Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования уровня интеллекта






Классификация интеллектуальных расстройств

· Временное ослабление интеллекта

· Стойкое нарушение интеллекта.

Стойкое нарушение интеллекта, в свою очередь, также подразделяется на две группы:

Врожденное слабоумие — умственная отсталость.

По степени тяжести-Легкая, умеренная, тяжелая, глубокая

Приобретенное слабоумие - деменция.

По течению-стационарная, прогрессирующая

По клиническим проявлениям-Тотальная, лакунарная(дисмнестическая)

 

Деме́ нция — приобретённое прогрессирующие слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости (олигофрении), слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющей собой недоразвитие психики, деменция — это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, часто — в молодости в результате аддиктивного поведения, а наиболее часто — в старости.В народе сенильная деменция носит название старческий мара́ зм.

 

Лакунарная (дисмнестическая) деменция. Больше всего страдает память: прогрессирующая и фиксационнаяамнезия. Больные могут компенсировать свой дефект, записывая важное на бумаге и т. п. Эмоционально-личностная сфера страдает негрубо: ядро личности не затрагивается, возможны сентиментальность, слезливость и эмоциональная лабильность. Пример: болезнь Альцгеймера (см. ниже).

 

Тотальная деменция. Грубые нарушения как в познавательной сфере (патология памяти, нарушения абстрактного мышления, произвольного внимания и восприятия) и личности (расстройства нравственности: исчезают чувства долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость; разрушается ядро личности). Причины: локальные атрофические и сосудистые поражения лобных долей мозга. Пример: болезнь Пика.

Варианты деменций.

Эпилептическое слабоумие. Для него характерно: наличие ригидности, вязкости всех психических процессов; нарушение речи в виде олигофазии, часто встречаются уменьшительные формы слов (халатик, одеяльце, таблеточки и т. д.); концентрическое снижение памяти (хорошо запоминаются только события, связанные с собственной персоной: обиды, назначения врачей,).

Паралитическая деменция. Впервые описана при сифилитическом прогрессивном параличе. Слабоумие носит тотальный характер, сопровождается эйфорией, благодушием, отсутствием критики, бредовыми идеями величия (нередко фантастического содержания).

Травматическая деменция. Возникает в результате травматического повреждения головного мозга. Снижение интеллекта, как правило, присутствует в виде стойкого стационарного состояния, сопровождается расстройством внимания, тугоподвижностью психических процессов, раздражительностью, злобностью, в ряде случаев расстройством влечений.

Атеросклеротическая (сосудистая) деменция развивается при атеросклерозе сосудов головного мозга. Обычно долгое время сохраняются нарушения по лакунарному типу. Долго сохраняется критика к своему состоянию, характерно слабодушие, амнестическая афазия. Старческая (сенильная) деменция начинается с появления у больных несвойственных им прежде грубости, жестокости, скупости, расторможения влечений.

Болезнь Альцгеймера начинается в возрасте 55–60 лет. Характерно наличие расстройств речи, сначала отмечается логоклония, переходящая в моторную афазию.

Болезнь Пика – предстарческое слабоумие Начинается в 50–55 лет. Атрофический процесс начинается с лобных долей, поэтому в начале болезни расстройства памяти выражены меньше, деменция сочетается с нарушением поведения.

 

Шизофреническая деменция (апатическое слабоумие) - отличается от других видов слабоумия тем, что осмысление и способность к обобщению часто нарушены незначительно, но мышление непродуктивно, паралогично, искажено.

 

При шизофренической деменции наблюдаются глубокий дефект личности, снижение побуждений и психической активности, бездеятельность, апатия, эмоциональная опустошенность, выраженный аутизм, отгороженность от окружающих, активное противодействие контактам.

 

При раннем начале болезни формируется олигофреноподобный дефект с глубокой умственной отсталостью, сопровождающийся характерными для шизофренической деменции признаками: эмоциональной тупостью, отгороженностью, кататоническими расстройствами (застывание в своеобразных позах, стереотипии движений, «бег по кругу», эхосимптомы, негативизм), - наблюдается распад речи и исчезновение навыков самообслуживания, регрессивное поведение: ходьба на четвереньках, еда руками, обнюхивание предметов, оказавшихся в поле зрения, поедание несъедобных веществ и т.п.

 

Олигофренией или слабоумием называют недоразвитость психики врожденного или приобретенного характера. У человека с данным диагнозом страдает интеллект, нарушены механизмы социальной адаптации, можно говорить о недостаточном развитии психики в целом. Олигофрении - это широкая группа заболеваний, нарушения в рамках которых связаны с онтогенезом (индивидуальным развитием организма).

Необходимо учитывать это при различении олигофрении и деменции: если первая представляет собой недоразвитость психики, личности и организма в целом, то деменцией называется распад ранее сформированной психической деятельности.

Для того чтобы судить об умственной отсталости, производится количественная оценка интеллекта по стандартным психологическим тестам, в частности измеряется интеллектуальный коэффициент (IQ):

 

легкая умственная отсталость диагностируется при IQ=50-70;

средней тяжести умственная отсталость - при IQ=35-50;

резко выраженная умственная отсталость - при IQ=20-35;

глубокая умственная отсталость - при IQ< 20.

 

Олигофрения включает в себя четыре степени, о которых говорилось выше:

легкую принято называть дебильностью,

среднюю или умеренную - имбецильностью,

резко выраженную или тяжелую - умственной субнормальностью,

глубокую - идиотией.

Дебильность, имбецильность и идиотия имеют ряд отличительных признаков.

 

Дебильность (IQ = 50-70) характеризует следующие отклонения:

 

· неспособность вырабатывать сложные понятия;

· преобладание конкретных ассоциаций,

· невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления;

· отсутствие инициативы в самостоятельном обучении

· медлительность и инертность в обучении,

· слабость самообладания,

· неспособность подавлять свои влечения,

· недостаточное обдумывание своих поступков, импульсивность поведения,

· повышенная внушаемость;

при этом

· дети в достаточной степени овладевают речью,

· их поведение вполне адекватно и самостоятельно (психика в нижних границах нормы),

· отмечается хорошая механическая память, подражательность,

· дети более способны овладеть конкретными знаниями, чем усвоить теорию,

· со временем больные начинают неплохо ориентироваться в несложных бытовых ситуациях и способны вести самостоятельную жизнь,

· удается достичь полной независимости в уходе за собой.

 

Имбецильность (IQ = 20-50) означает, что личность отличается умеренной умственной отсталостью:

 

· способность произносить короткие фразы,

· способность понимать несложную по смыслу речь,

· словарный запас - 150-300 слов,

· усвоенными элементарными знаниями в силу достаточно развитой механической памяти могут пользоваться как штампами,

· способность испытывать привязанности,

· развитость чувства стыда и злопамятности, стесняются своих недостатков,

· реакция на похвалу и порицание,

· их реакции на происходящее вполне разнообразны и вариабельны;

· усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать,

· неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке;

при этом

· лица не обучаемы и нетрудоспособны,

· отмечаются крайняя несамостоятельность и плохая переключаемость,

· им доступны элементарные акты самообслуживания,

· их речь неграмматична и косноязычна, способны произносить несложные фразы;

· развитие статических и локомоторных функций с большой задержкой,

· эмоции отличаются скудностью и однообразием,

· все психические процессы тугоподвижны и инертны,

· обладают повышенной внушаемостью и склонностью к слепому подражанию,

· на перемену обстановки реагируют негативно, нуждаются в постоянном надзоре и опеке.

 

Самая тяжелая, крайняя степень олигофрении это идиотия (IQ< 20) характеризуется такими чертами:

 

· полная неразвитость речи (словарный запас до 50 слов), ограничивается звуками, отдельными словами,

· полная неразвитость мышления у больного, нет понимания обращенной к ним речи,

· неспособность овладеть статическими и локомоторными навыками либо их запоздалое приобретение,

· отсутствие элементарных навыков самообслуживания, невозможность их привить,

· предоставленные самим себе, остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т. п.,

· какая-либо продуктивная деятельность отсутствует,

· прогресс в интеллектуальном отношении невозможен,

· больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре (обычно в условиях специального медицинского учреждения),

· нередко больные не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, могут питаться только жидкой пищей,

· часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадается под руку, упорно мастурбируют,

· отсутствие реакции либо ее неадекватность на обычные раздражители,

· эмоции элементарны и связаны только с удовольствием или неудовольствием, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения или крика,

· легко возникает злость, проявляющаяся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары),

· имеют место грубые дефекты физического развития.

· применяется лишь симптоматическое лечение.

 

М. С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

1. неосложнённая;

2. олигофрения, осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);

3. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;

4. олигофрения с психопатоподобными формами поведения;

5. олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

 

Клиническая картина олигофрении характеризуется:

 

· диффузным слабоумием - страдает и познавательная деятельность, и личностное развитие;

· признаками недоразвития интеллекта и мышления, а также другими психическими функциями, как то восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля;

· преимущественным недоразвитием онтогенетически молодых функций - мышления и речи, а значит, неспособностью к обобщению, отвлеченным ассоциациям, преобладают сугубо конкретные связи, не выходящие за пределы привычных представлений;

· сформированными на фоне слабого абстрактного мышления особенностями восприятия, внимания, памяти; память недоразвита;

· задержкой физического и психического развития (статических и локомоторных функций, понимания и воспроизведения речи, интеллекта и личности ребенка);

· пороками развития отдельных органов и систем - различными дисгенезиями и дисплазиями, наблюдающимися еще на этапе внутриутробного развития;

Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия.

 

Методы исследования уровня интеллекта


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал