Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интерпретация результатов
Контент-анализ ответов испытуемых, проведенный Юрченко В.И., предполагал их распределение на объективные и субъективные категории, но при этом исследователь руководствовался другими критериями. К объективной категории относится все, что отвечает объективной действительности респондента (анкетные, документные, антропологические данные – пол, возраст, национальность, имя, фамилия, профессия, социальное положение, перечисление обязанностей и пр.) независимо от языковой формы выражения (именительной или означальной). Субъективная категория подразумевает личные взгляды, интересы, вкусы, уподобления субъекта. Поэтому, к субъективной категории исследователь относит субъективные оценочные суждения, личностно-значимые характеристики, абстрактно-обобщенные мысли о себе. Кроме отмеченных объективных и субъективных категорий, интерпретация результатов теста предполагает обозначить еще и такие показатели: 1. степень когнитивной сложности и дифференцированности «Образа-Я», который характеризуется количеством ответов на вопросы: кто Я? и какой Я?; 2. мера осознанности социальной интеграции (количество ответов на вопрос кто Я?) и индивидуализации (количество ответов на вопрос какой Я?) и взаимоотношения между ними; 3. характер содержания и формы высказывания (суждения позитивные или с негативным оттенком, психологично-личностные характеристики или обще-атрибутивные); 4. стабильность-изменчивость «Образа-Я» как временной параметр, наблюдаемые тенденции к трансформации конструктов в семантическом поле субъекта; 5. разновидности ролей, с которыми идентифицирует себя индивид: q социальные (студент, житель общежития, будущий учитель, дочка, жена, автомобилист и др.); q внутригрупповые (лидер, шутник, организатор и др.); q межличностные (любимая, друг, партнер, советчик и др.); q индивидуальные (вундеркинд, неудачник, деспот, оптимист, побудитель и др.); 6. разделение ответов по q социальным признакам (пол, возраст, национальность, профессия и др.); q идеологическим убеждениям (философские, политические, моральные высказывания); q направленности личности (интересы, желания, мечты, потребности, цель и др.); q самооценке (уверенность в себе, самоуважение, уровень притязаний). Дополнительные параметры анализа методики «Кто я?» предложены А.А. Семеновой: 1. Определение значимости (предпочитаемости, насыщенности) категорий. Величина этого показателя определяется количеством испытуемых той или иной группы, в самоописаниях которых встречается определенная категория. Можно выделить следующее сокращенное количество категорий в самоотчетах: 1. общие сведения; 2. идентичность половая; 3. идентичность расовая; 4. семья, родственники; 5. друзья, приятели; 6. обобщенные личностные качества; 7. интересы и увлечения; 8. убеждения и ценностные установки. Первые четыре пункта рассматриваются как конвенциальные характеристики, последние – как содержательные. Обычно считается, что порядок называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков в Я-образе испытуемого. 2. Анализ соотношения конвенциональных и содержательных характеристик. Преобладание содержательных характеристик свидетельствует о более высоком уровне развития самосознания в целом. 3.Описание отдельных характеристик Я-образа. С помощью данной методики Я-образ можно проанализировать по следующим параметрам: степень когнитивной сложности и дифференцированности; степень выраженности и конкретный состав Я-образа; степень внутренней цельности, последовательности образа Я – внутренняя согласованность или противоречивость представлений о себе; отношение к себе. Степень когнитивной сложности образа Я определяется преобладанием конвенциональных или содержательных характеристик и их качественным анализом. Конкретный состав образа Я определяется посредством разделения всех ответов испытуемого по степени отнесенности к: q Личностное Я q Социальное Я q Физическое Я Степень выраженности личностного, социального и физического Я анализируется через процентное соотношение относящихся к ним характеристик. Согласованность или противоречивость образа Я и отношение к себе оцениваются посредством разделения всех ответов испытуемого на: q Позитивные q Негативные q Противоречивые При преобладании противоречивых характеристик делается вывод о внутренней противоречивости Я-образа и конфликтном самоотношении. При преобладании позитивных характеристик делается вывод о внутренней последовательности Я-образа и позитивном самоотношении. При преобладании негативных характеристик делается вывод о внутренней последовательности Я-образа и негитивном самоотношении. 4. Качественный анализ конкретных характеристик, которые использует испытуемый для описания себя (используется в случае диагностики одного испытуемого). «Испытуемый считает себя человеком … (общительным и т.п.). В составе значимых для испытуемого социальных ролей можно наблюдать следующие: … (роль дочери, матери и …) В число интересов и увлечений испытуемого входят … Испытуемому свойственны следующие убеждения (ценности) …. и т.д.»
|