![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа психолога с родителями дошкольника
Работа с родителями представляет собой очень важный, слож-ный и необходимый участок деятельности психолога в дошколь-ном учреждении. Он должен уметь осуществлять целостный пси-хокоррекционный комплекс методик с родителями. Для реали-зации и разработки такого комплекса психолог прежде всего дол-жен сделать психологический анализ биографической информа-ции, имеющейся в его распоряжении. Можно с целью получения дополнительной информации об особенностях семейного воспитания провести проективное ин-тервью с ребенком по следующим основным вопросам. Вопрос: «С кем ты живешь дома?» Обычно ребенок на первое место ставит наиболее авторитет-ное (значимое) для него лицо, к которому он к тому же испыты-вает чувство привязанности. Перечисление одного из взрослых на последнем месте указывает как на его меныігую значимость для детей, так и на возможную диспозицию в отношении с ним. Последнее особенно характерно, если ребенок может забыть пе-речислить одного из членов семьи. Вопрос: «Если бы ты играл в воображаемую игру " Семья", ко-го бы ты в ней изображал и в какой поочередности — маму, папу или себя; папу, маму и себя или себя, маму, папу?» Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой иден-тификации с ним. Если же ребенок в данном возрасте выбирает роль родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителем того же пола или обоими родителями, если он отказывается от их роли и выбирает себя. Вопрос: «Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь — маму, папу; папу, маму?» Преобладающим ответом будет выбор матери, что указывает на привязанность к ней. Если же в ответе она не стоит на пер- вом месте, то это свидетельствует о выраженных эмоциональ-ных проблемах в отношениях с ней. Вопрос: «Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, ес-ли бы тебя кто-нибудь обидел, ты бы обязательно рассказал об этом маме, поделился бы с ней или нет?» Затем вопрос повторяется в отношении отца. Во всех случаях отрицательный ответ свидетельствует о разногла-сиях с родителями. Обычно меньшая откровенность с родителем указывает не столько на конфликт с ним, сколько на его недоста-точную роль в семье и отсутствие доверительных отношений с детьми. Вопрос: «Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?» Можно одновременно уточнить, как наказывают в семье (часто практикуются: становление в утол, физические наказания или запрет выходить из дому), строгие родители или нет и отно-шение к этому детей. Вопрос: «Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) (соот-ветственно полу), у тебя была бы девочка (мальчик), то ты бы также относился, воспитывая его (ее), как к тебе относятся (вос-питывают) родители или по-другому?» В болыпинстве случаев дети не меняют родительскую роль, явно предпочитая сохранить хорошие отношения. Ведущий мо-тив при этом — страх утери любви, угроза чего итак существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей. Вопрос: «Когда ты вырастешь, ты будешь работать как папа (мама)?» Предпочтение той же профессии, как правило, признак вы-сокого авторитета родителей в представлении детей. Характер отношений с родителями также помогает понять ри-сунок «Семья», совместные с родителями игровые занятия, вос-производящие различные аспекты семейных отношений. Мож-но использовать и ряд рисунков из детских книг и журналов, где изображены ситуации взаимодействия взрослых и детей. Все это будет способствовать изучению психологаческого климата семьи и родительских установок и позиций по отношению к детям, которые очень часто нуждаются в коррекции. Психолог также может организовать для родителей постоянно действующий семи-нар, на котором бы обсуждались психологические особенности детей дошкольного возраста, проблемы семейного воспитания, обучение родителей дидактическим играм и занятиям с детьми. Психолог также должен организовывать специальную коррек-ционную работу с родителями в форме методики «Родительский семинар». Охарактеризуем наиболее типичные ошибки родителей и взрос-лых в воспитательных воздействиях и установках, которые нуж-даются в коррекции. 1. Негативная оценка деятельности ребенка. Ребенку нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду дея-тельности, утрачивает уверенность в себе. 2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Это блокирует разви-тие ребенка и формирует комплекс неполноценности. Невроти-ческое развитие ребенка начинается с переживания низкой са-мооценки, вызванной отношением взрослых. 3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказы-вания, обращенного к ребенку. Дети раннего и даже дошкольно-го возраста реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключе-но отношение к ребенку. 4. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие срав-нения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой — они формируют негативизм, эгоизм и зависть. 5. Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благо-приятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки. 6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способ-ность социальной адаптации ребенка исходила из его возможно-стей. Родители должны научиться регулировать степень психо-логической нагрузки на ребенка, которая не должна превышать его возможностей. 7. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от толь-ко положительных оценок к резко отрицательным, от наказую-щего тона к ласковому задабриванию. Результатом необходимых коррекционных воздействий долж-но быть развитие контроля у родителей за своим общением с детьми, за своими эмоциями и их внешним проявлением. Часто родители из-за болыпой любви к детям, которая не под-крепляется знанием основных закономерностей их психическо-го развития, допускают грубые просчеты, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно исполь-зуюттакие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Можно выделить несколько групп факто- ров, отражающих специфику неправильного воспитания, кото-рая может привести к возникновению у детей неврозов. Психолог должен уметь диагностировать не только психологический климат в семье и взаимоотношения детей с родителями, но и разбирать-ся в особенностях тех моделей воспитания, которые приводят к нервозности детей. Охарактеризуем наиболее типичные из них. Первая группа факторов. Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. В воспитании отражаются неблагоприятные личностные осо-бенности родителей. Со стороны направленности личности — это излишняя принципиальность, требовательностъ и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. Со стороны характера — это эгоцентризм родителей, внутрен-няя конфликтность, тревожная мнительность. Такие родители на-стойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, ожидая от него то, в чем они сами оказались личностно несостоятельными; при этом родители болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям. К этой же группе факторов можно отнести большое количе-ство взрослых, прямо или косвенно принимающих участие в вос-питании, которые нередко заменяют собой родителей. В эту груп-пу следует включить односторонний характер воспитания. Здесь речь идет о доминировании матери и бабушки в воспитании. Подобная ситуация особенно неблагоприятна для личностного развития мальчиков. Инверсия воспитательных ролей также неблагоприятно ска-зывается на детях, особенно в тех случаях, когда мать «играет роль» отца, что сопровождается усилением требовательности, уже-сточением санкций и физических наказаний детей. Вторая группа факторов. Преобладание рационального аспек-та в воспитании в виде большого количества моральных предпи-саний и требований, его «заорганизованность», формальность в ущерб детской непосредственности. Результатом рационального характера воспитания будет недостаток воображения и гибкости у детей. В отличие от сверстников они нередко затрудняются в выборе свободной темы для разговора, не знают, как вести себя в новой ситуации, боятся выразить свои чувства и сделать что-то не так, как нужно. Сюда же относится недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей, так назы-ваемое бесполое воспитание, нивелирование психологических особенностей формирования личности мальчика (девочки). Третья группа факторов. Непонимание своеобразия детей, воз-растных особенностей формирования их личности, семейных кон-фликтов. Данная группа факторов обычно включает в себя: 1. Непринятие в отношениях с детьми. Обычно это ситуация, когда ребенок «не тот», кто ожидался, кто устраивает, а «тот», кто создает проблемы, омрачает существование и мешает про-фессиональной карьере. 2. Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтер-натив, заданность, некоторую косность суждений. 3. Неравномерность воспитания включает в себя главным об-разом недостаток эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток в последующие годы. 4. Непоследовательность воспитания препятствует формиро-ванию устойчивого «Я» у детей и создает состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе. 5. Несогласованность воспитания — социально-психологиче-ская характеристика, обусловленная доминированием в нем од-ного из взрослых и наличием конфликтной структуры семейных отношений и трудностью сочетания установок родителей. По дан-ным многих авторов, сходство взглядов на воспитание связано с удовлетворенностью семейными отношениями, отсутствием на-пряженных отношений у родителей, их взаимопониманием и сходством характеров. Четвертая группа факторов. Неблагоприятные личностные из-менения у родителей: 1. Тревожность в отношениях с детьми — следствие гиперсо-циальных и тревожно-мнительных черт характера у родителей, их невротического состояния. В целом, тревожность действует отрицательным образом на психическое развитие детей, сопро-вождаясь снижением у них активности и уверенности в себе. 2. Аффективность в обращении с детьми подразумевает эмо-ционально бурные проявления родителями своего раздражения и недовольства. Обычно это крик, ругань, угрозы в отношении детей. Родители переживают затем крайности своего отношения, квалифицируют их как срывы. При этом отсутствие изменений в поведении детей порождает чувство безысходности и отчаяния, что рано или поздно приводит вновь к критическому моменту. 3. Гиперсоциальность, как и тревожность и аффективность, в отношениях с детьми составляют наиболее типичную триаду от-клонений в воспитании детей с неврозами. 4. Доминантность, или властность, в отношениях детей озна-чает безапелляционность, категоричность и директивность суж- дений родителей, стремление подчинить себе детей и добиться беспрекословного послушания. 5. Недоверие кдетям, их возможностям, собственному опыту — это, как правило, субъективно сформулированное мнение родите-лей о неспособности детей к самостоятельным действиям. 6. Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми подра-зумевает недостаток эмоционально-теплых и непосредственных чувств к детям. Эмоциональная тупость может быть также обус-ловлена интровертированными чертами личности родителей. 7. Противоречивость подчеркивает сложность, проблемность, непоследовательность и взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье. Противоречивость отношений родителей яв-ляется выраженным психогенным фактором, способствующим возникновению внутреннего конфликта у детей. Пятая группа факторов. Базисные характеристики воспитания. 1. Забота. Это ведущий фактор воспитания. В этом случае не-вротические проявления у детей чаще вызывает гиперопека со стороны кого-либо из родителей. Как правило, повышенный уро-вень заботы нужен не столько детям, сколько родителям. Забота о детях восполняет нереализованную потребность родителей в привязанности и любви. 2. Гиперопека. Можно выделить следующие мотивационные аспекты гиперопеки у матерей: а) беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и тревожно-мнительными чертами характе-ра; б) психогенно детерминированный страх несчастья с ребен-ком; в) страх одиночества; г) подчеркнутая потребность в призна-нии; д) доминирование в отношениях с окружающими, феномен подчинения и зависимости; е) необщительность; ж) невротизм. 3. Любовь родителей к детям. Мать любит не столько реаль-ного ребенка, сколько некую модель идеального, с ее точки зре-ния, ребенка. Любовь проявляется только тогда, когда ребенок во всем оправдывает ожидания и требования юрослых. 4. Контроль за детьми является необходимым инструментом социализации и одним из условий формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение к дис-циплине и конкретное выражение в виде санкций. Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремле-нием родителей: а) во всем контролировать детей, проверяя каж-дый шаг; б) следить за их попытками сделать что-либо по-свое-му; в) ограничивать активность и самостоятельность; г) предпи-сывать образ действий; д) часто запрещать; е) ругать за малей-шие промахи и недостатки; ж) прибегать к различным санкциям. 5. Обучение. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению — привитию навыков самостоятельности, са-моконтроля и гигиены. Здесь встречается чрезмерно ранняя ра-ционализация чувств и завышенный уровень притязаний роди-телей в отношении успехов детей, которые должны скорее соот-ветствовать взросльш стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и искренним поведением. 6. Интенсивность воспитательных мероприятий. Она выра-жается феноменом психологического прессинга — избыточного морального давления на детей. Это создает у них непосильную нервно-психическую нагрузку с ведущим первосигнальным ти-пом восприятия. Рассмотренные особенности воспитания чаще всего являют-ся предпосылками появления невротических реакций, причем, чем больше их задействовано в той или иной семье, тем больше риск появления расстройств у детей. Охарактеризованные наи-более типичные ошибки воспитания и указанные модели, при-водящие к невротизации детей, следует рассматривать как слу-чаи, нуждающиеся в обязательной коррекционной работе психо-лога с родителями. Естественно, что содержание данных мето-дических рекомендаций не охватывает все вопросы и проблемы становления этого нового и очень важного дела, однако упомя-нутые направления работы должны помочь детским психологам-практикам в организации и функционировании психологической службы в дошкольных учреждениях. ТЕСТ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» Эта проективная методика исследования личности была пред-ложена Дж.Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей; возможно групповое обследование. Суть методики заключается в следующем. Обследуемому пред-лагается нарисовать дом, дерево и человека (ДЦЧ). Затем прово-дится опрос по разработанному плану. Р.Бернс при использовании теста ДДЧ просит изобразить де-рево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если при-вести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. Особым способом интерпретации может быть порядок, в ко-тором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если пер- вым нарисовано дерево, значит основное для человека жизнен-ная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими поня-тиями. Интерпретация признаков изображения в тесте «Дом—дерево—человек» «ДОМ» Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе. Дом вдали — чувство отвергнутости (отверженности). Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теп-лоты и гостеприимности. План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьез-ный конфликт. Разные постройки — агрессия направлена против фактиче-ского хозяина дома или бунт против того, что субьект считает искусственными и культурными стандартами. Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в ин-терперсональных отношениях. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение конфликтной ситуации, вредящей правильной оценке реально-сти. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать сво-бодного сердечного общения). Стены. Задняя стена, изображенная с другой стороны, нео-бычно — выявляет сознательные попытки самоконтроля, при-способление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враж-дебные тенденции. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями — субъект стремится сохранить (не поте-рять) контакта с реальностью. Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу). Стена с акцентированным контуром основы — субъект пыта-ется вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированным горизонтальным измерением — пло-хая ориентировка во времени (доминирование прошлого или бу-дущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды. Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — пред-чувствие (угроза) катастрофы. Стена: контуры линии слишком акцентированы — сознатель-ное стремление сохранить контроль. Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сто-рона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовьтать) на ситуацию, насколько это воз-можно. Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъ-ект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает мень-шим количеством контактов с реальностью, нежели желательно. Двери. Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Двери (одни или несколько), задние или боковые — отступле-ние, отрешенность, избегание. Двери (одни или несколько) парадные — первый признак от-кровенности, достижимости. Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступкость (от-кровенность). Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уедине-ние, избегание реальности. Значительная неприступность. Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чув-ство несоответствия, неадекватности и нерешительности в соци-альных ситуациях. Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции. Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма). Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональ-ной теплоты дома. Окня. Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности. Окна, сильно открытые — субъект ведет себя несколько раз-вязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства. Окна, плотно закрытые (занавешенные) — озабоченность вза-имодействием со средой (если это значимо для субъекта). Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужден-ность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантазиях. Крыша. Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символически выража-ют чувство субъекта, что им повелевают, независимо от собст-венной силы воли. Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, -фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно со-провождаемая тревогой. Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления кон-троля фантазии. Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность кон-тролем над фантазией (ее обузданием). Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая лично-стная организация. Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или про-длением за стены — усиленно защитная (обычно с мнительно-стью) установка. Комната. Могут возникнуть ассоциации: 1) с человеком, проживающим в комнате, 2) с интерперсональными отношениями в комнате, 3) с предназначением этой комнаты (реальным или приписы-ваемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негатив-ную эмоциональную окраску. Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциа-ций с ними или с их жильцом. Комната: субъект выбирает ближайшую комнату — мнитель-ность. Ванна. Выполняет санитарную функцию. Если манера изо-бражения ванны значима, возможно нарушение этих функций. Труба. Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психо-логической теплоты дома. Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых. Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнитель-ность. Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усилен-ные защитные установки (и обычно повышенная мнительность). Дополнения. а) Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символи-зирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом. б) Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, — возможна сильная потребность зави-симости при доминировании родителей. в) Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно ок-ружают дом — вероятно сильное желание оградить себя защит-ными барьерами. Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе сто-роны дорожки — указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее. г) Дорожка. Правильные пропорции, легкость рисунка пока-зывают, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль. Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации. Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у до-ма — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетаю-щаяся с поверхностным дружелюбием. д) Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринима-ется как источник тепла и силы. е) Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос-принимает среду как враждебную, сковывающую. е) Цвет. Цвет, конвенциальное, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если упот-ребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъек-та, а именно: 1) враждебность среды; 2) необходимость скрыть действия от посторонних глаз. а) Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно ис-пользует не меныхіе двух или не более пяти цветов. Субъект, 5 Е. И. Рогов, кн. 2 129 раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмо-ционального возбуждения. б) Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений. Цвет черный — застенчивость, пугливость. Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, ог-радить себя от опасности. Это положение является не столь важ-ным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома. Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждеб-ности. Цвет пурпурный — сильная потребность власти. Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения. Цвет желтый — сильные признаки враждебности. Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выраже-нием эмоций. Штриховка, выходящая за пределы рисунка — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Общий вид. Помещение рисунка на краю листа — генерализо-ванное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением: а) правая сторона — будущее, левая — прошлое; б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом; в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные. Перспектива. Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не при-знан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым. Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отверг-нуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки «потери перспективы» (индивид правилъ-но рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) — сигна-лизирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх пе- ред будущим (если вертикальная боковая линия находится спра-ва) или желание забыть прошлое (линия слева). Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по мень-шей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружаю-щих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты. Размещение рисунка. Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что: 1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижи-мость цели; 2) субъект ищет удовлетворение в фантазиях (внутрен-няя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого кон-троля ради сохранения психического равновесия. Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем менее безопасно и комфорт-но чувствует себя субъект, что вызывает у него депрессивное настроение; тем более ограниченным и скованным реальностью он ощущает себя. Размещение рисунка по левой стороне листа — акцентирова-ние прошлого. Импульсивность. Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склон-ность избегать новых переживаний, желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии. Размещение рисунка на правой половине листа — субъект скло-нен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контроли-руемое поведение. Акцентирование будущего. Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на про-шлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность сво-бодными откровенными эмоциональными переживаниями. Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми сво-бодными переживаниями. Стремление сохранить жесткий конт-роль. Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни. Контуры очень прямые — ригидность. Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем слу-чае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции. Схема обработки рисунка в тесте «Дом»
«ДЕРЕВО» Интерпретация по К.Коху исходит из положений К.Юнга (де-рево — символ стоящего человека). Корни —- коллективное, бессознательное. Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви — пассивность или противостояние жизни. Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, пло-ды, пейзаж). Как мы уже отмечали, интерпретация К.Коха была направле-на в основном на выявление патологических признаков и осо-бенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпрета-ции имеется ряд противоречий и использование понятий, кото-рые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации при-знака «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или: «недостаточная концен-трация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? — остается неизвестным. К тому же толкование признаков содер-жит чрезмерное употребление обыденных определений. Напри-мер: «пустота, напыщенность, высокопарность», «плоский, по-шлый, мелкий, недалекий», «жеманство, притворство, чопорность, вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар конструктивности, способности к систематике, техническая одаренность»; или со-четание «самодисциплина, самообладание», «воспитанность» — «напыщенность, чванство», «безучастность, равнодушие». Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консульти-рования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес. В этой связи мы предлагаем вариант интерпретации, описан-ный в современной литературе, который можно, по нашему мне-нию, использовать в повседневной практике психологических кон-сультаций. Земля приподнимается к правому краю листа — задор, энту-зиазм. Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недо-статочность стремлений. Корни. Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое. Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже пред-ставляющее проблему. Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вы-звать тревогу. Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете. Корни в виде двух линий — способность к различению и рас-судительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком ок-ружении. Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним ми-ром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность как возможный источник внутреннего конфликта. Заторможен-ные моральные проблемы. Расположение на листе двойственное — отношение к про-шлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неу-коснительной систематизации с опорой на привычки. Расположение слева направо — увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление на-вязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны коле-бания в поведении. Форма листвы — круглая крона — экзальтированность, эмо-циональность. Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования. Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контак-тов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружаю-щему, не противостоит ему. Листва-сетка, более или менее густая — ббльшая или мень-шая ловкость в избегании проблемных ситуаций. Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое при-нятие окружающего. Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объ-ективности. Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом. Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, прини-мающие малозначительные детали за характеристику явления в целом. Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты; норма для 7-летнего ребенка. Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. Толстые ветви — хорошее различение действительности. Листья-петельки — предпочитает использовать свое обаяние. Зигзаги в листве — осторожностъ и скрытность. Листва-сетка — уход от неприятных ощущений. Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние. Пальма — стремление к перемене мест. Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений. Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность. Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозрительность, бо-язнь быть покинутым; скрытая агрессивность. Ствол — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач. Ствол в форме разломанного купола — острое ощущение внеш-него принуждения и невозможность ему противостоять. Разделяющая линия в листве — пассивность, мягкость, подат-ливость. Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи. Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — мо-жет самоутверждаться и действовать свободно. Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внуша-емость. Ствол линиями с нажимом — решительность, активность, про-дуктивность. Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задержи-вается на тревожащих фактах. Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. «Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотребле-ний, непредвиденные атаки, скрытая ярость. Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, несоот-ветствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры. Ствол открыт и связан с листвой — хороший интеллект, нор-мальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир. Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны. Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск под-держки. Ствол расширяется книзу — поиск надежного положения в своем кругу. Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кругу, ко-торый не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укре-пить свое «Я» против беспокойного мира. Общая высота: нижняя четверть листа — зависимость, недо-статок веры в себя, компенсаторные мечты о власти; нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость; три четверти листа — хорошее приспособление к среде; лист исполь-зован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на дру-гих, самоутверждаться. Высота листвы (страница делится на восемь частей): 1/8 — недостаток рефлексии и контроля (норма для 4-летнего ребен-ка); 1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия; 3/8 — хорошие контроль и рефлексия; 1/2 — интерио-ризация, надежды, компенсаторные мечты; 5/8 — интенсивная духовная жизнь; 6/8 — высота листвы находится в прямой зави-симости от интеллектуального развития и духовных интересов; 7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты. Манера изображения. Острая вершина — защищается от опас-ности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный вы-пад; желание действовать на других, атаковать или защищаться; трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполно-ценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища про-тив чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности. Множественность деревьев (несколько деревьев на одном лис-те) — детское поведение, испытуемый не следует данной инст-рукции. Два дерева — могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпре-тации). Добавление к дереву различных объектов — трактуется в за-висимости от конкретных объектов. Пейзаж — означает сентиментальность. Переворачивание листа — независимость, признак интеллек-та, рассудительность. Земля. Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка. Земля изображена несколькими различными чертами — дей-ствия в соответствии со своими собственными правилами, по-требность в идеале. Несколько совместных линий, изображаю-щих землю в совокупности, касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность. «ЧЕЛОВЕК» Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадек-ватности. Нечеткая голова — застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце — межперсональный кон-фликт. Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его со-циальный авторитет. Шея — орган, символизирующий связь между сферой конт-роля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак. Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллектуаль-ном контроле. Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, стремление их контролировать. Длинная тонкая шея — торможение, регрессия. Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желани-ям, выражение неподавленного импульса. Плечи, их размеры — признак физической силы или потреб-ности во власти. Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью. Плечи узкие — ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторож-ности, защиты. Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недоста-ток жизненности. Плечи широкие — сильные телесные импульсы. Туловище. Туловище угловатое или квадратное — мужествен-ность. Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей. Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, ма-лоценности. Лицо. Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецеп-торы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительно-стью. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминиро-вать. Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности. Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюци-нации. Встречается у особо чувствительных к критике. Уши маленькие — стремление не принимать никакой крити-ки, заглушить ее. Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремле-ние избегать визуальных стимулов. Враждебность. Глаза выпучены — грубость, черствость. Глаза маленькие — погруженность в себя. Подведенные глаза — грубость, черствость. Длинные ресницы — кокетливость, склонность оболыцать, со-блазнять, демонстрировать себя. Полные губы на лице мужчины — женственность. Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чув-ства. Рот впалый — пассивная значимость. Нос широкий, вьщающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными сте-реотипами. Ноздри — примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы — агрессивность. Лицо неясное, тусклое — боязливость застенчивость. Выражение лица подобострастное — незащищенность. Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, воз-можны чувства деперсонализации и отчужденности. Брови редкие, короткие — презрение, изощренность. Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрело-сти и стремление к ней). Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышле-нием или воображением. Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову, — субъектом управляют враждебные чувства. Конечности. Руки — орудия более совершенного и чуткого при-способления к окружению, главным образом в межперсональ-ных отношениях. Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к дей-ствию. Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытя-нутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действиях, или поступках, которые вышли у него из-под контроля. Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка. Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление аг-рессивных враждебных влечений. Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физиче-ской силе, ловкости, храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стрем-ления. Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях. Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность. Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чув-ством неадекватности. Руки слишком крупные — сильная потребность к лучшей при-способляемости в социальных отношениях с чувством неадек-ватности и склонностью к импульсивному поведению. Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком ин-теллекте. Деформация или акцентирование руки или ноги на левой сто-роне — социально-ролевой конфликт. Руки изображены близко к телу — напряжение. Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги — женственность. Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо. Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке. Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зависи-мость, желание любви, привязанности. Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контак-тах, страх перед агрессивными импульсами. Руки сильные — агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигну-того. Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверен-ность в себе. Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в дея-тельности и социальных отношениях. Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдержива-ющая. Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, зам-кнутость. Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции. Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия. Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие. Пальцы длинные — открытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест. Кулаки далеко от тела — открытый протест. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) — враждебность. Пальца одномерные, обведены петлей — сознательные уси-лия против агрессивного чувства. Ноги непропорционально длинные — сильная потребность к независимости и стремление к ней. Ноги слишком короткие — чувство физической или психоло-гической неловкости. Рисунок начат со ступней и ног — боязливость. Ступни не изображены — замкнутость, робость. Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (не-подчинение, игнорирование или незащищенность). Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремле-нии к независимости. Ноги отсутствуют — робость, замкнутость. Ноги акцентированы — грубость, черствость. Ступни — признак подвижности (физиологической или пси-хологической) в межперсональных отношениях. Ступни непропорционально длинные — потребность безопас-ности. Потребность демонстрировать мужественность. Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависи-мость. Поза. Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости. Голова в профиль, тело в анфас — тревога, вызванная соци-альным окружением и потребностью в общении. Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание най-ти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение. Человек, изображенный в беге — желание убежать, скрыться от кого-либо. Человек с видимыми нарушениями пропорций по отноше-нию к правой или левой сторонам — отсутствие личного равно-весия. Человек без определенных частей тела — указывает на отвер-жение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных). Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи. Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляе-мость. Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции. Профиль амбивалентный — определенные части тела изобра-жены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение. Кукла — уступчивость, переживание доминирования окру-жения. Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощуще-ние внешних контролирующих сил. Фигура из палочек — может означать увиливание и негати-визм. Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрез-рение. Фон, окружение. Тучи — боязливая тревога, опасения, де-прессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность. Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязан-ности, заботливой теплоте. Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет со-бой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом каче-ства, например, «мальчик катается на тонком льду». Основу ча-ще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.
|