;

q определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили;

q индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.

Модель предполагает существование весьма ограниченного количества защитных механизмов, а их многочисленные классификации – разные названия одних и тех же механизмов или их комбинаций. Также допускается полярность некоторых защитных механизмов (напр., регрессия-замещение, отрицание-проекция) [14].

Взаимосвязь «черта – расстройство – механизм защиты» показана в таблице 1.3.

 


Таблица 1.3

Предполагаемая взаимосвязь личностных черт, расстройств личности и механизмов защиты «Я» (по Р. Плучеку)

 

Личностные черты Расстройства личности Механизмы защиты
Робкий Пассивно – агрессивный Пассивный тип Вытеснение
Агрессивный Пассивно – агрессивный Агрессивный тип Замещение
Общительный Маниакальный тип Реактивное образование
Унылый Депрессивный тип Компенсация
Доверяющий Истероидный тип Отрицание
Подозрительный Параноидный тип Проекция
Контролирующий Обсессивно-компульсивный тип Интеллектуализация
Бесконтрольный Психопатический Регрессия

 

Основными факторами образования механизмов защиты, по мнению автора, являются динамические особенности психики субъекта, универсальные проблемы адаптации или экзистенциальные кризисы: проблемы иерархии, территориальности, идентичности и временности. С помощью психологических защит разрешается конфликт эмоций, связанных с решением этих проблем адаптации (см. табл. 1.4).

Е.Н. Доценко [37] предложил для описания психологических защит следующую схему:

1. предмет психологической защиты – психика в целом или какая-либо психическая структура (самооценка, самоуважение, чувство уверенности в себе, представление о себе, Я-концепция, Я-образ и др.),

2. угрожающие факторы – внутренние конфликты, фрустрации и т.д.;

3. характер ущерба (во имя чего защищается);

4. средства психологической защиты.


Таблица 1.4

Группы всеобщих проблем адаптации и связанные с ними эмоции и механизмы психологической защиты по Р. Плутчику

Проблема адаптации Изначально связанные с данной проблемой адаптации базисные эмоции Предназначенные для сдерживания эмоций защитные механизмы Базисные психологические потребности
Проблема иерархии (относится к вертикальному измерению социальной жизни) Гнев Страх Замещение Подавление В свободе и автономии
Проблема территориальности Предвидение и его противоположность – удивление (или контроль и потеря контроля). Интеллектуализация Регрессия В успехе и эффективности
Проблема идентичности (кто я есть, и к какой группе я принадлежу) Принятие и отвержение, которые для человека на определенных стадиях развития «Я» равнозначны самопринятию и самоотвержению Отрицание Проекция В признании и самоопределении
Проблема временности (говорит о факте временной ограниченности индивидуальной жизни, проблемы потери и отделения) Печаль, или дистресс, и радость Компенсация Реактивное образование В безопасности

Базовые защитные стратегии, выделенные Доценко Е.Л., представлены в таблице 1.5.

В настоящее время механизмы психологической защиты рассматриваются как составляющая самосознания личности. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев [99] отмечают, что поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило, неосознаваемую функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступают механизмы психологической защиты – «особого рода психическая активность, реализуемая в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства образа «Я»» [59, с. 271].

И.С. Кон [39] констатирует, что «чем сложнее и многообразнее деятельность индивида, чем более дифференцированным и тонким становится его самосознание, тем труднее поддержание внутренней согласованности и устойчивости «Я». Человеческая психика имеет для этой цели целый ряд средств самоподдержания, которые З. Фрейд …назвал защитными механизмами» [39, с. 85].

В.В. Столин [108] различает два типа самосознания: самосознание, основанное на признании поступка, самосознание, основанное на непризнании поступка.

В первом случае человек с помощью поступков, реализующих признаваемую им мотивационную структуру, стремится «заслужить у самого себя» позитивное отношение к себе. Выбор, который делает человек, приводит к поступку, который, в свою очередь, вызывает конфликтный смысл «Я», запускающий работу самосознания. После совершения поступка человек может вести себя по-разному в зависимости от того, воспринимает ли он свой поступок как сознательный выбор. Если поступок рассматривается человеком как сделанный им самим выбор, перед ним возникают три основные альтернативы (см. табл. 1.6).

1. Отвергать свой выбор, считая его ошибочным. Этот вариант автор называет раскаянием: человек признает реально сделанный выбор, но внутренне его принять не может.


Таблица 1.5

Базовые защитные стратегии, выделенные Доценко Е.Л.

Форма Базовая стратегия Отнесенность к ситуации Личностные проявления
АКТИВНАЯ Изгнание – увеличение дистанции за счет удаления агрессора Агрессия, уничтожение, колкие замечания, физическое удаление (увольнение, перевод), убийство. Агрессивность, жестокость, высокомерие, тирания…
Управление – контроль над воздействием агрессора и влияние на его характеристики «Сила воды» (А. Адлер) и ее варианты: ноющие интонации, вздохи, жалобы, подкуп, стремление умилостивить, подружиться, шантаж. Послушание, манипулирование, подчинение других, помыкание людьми.
Игнорирование – ограничение или искажение информации об агрессоре и характере угрозы. Стереотипизация, умаление степени угрозы, объяснение позитивными намерениями, рационализация, самообман, иллюзии. Критическое искажение, неадекватность восприятия, фантазирование.
ПАССИВНАЯ Уход – увеличение дистанции за счет выведения себя за пределы досягаемости агрессора. Смена темы разговора, нежелание обострять отношения, избегание нежелательных контактов, отказ от деятельности, промедление. Уступчивость, замкнутость, отчуждение, аутизм, уход в болезнь…
Блокировка – выставление преград на пути агрессора. Смысловые и семантические барьеры («не понимаю, о чем вы говорите»), играние ролей, маски… Самоизоляция, ограничение своего Я, неискренность, замкнутость.
Замирание – искажение и/или сокращение информации о субъекте защиты. Сокрытие чувств, отказ от действий, чтобы не выдать себя, маскировка, самообман. Тревожная подавленность, неискренность, застенчивость, социальная мимикрия.

2. Согласиться со своим выбором, считая его правильным. Такой вариант осмысления поступка называется ужесточением - человек признает неравнозначность принятых ценностей, при этом происходит внутреннее ужесточение, выделении для себя главной из ценностей.

3. Не отвергать свой выбор, но и не соглашаться с ним – вариант смятение [29].

 

Таблица 1.6

Виды осмысления и переживания личностью поступка

(по В.В. Столину)

 

Отношение к поступку Факт поступка
Признается Отрицается
«За» выбор Ужесточение Дискредитация
«Против» выбора Раскаяние Самообман
Ни «за», ни «против» Смятение Вытеснение

 

При втором типе самосознания личность удерживает положительное отношение к себе путем изо­ляции себя от собственных поступков в результате работы психологической защиты. В данном человек не признает факт совершения им поступка, предоставляя, таким образом, возможность для работы механизмов психологической защиты. Столин В.В. рассматривает психологические защиты как особые приемы, направленные не на осмысление поступка, а на его избегание. В качестве таких особых приемов переработки информации автор выделяет следующие:

1.Самообман – это отрицание возможности выбора с целью сохранения внутреннего рав­новесия («не было выбора – не было и поступка»). В результате работы механизма самообмана происходит субъективная трансформация результатов совершенного поступка.

2. Дискредитация – бессознательное принижение личности другого, в отношении которого совершен негативный поступок, в целях самооправдания.

3. Вытеснение из сознания угрожающих факторов (в случае невозможности определить свое отношение к поступку) [29].

Е.Т. Соколова [101] анализирует причины формирования и определяет закономерности функционирования когнитивной и аффективной составляющих Я-концепции, рассматривает регуляторную функцию самосознания и самооценки в интерперсональных взаимодействиях. В ходе экспериментальных исследований, проведенных Е.Т. Соколовой и ее сотрудниками, выяснилось, что измененные образ Я и структура самоотношения формируются и стабилизируются посредством ряда специфических когнитивных стратегий защиты.

А.А. Налчаджян [54] указывает, что все защитные механизмы служат для сохранения, усиления и обогащения положительно оцениваемых аспектов самосознания. На связь механизмов психологической защиты и самоотношения, Я-концепции указывают и другие авторы. И.Н. Сарджвеладзе [97] называет психологическую защиту в качестве одной из функций самоотношения. Т. Шибутани [117] указывает, что когда человек не может принимать себя таким, каков он есть на самом деле, основные усилия направляются скорее на самозащиту, чем на самопознание. К. Роджерс [88] отмечает, что чем меньше уровень защитной ригидности человека, тем более позитивным является его отношение к окружающим и связанное с ним самоотношение. Е.С.Романова и Л.Р. Гребенников [89] рассматривают психологические защиты как подструктуру самосознания в контексте рассмотрения влияния отношения родителей к ребенку на формирование его самосознания. Авторы констатируют, что эмоциональное отвержение ребенка блокирует спонтанную реализацию базисных потребностей в присоединении, аффилиации, безопасности, принятии и, как следствие, в самопринятии, в результате ребенок вынужден строить позитивный образ «Я» с помощью образования и очень интенсивного использования механизмов защиты.

Вслед за Е.Т. Соколовой [101], В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым [99] мы рассматриваем механизмы психологической защиты личности как один из способов поддержания приемлемого для личности самоотношения и стабилизации Я-образа, представляющий собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации.

Механизмы психологической защиты формируются прижизненно в результате взаимодействия следующих факторов:

1. врожденный темперамент;

2. природа стрессов, пережитых в детстве;

3. защиты, образцами которых были родители или другие значимые фигуры;

4. защиты, усвоенные опытным путем (эффект подкрепления) [29], [95].

В системе адаптивных реакций личности механизмы психологической защиты тесно связаны с механизмами совладания (копинг-поведения). Р.С. Лазарус определял механизмы совладания как стратегии действий, предпринимаемых человеком в ситуациях психологической угрозы.

На основе анализа исследований защитного поведения А.В. Либин, А. Либина [46], [106] рассматривают психологические защиты как один из стилей реагирования, являющихся промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и последствиями. Последствиями защиты являются тревожность, психологический дискомфорт, соматические расстройства и, в конечном счете, дезадаптация; в то время как для стиля реагирования «совладание» характерными являются такие последствия как душевный подъем и радость от успешного решения проблемы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал