![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Будущее
Что будет в вашем будущем, ваши цели и мечты? Я очень хочу, чтобы в моей жизни было… Я пойму, что счастлив, когда… Что поможет мне достичь моих целей (мои ресурсы)? Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)… Мои жизненные и профессиональные планы – как я буду использовать свою энергию и время: Что буду делать для физического аспекта - красоты, здоровья (тело)? Что буду делать для своей работы, увлечений, карьеры (деятельность)? Для семьи, друзей (контакты)? Для своего будущего, для творчества (фантазии)? И в заключение – Я самый… Мои главные достижения… Мои главные цели в жизни… Девиз моей жизни… Приложение 3 Примеры упражнений блока «Я и мы» программы развития самосознания
Упражнение «Встреча двух волшебников» [77] Игру можно проводить как в парах, так и в командах. Опишем игровую ситуацию, предлагаемую для пар. Дети сидят на стульях спинами друг к другу, сбоку еще один стул, у каждого участника – 10 синих и 10 белых карточек, а также индивидуальный бланк результатов (бланки идентичны приведенным выше). Однажды в темном дремучем лесу, таящем множество опасностей, встретились на тропинке два волшебника. Каждый из них держал в руках волшебный жезл – свое главное «орудие» колдовства. Ни один из них не знал, кем является другой: злым или добрым волшебником, вступать с ним в магический поединок, подняв свой жезл, или отказаться от боя и опустить жезл. В этой игре вам придется решать, как поступить в том или ином случае. В зависимости от выбора – твоего собственного и выбора твоего партнера – складываются разные ситуации, оценка которых в баллах приведена в таблице.
Что означает эта таблица? Если оба волшебника поднимают жезлы (т. е. они вступают в бой друг с другом), то оба теряют по 3 балла. Если один из вас использует жезл, а второй опускает его, то первый получает 5 баллов, а второй столько же теряет. И наконец, если оба волшебника решают просто мирно поговорить друг с другом, не используя магические жезлы, то они получают по 3 балла. В нашей игре будет 10 ходов. Через каждые 30 секунд (при необходимости время, отводимое на каждый ход, можно увеличить) по команде ведущего игроки должны одновременно класть на стоящий сбоку от них стул по 1 карточке: синяя означает поднятие жезла, белая – отказ от его использования. Увидев решение своего партнера, каждый игрок заполняет свой бланк игры. Ваша задача – набрать как можно больше баллов. Выигрывает тот, кто сумеет набрать максимальное количество баллов. Результаты игры при любом варианте ее проведения необходимо обсудить с группой. Упражнение «Все мы» [ 77 ] «Все мы» – это ассоциативно-ролевой портрет участников, всех тех, кто собрался в группе. Он покажет, как каждый видит себя. Один участник выходит. Психолог просит каждого участника сказать об ушедшем что-нибудь приятное. Это записывается. Затем участник входит. Психолог говорит, например: «Пока вы отсутствовали, мы случайно завели о вас разговор. Не поверите, как много приятного о вас было сказано. Один сказал...» Участник должен отгадать, кто что сказал и почему. Упражнение «Продолжи фразу» [74] Каждому участнику предлагается продолжить три фразы, обращаясь к своему соседу справа: «Ты более меня…», «Ты менее меня…», «Мы с тобой в равной степени…». Упражнение «Каким меня видят окружающие?» [74] Ответьте на вопрос: «Как меня воспринимает группа и отдельные ее члены?» Опишите подробно, как вас оценивает группа. Например: «Группа в целом воспринимает меня как живого, очень эмоционального человека, который ни над чем серьезно не задумывается». Упражнение «Дорисовывание портрета» [75] У всех участников карандаши разных цветов. Один участник начинает рисовать свой портрет, по сигналу ведущего передает его следующему и т.д. по кругу. В итоге к каждому возвращается его портрет глазами группы. Упражнение «Записки» [75] Предложите детям написать записки и скажите, что они будут прочитаны только в последний день занятий. Записки должны быть анонимными. После того как все закончили писать, тренер собирает их и складывает в заранее подготовленную пустую бутылку. Содержание записок может быть любым: от мудрых мыслей, которые посетили участников, до анонимных писем конкретному человеку. Это упражнение можно повторить несколько раз за время занятий. В последний день бутылка вскрывается, записки вынимаются, тренер зачитывает их вслух. Зачастую можно прочесть очень любопытные вещи. Упражнение «Эмиграция» [75] Многие из нас годами живут в одном и том же городе, на одной и той же улице. Все хорошо знакомо, ко всему привыкли, в том числе и к окружающим людям. Но в жизни может всякое случиться... Предположим, что вы решили совсем уехать из страны (переехать с родителями в другой город или перейти в другую школу в связи с обменом квартиры). С одной стороны, это всегда интересно: новые обстоятельства, новые знакомые, а с другой? Как вы думаете, сколько людей и кто конкретно пожалеет о том, что вы уехали? Почему? Что вас связывает с этими людьми? Какие у вас были отношения с ними? Вы им помогали чем-то? Или у вас просто сложились теплые душевные отношения? А скольких и кого именно обрадует ваше решение уехать (перейти в другую школу)? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Вы чем-то «насолили» этим людям? Демонстрировали свое превосходство перед ними или отказывались в чем-то помочь? Может быть, вы просто «не сошлись характерами»? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отношениях с этими людьми? Составьте два списка имен и ответьте на предложенные вопросы. Только будьте до конца откровенны. На обдумывание ответов вам дается 5 минут. После этого вы соберетесь в группы по 3-4 человека и обсудите со своими партнерами то, что сумели осознать.
Упражнение «Окно Джогари» [20] Сначала ведущий проводит информирование участников: Путь к себе, к принятию себя лежит через самораскрытие. Открытие своего «Я» зависит от того, насколько мы открыты для других. Взаимосвязь между самопознанием и самораскрытием наиболее отчетливо представлена в модели, которую называют «Окном Джогари» в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграм.
Каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности. «Арена» охватывает те аспекты содержания своего «Я», о которых знаем и мы, и другие («пространство» личности, открытое и для меня, и для других). «Видимость» – это то, что мы знаем, а другие нет, то, что мы скрываем от других в силу тех или иных причин или не имели возможности рассказать. «Слепое пятно» состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, например привычка перебивать говорящего на середине слова, которую мы не замечаем (закрытое для меня, но открытое для других). «Неизвестное» – это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные возможности развития (закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям). Когда мы ведем себя открыто, другие получают возможность узнать о нас больше, что повышает вероятность как хорошего понимания нас другими, так и более глубокого самопознания – понимания самого себя. Увеличивается «Арена» – уменьшается «Неизвестное», его место занимает «Понимание». Открываясь другим, мы приобретаем то, что другие помогают нам увидеть в себе, то, что до сих пор нам было недоступно. Открываясь, мы способны раскрыть свои скрытые возможности, реализовать их. Безусловно, способность быть открытым зависит как от степени осознания и принятия себя, так и от нашего доверия к другим людям, от их отношения к нам. Было бы абсурдно требовать от нас раскрываться перед каждым встречным. Но мы в любых ситуациях можем оставаться самим собой, не заползая, как улитка, в свою раковину. Стремление к открытости каждого из нас открывает нам путь к взаимопониманию и пониманию себя. Открыть свое «Я», принять себя, сформировать целостный образ «Я» в состоянии каждый человек. Нужно только захотеть. Так отправляйтесь в путь к себе! Затем каждому участнику предлагается распределить 100% на приведенные в окне Джогари области два раза: 1. «Я сейчас…» 2. «Я хочу…» После проводится обсуждение: что нужно сделать для гармонизации «Я сейчас…» и «Я хочу…».
Упражнение «Я и мой мир вокруг меня» [77] Целью является изображение и осознание ребенком значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром. «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что нас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать – ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя». Расскажи что-нибудь о своем рисунке. Нравится тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что наименее? Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит? Упражнение «Черное и белое кресло» [36] Вариант А. Отдельно от круга, но так, чтобы всем было хорошо видно, поставить два кресла, одно из них накрыть белым материалом, другое – черным. Предложить одному из участников занять белое кресло, все остальные члены группы по очереди садятся в черное кресло и говорят участнику, занявшему белое кресло, о его недостатках, мешающих, по их мнению, общению. Сидящий в белом кресле может попросить уточнить то или иное высказывание, задавать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или на оправдание. Вариант Б Так же, как в варианте А, только один из членов группы занимает черное кресло, а все остальные участники, по очереди садясь на белое кресло, должны, характеризуя сидящего напротив, называть только его положительные качества. Упражнение «Ассоциация» [96] Участники говорят, кого им напоминает данный человек. Набор ассоциаций может быть свободным, а можно придерживаться следующего списка: растение, погода, мебель, животное. Метод выбран как наименее болезненный для личности, здесь оценки даются в косвенной форме. Каждый участник по очереди становится предметом обсуждения, при этом он занимает стул в середине. Упражнение «Мнение» [36] Участники делятся на две равные подгруппы, встают, образуя два концентрических круга. Члены группы, стоящие во внутреннем круге, поворачиваются лицом к участникам, стоящим во внешнем, и встают друг напротив друга. Затем член каждой пары, стоящий во внутреннем круге, начинает тихо говорить партнеру, как он его воспринимает, какие чувства он вызывает, какие личные качества тот проявляет в группе и т. д. По сигналу ведущего внутренний круг сдвигается вправо на одного участника. Первая часть процедуры заканчивается, когда участники, пройдя по кругу, вернутся в исходную позицию. Во второй части процедуры аналогично высказывают свое мнение члены группы, стоящие во внешнем круге. В заключительной части процедуры ведущий предлагает участникам в течение 5–10 минут продолжить беседу, свободно выбрав себе партнера в любом месте помещения.
Упражнение «Значимые люди» [75] Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это могут быть не обязательно те, с кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок. После того, как рисунки выполнены, ведущий просит участников группы по очереди показывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях: Ø кто они; Ø чем значимы для подростка, чем дороги; Ø так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом; Ø хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности). Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику «пустого стула». Упражнение «Представьте себя ребенком» [20] В каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы живем с грузом тех суждений, которые слышали, будучи детьми. Основа нашего жизненного сценария – то, как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его стороне список всего того отрицательного, что ваши родители, учителя, родственники говорили о вас. А затем справа запишите все то хорошее, что вам говорили о вас родные и учителя. Какой из этих списков длиннее? Какой из них в большей степени определяет ваше отношение к себе? Упражнение «Мои убеждения» [75] Вспомните как минимум 4 ваших убеждения, сформированных в детстве. Они могут быть как ошибочными, так и помогающими вам строить взаимоотношения. Закончите следующие фразы: Я _______________________________________________(каков?) Жизнь это_______________________________________________ Женщины _______________________________________(каковы?) Мужчины _______________________________________(каковы?) Теперь закончите следующее предложение: Поэтому я должен________________________________________
Упражнение «Семейный портрет» [3] Воспользуйтесь медитативной техникой. «Закройте глаза и войдите в свое собственное пространство. Представьте, что вы спускаетесь по лестнице – лестнице жизни. Вот вам 10 лет, 9, 6, 4 года, вы видите перед собой дверь, открываете ее и оказываетесь в комнате. Как выглядит эта комната – большая или маленькая, пустая или заставленная вещами? Что вы видите в комнате, какие обои, мебель? Кто в нем находится рядом с вами? Посмотрите внимательно на каждого человека. Если бы вы нарисовали их на лист бумаги в виде изображения, напоминающего какую-нибудь вещь, чем реальных людей, что бы это было? Если кто-нибудь напоминает вам бабочку, потому что везде порхает, изобразите ли вы его в виде бабочки? Или, может быть, какие-то лица напоминают вам круг, потому что они всегда окружают вас. Начинайте с того, кого вы представили первым. Если вы зашли в тупик, опять закройте глаза, вернитесь обратно в свое пространство и снова представьте всех людей. Вы можете использовать капли краски, абстрактные формы, предметы и животных, и все, что придет вам на ум». Упражнение «Ласковое слово» [75] Вспомните и запишите, какими ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых. Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще? Когда вам что-то требуется и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку? Или когда у вас хорошее настроение? Часто ли вы делаете это? Если нет, то почему? Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к людям? Что вы испытываете, когда называете людей ласковыми именами? А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение? Упражнение «Свалка обещаний» [91] Участники закрывают глаза, представляют себя на поляне (Какая она?), в лесу (Какой он?), пробираются сквозь чащу (Как трудно!). Выбравшись из чащи, видят стену, а в ней дверь. Открывают дверь (Как трудно, очень тяжело!). За дверью свалка - это свалка ваших обещаний, свалка детства, юности, сегодняшней жизни. Это ваш панцирь, ваш груз, он давит, цепляется за вас и с ним надо что-то делать: бежать, вырваться, забыть? Или поступить иначе? Участники могут обменяться своими решениями и прийти к общему мнению. Можно вывести непозитивный результат: можно вытеснить, обвинить других, оправдаться. Но, вероятно, есть и конструктивный выход. Какой? Это упражнение желательно начать с подготовительной работы. Участники закрывают глаза. Им задают вопрос: - Кто из вас хоть один раз говорил неправду? (участники кивают головой). - А кто не один раз говорил неправду? - кивают головой. - Участники должны ощутить: - что думает человек, дающий и не выполняющий своих обещаний; - что чувствует человек, выполняющий обещание. Упражнение «Детские обиды» [75] Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и нарисуйте либо опишите их – в любой (конкретной или абстрактной) манере. Как вы сейчас относитесь к этой обиде (нарисуйте или опишите)? Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас». Обсуждение: что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды и т. д. Упражнение «Обиженный человек» [75] Закончите предложение: «Я обижаюсь, когда...», нарисуйте выражение лица обиженного человека. Подумайте и запишите, или нарисуйте, как вы реагируете на обиду. Упражнение «Копилка обид» [77] Детям предлагается нарисовать или описать «копилку» и поместить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой. Психолог говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Психолог поддерживает предложение разорвать ее и предлагает действительно сделать это. Обсуждение: Что делать с «текущими» обидами? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше. Как относиться в дальнейшем к обидчику? Прощение обиды. Упражнение на растворение чувства обиды [77] Расслабьтесь, закройте глаза. Дышите спокойно и ритмично. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами небольшая сцена. Поставьте на сцену человека, который вас обидел. Вызовите в памяти его образ. Произнесите про себя следующую формулу: «Перед моим внутренним взором появляется человек (тот или иной образ)». Повторите это пять раз. Затем: «Образ становится все более четким». После некоторой паузы: «Образ стоит передо мной». Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для этого человека имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении 2–3 минуты, а потом пусть он исчезнет. Для этого произнесите следующую формулу: «Образ постепенно уходит» (2–4 раза), «Образ исчез». Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Это упражнение растворяет темные облака накопленной обиды. Делайте это упражнение один раз в день в течение месяца и посмотрите, насколько вам станет легче жить. Давайте проанализируем, что чувствовал, ощущал каждый из вас при выполнении этого упражнения.
Упражнение «Куда уходит злость» [75] Возможно, не все всем нравится в обстановке, в людях, в самом себе... Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент (может быть, это недовольство психологом, грусть, неприятный свет в комнате и т. п.). Выскажитесь. Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить свои претензии, накопленные к данному моменту. Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь по возможности выразить все, что накипело. Упражнение «Машина времени» [75] Психолог предлагает участникам поговорить об их жизни и пофантазировать о том, что можно было бы сделать иначе. Просит детей представить, что они перенеслись в какое-то время своей жизни, которое им бы хотелось изменить. Группе предлагается зарисовать это событие так, как оно могло бы произойти. Дети включают и действия, которые им следовало бы сделать, чтобы добиться другого развития событий. Обсуждение. Сначала каждый подросток рассказывает о реальном событии из его прошлого. Затем они раскрывают, каким образом они изменили это прошлое. Эмпатия вызывается путем стимулирования понимания участниками мотивов, по которым каждый участник предпочел бы измененное событие или опыт. Дети побуждаются к тому, чтобы посоветовать друг другу пути изменения прошлого. Упражнение «Особые дары» [75] Ведущий предлагает участникам вспомнить, что они получили от окружающих (родных, близких, друзей, учителей и т. д.) такого, что можно было бы назвать «дар» в полном смысле слова. При этом может получиться примерно такая таблица:
Когда участники заполнили листок, ведущий просит рассказать их о каком-нибудь из перечисленных ими даров — любом, на выбор. Затем он просит участников рассказать, нет ли по отношению к кому-то из упомянутых людей чувства невыраженной благодарности. Если есть, то ведущий предлагает участникам по очереди высказать свою благодарность этому человеку или пользуясь техникой «пустого стула», или попросив кого-то из участников группы выступить протагонистом. Упражнение «Благодарность без слов» [75] Участники разбиваются на пары. Сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партнеры делятся впечатлениями. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…» [74] Инструкция: упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Меня не любят за то, что...». Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что...». Затем участники меняются ролями. После выполнения упражнения группа обсуждает: кто не смог или не успел этого сделать? Почему? Что чувствовал тот, к кому была обращена поддержка?
|