Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Читаем и осмысляем соответствующий материал, помещённый в Приложении, а также материал учебника и «Новой философской энциклопедии» (в 4-х тт. М., 2010).
Семинар 5. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ
Литература:
- Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005.
- Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
- Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М., 2010.
- Доброхотов А.Л. Бытие // А.Л. Доброхотов. Избранное. М., 2008. С. 385 – 389.
I. Основные понятия { заполнить таблицу } (см. Литература № 3)
Понятие
| Этимология слова
| Определение
| Бытие
| греч, elvoci, ovoia; лат. esse
| - философское понятие, концептуализирующее наличие явлений предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект.
| Небытие
| греч. φ ύ ο μ α ι «становлюсь», лат. fui «я был»
| - отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность.
| Сущее
| греч.та ô vra, лат. ens
| -одна из фундаментальных категорий философского дискурса, смысл которой отождествляемое с сущим, трактуется как волевое действие (А. Шопенгауэр), как продукт самодеятельности духа (Р. Эйкен), как результат синтетической деятельности категорий (Г. Коген, П. Наторп).
| Сущность
| древне-греч.еский ο ὐ σ ί α, ὑ π ό σ τ ᾰ σ ι ς; лат. essentia, substantia
| - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых (под влиянием тех или иных обстоятельств) состояний вещи.
| Существованиеэкзистенция
| existentia от лат.
exista — существую
| -одно из важнейших понятий европ.философии, получающее центр. место в экзистенциализме (отсюда сам термин " экзистенциализм"). В традиционной философии понятие «существование» употреблялось обычно для обозначения наличного бытия вещи, которое, в отличие от его сущности, постигается не мышлением, но опытом.
| Субстанция
| substantia — подлежащее, лежащее в
основе — латинский перевод греческого- ο υ σ ί ε ς
| - то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от
акциденций, или свойств, существующих в другом (а именно в
субстанции) и через другое.
| Вещь
| древне.-греч. π ρ ᾶ γ μ α
| - предмет, опосредованный человеческим трудом;
в более общем смысле — любое нечто, самостоятельно
существующее в пространстве-времени.
| Свойство
| греч. ἕ " себя"
| - характеристика объекта (категория его
качества), определяющая его вид, тип, поведение и пр.
| Целое
| греч. κ ο ῖ λ υ ̇ τ ὸ κ α λ ό ν
| - целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно».
| Движение
| чешск.zdvihnout
, польск. dź wigą ć «поднять, возвести» | - понятие философского дискурса,
направленное на описание и объяснение онтологических
характеристик природы и предполагающее определенную
концептуальную схему или научно-исследовательную
программу, в которых по-разному интерпретируется связь
движения с пространством, временем, материей.
| Детерминизм
| от лат. determino — определяю
| - общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности
явлений и процессов реальности.
| Индетерминизм
| от лат. in — приставка, означающая
отрицание, и детерминизм
| — философское учение иметодологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм).
|
|