Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представления о пространстве и времени в Древнем Египте






Анализ культуры Древнего Египта будет наиболее полным, если дать характеристику представлениям древних египтян о пространстве и времени. Прежде всего, пространство и время эмоционально переживались как неоднородные, а пространство – еще и как анизотропное. Это означает, что различные области пространства и времени, а также различные пространственные направления обладали разной ценностной значимостью. События сакральной истории в восприятии людей превращались в величественное цветовое полотно, в котором присутствовал весь спектр цветов и оттенков. Каждый крупный храм являлся первобытным холмом, то есть особым «сгустком бытия», начальной точкой мирового развития, и тем самым резко выделялся из окружающего пространства, нарушая его однородность. Не менее специфическими пространственными областями, обладающими особой, сложной и таинственной топологией, были пирамиды и другие погребальные сооружения. Наконец, изотропность пространства исчезала сразу же, как только человек вспоминал о том, что день и ночь связывали восток и запад с понятиями жизни и смерти. Большое значение имело и направление «север – юг», задаваемое течением Нила.

Время по своей структуре являлось также неоднородным. Дни разделялись на счастливые, несчастливые и опасные. Связано это было с событиями божественной драмы, происходившей в доисторическую эпоху. Так, три дня в конце третьего месяца половодья, когда закончилась борьба Гора и Сета и Гор получил во владение Египет, считались счастливыми. Тринадцатый день месяца «перет» – «день гнева» богини Сехмет, насылающей болезни, признавался опасным днем, а день рождения Сета – одним из самых несчастных. Фараон в этот день не занимался никакими делами. Характер дня влёк за собой определённые табу в деятельности не только фараона, но и простых египтян. В некоторые дни запрещалось зажигать в доме огонь, произносить имя Сета. Также считалось, что в определённые дни в мир людей выходят добрые боги, а в иные дни – злые боги. Эти боги могут вселяться в животных, что часто служило причиной совершения каких-либо обрядов в честь животных или в избавление от них. Например, были дни, когда особенно почитался бык, но было и такое время, когда предписывалось избегать с ним встреч, дабы тот не забодал человека.

Важную роль в мировосприятии египтян играло осознание стабильности природного ритма. Неизменное чередование дня и ночи, неизменное появление Ра на утреннем горизонте после очередной победы над змеем Апопом, а также не менее неизменные разливы Нила, совпадающие в области Мемфиса с появлением Сириуса (звезды Сотис) на утреннем небе, являются, по мнению ряда исследователей, существенными предпосылками к доминированию циклической модели времени в Древнем Египте.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адес Г. Египет. История страны / Г. Адес. – М.: Эсммо; Спб.: Мидгард, 2008.

2. Богословский Е.С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц / Е.С. Богословский. – М.: Наука, 1979.

3. Ассман Ян. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации / Ян Ассман. М.: Присцельс, 1999.

4. Древние цивилизации. – М.: Мысль, 1989.

5. Драчук В. Дорогами тысячелетий / В. Драчук. – Смоленск: «Русич», 2001.

6. Египетская мифология: Энциклопедия. – М.: Издательство Эксмо, 2007.

7. Замаровский Войтех. Путешествие к семи чудесам света / Войтех Замаровский. – М.: Детская литература, 1980.

8. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). – М.: «Советская Энциклопедия». 1987.

9. Рак И.В. В царстве пламенного Ра: Мифы, легенды, сказки Древнего Египта / И.В. Рак. – Л.: Детская литература Ленинградского отделения, 1991.

10. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта / И.В. Рак. – СПб: Летний сад, 2001.

11. Рак И.В. Мифы Древнего Египта / И.В. Рак. – Спб.: Петро-РИФ, 1993.

12. Перепёлкин Ю.Я. Переворот Амен-Хотпа IV / Ю.Я. Перепёлкин – М.: Наука, 1984.

13. Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Издательство «Художественная литература», 1973. – 735 с.

14. Швечиков А.Н. Мир сакрального в культуре Древнего Египта / А.Н. Швечиков // Вопросы культурологии. – 2009. – № 6.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. В чём вы видите особенность генезиса культуры Древнего Египта?

2. Почему Древний Египет считается очагом не только культуры, но и цивилизации?

3. Какие черты религии Древнего Египта вы выделите как наиболее значимые?

4. В чём вы видите специфику религиозно-антропологических представлений в Древнем Египте?

5. Почему египтяне считали, что умершего фараона необходимо мумифицировать?

6. Какая из компонент природы человека указывает на сопричастность его всему мирозданию?

7. В чём проявляется различие учений о сотворении мира в Гелиопольской и Гермопольской школах?

8. В чём состоит смысл религиозной реформы Аменхотепа IV?

9. Почему религиозная реформа Аменхотепа IV не получила своего развития после смерти самого Аменхотепа IV?

10. Почему в Древнем Египте одним из наиболее тяжких преступлений считалось разграбление гробниц?

11. Были ли в Древнем Египте ясные представления о личности?

12. В каких древних религиозных книгах упоминается Египет?

13. Почему культура Египта считается великой культурой?

14. Почему для египтянина было важным умереть на Родине?

15. Почему, согласно легенде, персидские воины несли впереди себя кошек, когда штурмовали египетскую крепость?

16. В чём вы видите значимость власти номарха?

17. Какой язык, из ныне используемых, сохраняет в себе много элементов древнеегипетского языка?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал