![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характер и способности ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Все эти подструктуры присущи человеку. Интроиндивидуальную подструктуру Петровский предлагает рассмотреть в качестве отдельной подструктуры свойства личности, которые присущи ей, но которые обеспечивает социальное окружение. Пример: авторитарность – она может быть обеспечена такими качествами, как жестокость, готовность к уничтожению слабого, своеволие, цинизм; а может быть обеспечена такими качествами как принципиальность, справедливость, тактичность, доброжелательность. Третью подструктуру Петровский называет «вклады личности в других людей» – метаиндивидуальная структура. Он считает эту проблему самой главной. Согласно этой концепции личность существует в трех областях: интраиндивидуальная, интериндивидуальная и метаиндивидуальная. Рассматривая развитие личности, Петровский связывает этот процесс с процессом вхождения личности в разные социальные группы, где основным противоречием становится противоречие между потребностью человека быть личностью и заинтересованностью социального окружения в этом процессе. Другую точку зрения предлагает Андреева. Она исходит из других предпосылок. Основными проблемами личности в социальной психологии является: 1) изучение того, как индивид приобретает социальные качество и посредством каких групп осуществляется это влияние на личность – проблема социализации; 2) это то, как личность себя реализует в социальном обществе – проблема социальных установок.
2. Социализация – это процесс и усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Считается, что социализация начинается с первых дней индивида. Виды: 1. Социализация как воспитание. 2. Социализация как развитие. Начинается социализация включение ребенка в разные сферы. Процесс социализации происходит благодаря: - расширению и усложнению форм и видов деятельности; - включению в разные виды и формы деятельности расширяющихся и углубляющихся сфер общения; - благодаря видам деятельности и сферам общения развивается самосознание личности, повышается уровень рефлексии. Благодаря всему этому можно сказать, что процесс социализации проходит в три этапа: 1 – дотрудовой этап: а) ранняя стадия социализации – до 8 лет б) стадия обучения Ведущий вид деятельности – игра – общение, учебная деятельность – общение. Факторами является семья, детское дошкольное учреждение, референтные группы. Механизмами социализации является подражание, внушение, убеждение. 2 – трудовой этап: Ведущая деятельность – трудовая. Фактор: трудовой коллектив, референтная группа. Механизмы: адаптация, руководство, инструктирование. 3 – послетрудовой этап Ведущая деятельность – труд, общение. Фактор: семья, референтная группа, трудовой коллектив. Наряду с малой группой (микрофактором процесса социализации) существует и мезофакторы и макрофакторы. Мезофакторы – этноисторические условия: характерный вид деятельности; понятие о семье, о взаимоотношениях в семье, понятие о способах развлечения, понятие о нравственных нормах, национальный характер. Макрофакторы – мировые процессы как экологические, экономические, военно-политические. Это природно-климатические условия страны, это политико-социальные условия страны. III. Результатом процесса социализации являются преобразования: мотивационной системы личности, формирование определенных черт характера, развитие соответствующих способностей, ценностные ориентации, социально-типичные, национально-типичные. Рядом авторов проблема как? и почему? личность выступает в определенных ситуациях именно таким образом связывают с понятием социальная установка: готовность личности поступать таким образом, как это принято в группе, членом которой он является. Социальная установка по своей структуре имеет три основных компонента: - когнитивный – это знания о каком-то объекте, суждения, убеждения. Эти знания могут быть правдивыми и искаженными, последовательными и противоречивыми, полными и неполными; - эмоциональный – это система чувств, связанная у человека с этим объектом. Они могут быть положительными, отрицательными, амбивалентными (положительными и отрицательными одновременно). - поведенческий (предрасположенность к определенному либо положительным, либо отрицательным действиям в отношении этого объекта.
компонентов II – когда когнитивный не
эмоциональный соответствует эмоциональному и поведенческому
поведенческий
В случае несовпадения компонентов социальной установки мы имеем дело с коллективным диссонансом (рассогласование): конфликтная ситуация личности с самим собой (интроперсональный конфликт), либо это конфликт личности с окружением (интерперсональный конфликт): 1) конфликт при рассогласовании во мнениях; 2) расхождение между убеждениями личности и нормативными правилами; 3) диссонанс культур. Ряд исследователей считает, что социальная установка выполняет следующие функции: - приспособительная функция (адаптивная); - эгозащитная функция (благоприятствует разрешению внутренних конфликтов личности): делать как все (сбегать с уроков, если все, то на душе спокойно); - ценностно-выраженческая – самореализация (способ выражения себя как личности); - функция организации знаний (организация внешнего поведения личности). Социальная установка дает правильные рекомендации в отношении определенного объекта. Несмотря на то, что социальная установка трудно изменяется, к основным методам относятся: убеждение, организация поведения, показ, внушение, заражение, обучение, при этом следует учитывать: - конкретную ситуацию; - индивидуальные особенности самостоятельной личности; - учитывается возраст человека (с возрастом изменить социальную установку труднее); - аудитория и личность.
Социальная установка – готовность индивида к восприятию информации и приобретению жизненного опыта. Основной путь формирования установок – практическая жизнь и социальный опыт. Социальные установки могут формироваться в процессе перенесения ценностного представления, то есть ценностное представление об одном предмете аналогично переносится на другой и так формируется установка. Социальная установка носит национальный характер, то есть человек мыслит, воспринимает окружающее так, как это требует класс, к которому он принадлежит. Психически воспитание является средством формирования и изменения социальных установок. Основные составляющие социальных установок – знания, эмоции, действия и для того, чтобы изменить социальную установку нужно изменить хотя бы одну из этих составляющих. Путь изменения социальной установки у детей: 1. Привлечение ребенка к определенному вопросу. 2. Возбуждение интереса. 3. Представление ребенку нового материала. 4. Указание ребенку о ходе дальнейших его действий по отношению к предмету. Социальная психология берет свое начало из общей. Хотя между этими науками существуют различия. Общая психология изучает личность, внутриличностные конфликты. Социальная психология изучает человека во взаимоотношении с другими людьми. Существует двухсторонняя связь – не только знания из общей психологии помогают лучше изучить и понять социальные отношения, но и изучение социальных отношений пополняет знания общей психологии. Связь с зоопсихологией. Для того, чтобы лучше понять механизмы общения людей нужно более основательно изучать филогенетическую основу. С возрастной психологией, педагогической и детской – проблемы социализации, изучение основного средства коммуникации – речь – вот основные проблемы. С психологией труда и инженерной психологией. Изучает планирование труда. С военной, космической, медицинской и спортивной психологией. Роль и место конфликта в клинике неврозов, проблема адаптации личности и т. д. Современные достижения в военном деле, в космическом открываются при помощи взаимодействия различных групп и изучением этих групп и занимается социальная психология. С социологией – национальные и классовые типы мышления и т. д.
Адаптация личности – это процесс, сущность которого заключается в развитии устойчивого положительного отношения к выполнению деятельности, в появлении субъективного чувства удовлетворенности этим видом деятельности, выработки человеком адекватным объектом социальной среды и своим индивидуальным особенностям способов проведения и деятельности (касается любой деятельности) Исходя из этого можно выделить две группы показателей: 1. Субъективные показатели – к ним относятся: - особенности мотивационной сферы (внутренние или внешние мотивации, мотивы направленности – адаптация, направленная на задачу или мотивы, направленные на деятельность); - самочувствие или удовлетворенность (удовлетворенность – неудовлетворенность, заинтересованность – незаинтересованность, хорошее – плохое настроение); - удовлетворенность системой межличностных отношений. 2. Объективные показатели – это результаты поведения и деятельности: - стремление к усвоению деятельности; - стремление к преодолению трудностей в процессе ее выполнения; - проявление творческой активности; - качество выполнения; - удовлетворенность личностью членами группы. При определении уровня адаптации: - высокий; - средний; - низкий. Адаптация или диадаптация. Используются обе группы показателей. Возможны следующие варианты соотношения этих групп: 1) субъективные равны объективным (когда высокая удовлетворенность и высокий результат деятельности); 2) субъективные несоотносимы с объективными: высокий субъективный показатель (хорошее настроение) и низкий объективный показатель или наоборот; Для определения уровней адаптации подбираются методики в соответствии с выделенными показателями. В коллективе существует три уровня отношений (по Петровскому): 1) непосредственно межличностные отношения (симпатия, антипатия); 2) опосредованные деятельностью межличностные отношения; 3) межличностные отношения, обусловленные принятием целей совместной деятельности. Показатели опосредования межличностных отношений: - коллективистское самоопределение (КС): способность личности (каждого члена группы) отстаивать свою точку зрения в условиях заблуждающегося большинства; положительно влияет; - ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), общность мнений членов группы по поводу значимых для личности событий; - действенная групповая идентификация (ДГИ): способность членов группы оказывать поддержку каждому члену группы.
Эти отношения формируются в процессе развития коллектива (Петровский).
Чаще всего в развитии коллектива выделяют три основных стадии: 1) Начальная стадия: на этой стадии основные функции по созданию коллектива лежат на руководителе. Основные функции руководителя: - знакомство членов коллектива с основными целями и задачами; - распределение ролей с учетом подготовленности детей и их личных пожеланий; - определяет режим работы и необходимые требования к соблюдению этого режима и деятельности коллектива; - контроль за исполнением – точность, аккуратность; - руководитель присматривается и изучает членов своего коллектива. 2) Стадия дифференциации: на этой стадии завершается изучение членами друг друга и в результате образуются микрогруппы: микрогруппы по совместимости деятельности: - наиболее сознательные и деятельные члены коллектива образуют группу актива; - группа добросовестных исполнителей: люди, которые понимают свои обязанности, выполняют требования дисциплины, но дальше этого их активность не распространяется; - группа пассива – люди, которые не участвуют в других формах деятельности кроме основной; - группы «дезорганизаторов» – люди, которые мешают выполнению основного вида деятельности в коллективе. На этой стадии руководитель меняет тактику работы. Теперь в его работе должны доминировать демократические формы руководства. 3) Синтетическая стадия: на этой стадии формируется отношение ответственной зависимости «Я требую от себя также, как требую от других». Основными показателями является единство установок, ценностей, единство воли. Референтная группа – это группа, нормы и ценности которой человек принимает и относит сам идеально и реально к члену этой группы. Очень часто официальные группы не являются референтными. Причиной этого может быть: 1) группа не выполняет основных функций в отношениях конкретной личности; 2) группа не обеспечивает достаточным престижем; не имея престижа человек чувствует неудовлетворенность; 3) в официальной группе ребенок занимает положение отверженного, его никто не выбирает; 4) свойства личности самого ребенка: конфликтность, замкнутость, агрессивность; 5) социальная мобильность человека. К основным функциям референтной группы можно отнести: - нормативность – определяет стандарты поведения; - сравнительно-оценочная – эти образцы поведения служат эталоном для оценивания себя и других людей.
|