![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура активного и пассивного счетов.
Для наглядного отображения изменений (увеличения или уменьшения) в средствах или их источниках счет представляется в виде таблицы, состоящей из двух частей – «Дебет» и «Кредит». Счета связаны с балансом: они открываются на основании статей баланса и соответственно подразделяются на активные и пассивные (рисунок 1).
Рис.1 - Схема формирования счетов
Запись на счетах начинается с указания начального остатка, или начального сальдо, хозяйственных средств или источников их образования. При этом в активных счетах начальное сальдо записывается в дебет, а в пассивных – в кредит. На рисунке 1 знаками «+» и «-» обозначены поля счета, где отражаются суммы по хозяйственным операциям: со знаком «+» - операции, которые увеличивают счет (статью баланса, хозяйственное средство, источник), а со знаком «-» - операции, которые соответственно уменьшают счет (статью баланса, хозяйственное средство или источник). В конце месяца все изменения подсчитываются и заносятся в строку «оборот» по дебету и кредиту соответственно. Сальдо конечное рассчитывается по формулам, указанным на рисунке 1. 4.3. Двойная запись. Для отражения хозяйственных операций на счетах используется особый элемент метода бухгалтерского учета – двойная запись. Назначение двойной записи – отразить на счетах взаимосвязанные изменения, происходящие с объектами бухгалтерского учета в результате хозяйственных операций. При этом сумму изменения объектов бухгалтерского учета отражают одновременно по Дебету одного счета и Кредиту другого. Взаимосвязь двух счетов называется корреспонденцией, которая может быть отображена в виде бухгалтерской записи или проводки (формулой) или графически на полях (Дебет и Кредит) соответствующих счетов. Для составления бухгалтерской записи следует выполнить следующий алгоритм: 1. Необходимо из содержания хозяйственной операции выделить два объекта, которые она затрагивает. 5. Определить, какие статьи баланса при этом будут задействованы. 6. Оценить их местоположение (в Активе и/или в Пассиве). 7. Проанализировать характер из изменения (увеличение и/или уменьшение). 8. Идентифицировать статью баланса с соответствующим счетом. 9. Дать характеристику счетов с точки зрения отношения к балансу (активный или пассивный). 10. Проанализировать, где в счете (по Дебету или по Кредиту) будет отображаться изменение. 11. Составить бухгалтерскую запись. Рассмотрим данный алгоритм на следующей хозяйственной операции: «На расчетный счет получен краткосрочный кредит банка». 1. Данная хозяйственная операция затрагивает два объекта – расчетный счет и задолженность по расчетам с банком по краткосрочным кредитам:
2. В бухгалтерском балансе эти объекты отражаются по статье «Денежные средства» (2-й раздел Актива баланса) и «Кредиты и займы» (5-й раздел Пассива баланса).
3. Статья «Денежные средства» находится в 2-м разделе Актива баланса «Оборотные активы», а «Кредиты и займы» в 5-м разделе Пассива «Краткосрочные обязательства».
4. В результате хозяйственной операции сумма денежных средств на расчетном счете увеличится и одновременно увеличится задолженность перед банком по краткосрочному кредиту.
5. Информация по движению денежных средств отражается на счете 51 «Расчетный счет», а по расчетам по краткосрочным кредитам на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
6. Счет 51 находится в активе баланса, следовательно, является активным, счет 66 соответственно - пассивным
7. Увеличение активного счета отражается по Дебету, а пассивного – по Кредиту.
8. Таким образом, бухгалтерская запись по анализируемой хозяйственной операции: Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Что означает – сумма хозяйственной операции будет отражена дважды по дебету счета 51 и одновременно по кредиту счета 66. 4.4. Синтетический и аналитический учет. Информация о состоянии и движении хозяйственных средств, которую получают из счетов открываемых на основании статей баланса, носит обобщенный характер. Для управления хозяйственной деятельностью предприятия такой информации недостаточно. Нужна более подробная и конкретная информация. Например, счет «Товары» показывает наличие и движение товаров на предприятии, но каких товаров, по каким материально-ответственным лицам – не видно. Поэтому все счета по масштабу группировки делятся на два основных вида: счета синтетические и аналитические. Учет, который ведется на синтетических счетах, называется синтетическим, он ведется только в денежном измерении. Учет, который ведется на аналитических счетах, называется аналитическим. Он представляет собой детализацию синтетического учета. В аналитическом учете используют и натуральные (м, шт., кг), и трудовые (чел., час.), и денежные измерители, так как из данных этого учета получают сведения о конкретных видах основных средств (зданий, оборудования, инвентаря, материалов), о задолженности каждому работнику в отдельности (Иванову, Петрову и т.д.) и т.п.
|