Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы исследования уровня интеллектаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Классификация интеллектуальных расстройств · Временное ослабление интеллекта · Стойкое нарушение интеллекта. Стойкое нарушение интеллекта, в свою очередь, также подразделяется на две группы: Врожденное слабоумие — умственная отсталость. По степени тяжести-Легкая, умеренная, тяжелая, глубокая Приобретенное слабоумие - деменция. По течению-стационарная, прогрессирующая По клиническим проявлениям-Тотальная, лакунарная(дисмнестическая)
Деме́ нция — приобретённое прогрессирующие слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости (олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, часто — в молодости в результате аддиктивного поведения, а наиболее часто — в старости.В народе сенильная деменция носит название старческий мара́ зм.
Лакунарная (дисмнестическая) деменция. Больше всего страдает память: прогрессирующая и фиксационнаяамнезия. Больные могут компенсировать свой дефект, записывая важное на бумаге и т. п. Эмоционально-личностная сфера страдает негрубо: ядро личности не затрагивается, возможны сентиментальность, слезливость и эмоциональная лабильность. Пример: болезнь Альцгеймера (см. ниже).
Тотальная деменция. Грубые нарушения как в познавательной сфере (патология памяти, нарушения абстрактного мышления, произвольного внимания и восприятия) и личности (расстройства нравственности: исчезают чувства долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость; разрушается ядро личности). Причины: локальные атрофические и сосудистые поражения лобных долей мозга. Пример: болезнь Пика. Варианты деменций. Эпилептическое слабоумие. Для него характерно: наличие ригидности, вязкости всех психических процессов; нарушение речи в виде олигофазии, часто встречаются уменьшительные формы слов (халатик, одеяльце, таблеточки и т. д.); концентрическое снижение памяти (хорошо запоминаются только события, связанные с собственной персоной: обиды, назначения врачей,). Паралитическая деменция. Впервые описана при сифилитическом прогрессивном параличе. Слабоумие носит тотальный характер, сопровождается эйфорией, благодушием, отсутствием критики, бредовыми идеями величия (нередко фантастического содержания). Травматическая деменция. Возникает в результате травматического повреждения головного мозга. Снижение интеллекта, как правило, присутствует в виде стойкого стационарного состояния, сопровождается расстройством внимания, тугоподвижностью психических процессов, раздражительностью, злобностью, в ряде случаев расстройством влечений. Атеросклеротическая (сосудистая) деменция развивается при атеросклерозе сосудов головного мозга. Обычно долгое время сохраняются нарушения по лакунарному типу. Долго сохраняется критика к своему состоянию, характерно слабодушие, амнестическая афазия. Старческая (сенильная) деменция начинается с появления у больных несвойственных им прежде грубости, жестокости, скупости, расторможения влечений. Болезнь Альцгеймера начинается в возрасте 55–60 лет. Характерно наличие расстройств речи, сначала отмечается логоклония, переходящая в моторную афазию. Болезнь Пика – предстарческое слабоумие Начинается в 50–55 лет. Атрофический процесс начинается с лобных долей, поэтому в начале болезни расстройства памяти выражены меньше, деменция сочетается с нарушением поведения.
Шизофреническая деменция (апатическое слабоумие) - отличается от других видов слабоумия тем, что осмысление и способность к обобщению часто нарушены незначительно, но мышление непродуктивно, паралогично, искажено.
При шизофренической деменции наблюдаются глубокий дефект личности, снижение побуждений и психической активности, бездеятельность, апатия, эмоциональная опустошенность, выраженный аутизм, отгороженность от окружающих, активное противодействие контактам.
При раннем начале болезни формируется олигофреноподобный дефект с глубокой умственной отсталостью, сопровождающийся характерными для шизофренической деменции признаками: эмоциональной тупостью, отгороженностью, кататоническими расстройствами (застывание в своеобразных позах, стереотипии движений, «бег по кругу», эхосимптомы, негативизм), - наблюдается распад речи и исчезновение навыков самообслуживания, регрессивное поведение: ходьба на четвереньках, еда руками, обнюхивание предметов, оказавшихся в поле зрения, поедание несъедобных веществ и т.п.
Олигофренией или слабоумием называют недоразвитость психики врожденного или приобретенного характера. У человека с данным диагнозом страдает интеллект, нарушены механизмы социальной адаптации, можно говорить о недостаточном развитии психики в целом. Олигофрении - это широкая группа заболеваний, нарушения в рамках которых связаны с онтогенезом (индивидуальным развитием организма). Необходимо учитывать это при различении олигофрении и деменции: если первая представляет собой недоразвитость психики, личности и организма в целом, то деменцией называется распад ранее сформированной психической деятельности. Для того чтобы судить об умственной отсталости, производится количественная оценка интеллекта по стандартным психологическим тестам, в частности измеряется интеллектуальный коэффициент (IQ):
легкая умственная отсталость диагностируется при IQ=50-70; средней тяжести умственная отсталость - при IQ=35-50; резко выраженная умственная отсталость - при IQ=20-35; глубокая умственная отсталость - при IQ< 20.
Олигофрения включает в себя четыре степени, о которых говорилось выше: легкую принято называть дебильностью, среднюю или умеренную - имбецильностью, резко выраженную или тяжелую - умственной субнормальностью, глубокую - идиотией. Дебильность, имбецильность и идиотия имеют ряд отличительных признаков.
Дебильность (IQ = 50-70) характеризует следующие отклонения:
· неспособность вырабатывать сложные понятия; · преобладание конкретных ассоциаций, · невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления; · отсутствие инициативы в самостоятельном обучении · медлительность и инертность в обучении, · слабость самообладания, · неспособность подавлять свои влечения, · недостаточное обдумывание своих поступков, импульсивность поведения, · повышенная внушаемость; при этом · дети в достаточной степени овладевают речью, · их поведение вполне адекватно и самостоятельно (психика в нижних границах нормы), · отмечается хорошая механическая память, подражательность, · дети более способны овладеть конкретными знаниями, чем усвоить теорию, · со временем больные начинают неплохо ориентироваться в несложных бытовых ситуациях и способны вести самостоятельную жизнь, · удается достичь полной независимости в уходе за собой.
Имбецильность (IQ = 20-50) означает, что личность отличается умеренной умственной отсталостью:
· способность произносить короткие фразы, · способность понимать несложную по смыслу речь, · словарный запас - 150-300 слов, · усвоенными элементарными знаниями в силу достаточно развитой механической памяти могут пользоваться как штампами, · способность испытывать привязанности, · развитость чувства стыда и злопамятности, стесняются своих недостатков, · реакция на похвалу и порицание, · их реакции на происходящее вполне разнообразны и вариабельны; · усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать, · неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке; при этом · лица не обучаемы и нетрудоспособны, · отмечаются крайняя несамостоятельность и плохая переключаемость, · им доступны элементарные акты самообслуживания, · их речь неграмматична и косноязычна, способны произносить несложные фразы; · развитие статических и локомоторных функций с большой задержкой, · эмоции отличаются скудностью и однообразием, · все психические процессы тугоподвижны и инертны, · обладают повышенной внушаемостью и склонностью к слепому подражанию, · на перемену обстановки реагируют негативно, нуждаются в постоянном надзоре и опеке.
Самая тяжелая, крайняя степень олигофрении это идиотия (IQ< 20) характеризуется такими чертами:
· полная неразвитость речи (словарный запас до 50 слов), ограничивается звуками, отдельными словами, · полная неразвитость мышления у больного, нет понимания обращенной к ним речи, · неспособность овладеть статическими и локомоторными навыками либо их запоздалое приобретение, · отсутствие элементарных навыков самообслуживания, невозможность их привить, · предоставленные самим себе, остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т. п., · какая-либо продуктивная деятельность отсутствует, · прогресс в интеллектуальном отношении невозможен, · больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре (обычно в условиях специального медицинского учреждения), · нередко больные не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, могут питаться только жидкой пищей, · часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадается под руку, упорно мастурбируют, · отсутствие реакции либо ее неадекватность на обычные раздражители, · эмоции элементарны и связаны только с удовольствием или неудовольствием, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения или крика, · легко возникает злость, проявляющаяся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары), · имеют место грубые дефекты физического развития. · применяется лишь симптоматическое лечение.
М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм: 1. неосложнённая; 2. олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные); 3. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов; 4. олигофрения с психопатоподобными формами поведения; 5. олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
Клиническая картина олигофрении характеризуется:
· диффузным слабоумием - страдает и познавательная деятельность, и личностное развитие; · признаками недоразвития интеллекта и мышления, а также другими психическими функциями, как то восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля; · преимущественным недоразвитием онтогенетически молодых функций - мышления и речи, а значит, неспособностью к обобщению, отвлеченным ассоциациям, преобладают сугубо конкретные связи, не выходящие за пределы привычных представлений; · сформированными на фоне слабого абстрактного мышления особенностями восприятия, внимания, памяти; память недоразвита; · задержкой физического и психического развития (статических и локомоторных функций, понимания и воспроизведения речи, интеллекта и личности ребенка); · пороками развития отдельных органов и систем - различными дисгенезиями и дисплазиями, наблюдающимися еще на этапе внутриутробного развития; Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия.
Методы исследования уровня интеллекта
|