Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эндрю Коэн. Духовная взаимозависимость возникает, когда один — ученик либо учитель — на время теряет честность перед собой
Духовная взаимозависимость возникает, когда один — ученик либо учитель — на время теряет честность перед собой, после чего это быстро случается и с другим. Если учитель требует честности от ученика, тот прилагает усилия, чтобы подняться на необходимый уровень. Когда ученик ждет чистоты от учителя, наставнику приходится либо жить в соответствии с этими ожиданиями, либо столкнуться с риском потерять ученика или даже всю свою духовную школу. Как это прекратить? Взаимная зависимость и круговая порука в духовных отношениях сохраняются по тем же причинам, по каким люди не торопятся разрывать неудачный брак. Соучастие в злоупотреблениях зарождается порой совсем незаметно, а позже становится таким взаимовыгодным, что человеку трудно вырваться из сложившегося положения. Хотя сами по себе отношения могут быть безжизненными и лишенными откровенности, они в определенном смысле оправдываются. Как мы уже убедились, самообман соблазнителен; он нередко сковывает личность некоей гипнотической мглой, и для того, чтобы прорваться сквозь нее, требуется немало усилий и честности. Регги Рей убежден, что все люди способны разглядеть правду сквозь эту дымку, просто им не очень-то хочется это делать: Я думаю, что все люди замечают фальшивое, причем с первого взгляда. Беда в другом: они не сознают, что именно видят. Они не верят своим глазам и долго заверяют себя и других в том, что все в порядке. А происходит это потому, что их с учителем желания согласуются и оба вступают в негласный сговор. Взаимная зависимость, впрочем, приносит немало удовольствия. В целом, такие отношения трудно счесть благоприятными, но определенные выгоды все-таки существуют. Больше того, неявный заговор ученика и учителя представляет собой чаще всего лишь очередное событие в долгой психологической истории вовлеченности в подобные формы динамики; явление это нередко можно отследить в прошлом, в отношениях человека с родителями и близкими, школьными учителями, друзьями, начальниками и, наконец, духовными наставниками. Соучастие приносит не только награды, но и утешение. Искаженные отношения для многих «удобнее», чем здоровые. Конечно, сговор далеко не всегда вызывает восхитительные ощущения, но сила привычки и жесткая обусловленность нередко заставляют учеников отдавать предпочтение именно взаимной зависимости, а не чистым отношениям. Для того чтобы вырваться из столь устоявшегося положения, нужна большая сила и огромная честность. Если же это удастся, человек подаст великолепный пример другим, хотя в тот период, когда он отчаянно пытается разорвать круговую поруку, эти перспективы еще очень трудно увидеть. Предупреждение риска проецирования и круговой поруки Единственный способ предупредить проецирование и соучастие ученика и учителя в злоупотреблениях — безжалостная честность перед собой, неутомимая бдительность, готовность отказываться от привычек и признаваться в допущенных ошибках. Юнгианка Марион Вудмен говорит, что зрелость означает отсутствие проекций. Таким образом, ученику, осознавшему свое соучастие в негласном сговоре, следует отказаться от идеализирующих проекций и заменить прежние взгляды реалистичными — при этом он, кстати, может обнаружить, что реальное положение дел намного богаче и «идеальнее», чем спроецированный образ. Чарльз Тарт призывает учеников отбрасывать проекции не только потому, что те иллюзорны, но и в качестве хорошей услуги учителю: Следует яснее сознавать, чего ждешь от учителя, а чего нет. По существу, этим поможешь самому учителю: не питая нереалистичных иллюзий, ты не станешь подпитывать наставника энергией, усиливающей склонность к заблуждениям. Хороший ученик помогает наставнику стать хорошим учителем; не искушая его лестью и проекциями, он позволяет учителю оставаться честным. Но даже этот подход не лишен подводных камней. Тарт предупреждает, что ученику одновременно следует быть очень осторожным, так как «сознание» реалистичности своих чаяний не оправдывает пренебрежения к подлинной мудрости и авторитету учителя. «Эта психологическая установка потенциально опасна, так как может послужить прекрасным оправданием тому, что ты только слушаешь учителя, но на самом деле ничуть не меняешься». Опираясь на собственный опыт столкновения с проекциями учеников, своими соображениями делится и Жиль Фарсе: Я стараюсь обходиться с переносом и проекциями беспристрастно. Если кто-то выбирает меня объектом своих проекций — как положительных, так и отрицательных, — я стараюсь воспринимать это отвлеченно, будто дело касается не меня. Думаю, это главное. Занимаясь духовным наставничеством, я пытаюсь отстраниться от своего эго. Да, у меня есть свой стиль, окрашенный моими личными переживаниями, но это к делу не относится. Если кто-то проецирует на меня свои идеалы, речь идет только о динамике души этого человека. Я тут ни при чем. Если же это все же касается меня самого — неправильности в моем отношении или допущенных ошибках, — я обязан понять это, признать и исправиться. Общие итоги подводит Эндрю Коэн: Подобное тянется к подобному. Испорченное влечет к испорченному. Искатель, готовый довольствоваться несовершенным, найдет того наставника, которому нужно чем-то прикрыть собственную испорченность. На того ученика, который хочет подняться до самых вершин и не согласен удовлетворяться ничем, кроме окончательной цели, никто не отбрасывает темных теней. Сходным образом, учитель, прошедший весь путь до конца, никогда не согласится на компромисс с учеником, который заявляет: «Я хочу быть свободным!» [11]
|