Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура проведения






В оригинальном варианте Д. М. Сакса тест предъявлялся в форме печатного бланка с началами предложений, куда испытуемый должен был вписать их завершения.

Но при такой процедуре проведения теряется важный диагностический показатель – латентное время ответов и не может быть проконтролировано отношение к обследованию.

В предлагаемом П.В. Яньшиным варианте процедура состоит в следующем: психолог по очереди зачитывает начала предложений, а испытуемый придумывает к ним окончания и произносит их вслух, чтобы экспериментатор мог их запротоколировать.

Для того чтобы помочь испытуемому освоиться с процедурой исследования, вначале ему предлагают 20 произвольно подобранных слов в режиме простого ассоциативного эксперимента.

Так как НП – проективный тест, испытуемый не должен догадываться об истинной цели исследования. При проведении следует неукоснительно соблюдать все правила проведения проективных методов.

Сначала дается маскирующая инструкция. Говорится, что «хотелось бы проверить скорость словесных реакций испытуемого в ситуации повышенного эмоционального напряжения как меру стрессоустойчивости интеллекта». Упоминание о повышенном эмоциональном напряжении должно снять избыток эмоционального напряжения и ослабить психологические защиты. Если в ходе обследования у испытуемого возникнут дополнительные вопросы, нужно постараться убедить испытуемого, что предложения намеренно обращены к эмоционально-значимым темам, чтобы повысить эмоциональное напряжение в интересах исследования, поскольку это позволит измерить влияние волнения на скорость ответов.

После дачи маскирующей инструкции приступают к исследованию. Проведение методики проходит в три этапа.

Первый этап. Называется 20 произвольно подобранных слов, предваряя это инструкцией: «Сейчас вам нужно будет как можно быстрее отвечать первой пришедшей вам в голову ассоциацией на то слово, которое я буду говорить».

После 20 слов дается следующая инструкция: «Сейчас, вместо отдельных слов, я буду зачитывать начала предложений, которые вам нужно осмысленно завершить как можно быстрее». Экспериментатор сам зачитывает начала фраз и сам записывает ответы и фиксирует их латентный период. Латентный период начинается с момента, когда вы закончили читать, и оканчивается, когда испытуемый начинает осмысленно завершать предложение. На этом оканчивается первый этап проведения теста.

Перед вторым этапом нужно заранее приготовить 15 бумажных карточек, на которых написаны 15 сфер (указаны в ключе).

В инструкции к этому этапу психолог просит испытуемого проранжировать эти карточки по двум инструкциям:

1. степень неблагополучия сферы;

2. степень значимости сферы.

Например, самая неблагополучная, по мнению испытуемого, сфера располагается на первом месте (она имеет 1-й ранг), далее, по мере убывания неблагополучия, – остальные. Соответственно, самая благополучная сфера располагается на последнем месте и имеет 15-й ранг. Аналогично ранжируется субъективная значимость. Результаты ранжировок заносятся в протокол.

Третий этап – беседа с испытуемым с целью уточнения неясных ответов. Можно пройти по всем предложениям или только по тем, ответы на который заинтересовали. Далее психолог расспрашивает испытуемого, почему он именно так, а не иначе завершил предложение. Иногда просто уточняет смысл завершения, если он неясен или завершение «закрытое». На этом этапе имеется возможность значительно повысить валидность интерпретации неблагополучных сфер отношений, специально обращая внимание при расспросе на наличие формальных признаков такового неблагополучия. Особенное внимание следует обратить на модальность (+/-) эмоционального содержания завершений, которое не всегда ясно из даваемых высказываний. Например, при завершении типа «В детстве мои родители мало занимались моим воспитанием» желательно узнать, положительно или отрицательно оценивает это испытуемый. Вполне может случиться, что он расценит это как благо, но, может быть, он этим высказывает недовольство отсутствием их внимания к нему в детстве. Если испытуемый действительно обратился за помощью, он будет достаточно откровенен, и это поможет прояснить содержание и источники его проблем, пусть даже и неосознаваемых самим испытуемым.

На этом работа с испытуемым заканчивается.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал