Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие социальной структуры. Подходы к структурированию общества
Подходы к структурированию общества Понятие «структура» восходит к латинскому слову «struere», которое означает «строить» или «соединять». Наиболее общим образом социальная структура может быть определена как черты социального целого (общества или группы в пределах общества), которые имеют определенное постоянство во времени, взаимосвязаны и определяют или обусловливают в значительной степени функционирование этой целостности как таковой и деятельность ее членов. Из этого определения можно вывести несколько идей, содержащихся в понятии социальной структуры. Понятие социальной структуры выражает идею, что люди формируют социальные отношения, которые не произвольны и случайны, но обладают некоторой регулярностью и постоянством. Далее, социальная жизнь не аморфна, а дифференцирована на социальные группы, позиции и институты, которые являются взаимозависимыми или функционально взаимосвязанными. Эти дифференцированные и взаимосвязанные характеристики человеческих групп, хотя и образуются социальными действиями индивидуумов, – не являются прямым следствием их желаний и намерений; напротив, индивидуальные предпочтения формируются и ограничиваются социальной средой. Другими словами, понятие социальной структуры подразумевает, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом. Социальная структура иногда просто определяется как устоявшиеся социальные отношения – регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействий между членами данного социального целого. Даже на этом описательном уровне понятие социальной структуры является предельно абстрактным: в него входят только определенные элементы текущих социальных действий. В самом простом определении: «социальная структура» – это модель повторяющегося (устойчивого) поведения или совокупность относительно устойчивых, стабильных общностей людей, определенных порядком их взаимодействия и взаимосвязи. С этой точки зрения социальную структуру общества часто рассматривают как совокупность следующих структур: социально-классовая, профессионально-квалифи-кационная, социально-этническая, территориально-поселенческая, и др. 1. Социально-классовая структура: классы, социальные группы, общности, социальные слои. Эта классификация основана па различном отношении между людьми по поводу производства, обмена. распределения и потребления материальных благ. Будучи заданным объективной необходимостью производственных отношений, общество еще в древнейшие времена было разделено на группы людей, одна из которых – имущая – эксплуатировала другую – неимущую. Помимо объективных характеристик, отражающих положение того или иного класса в обществе, каждому классу присущи и субъективные качества – осознание общностью своих интересов. Последнее выражается на уровне как обыденного, так и теоретического сознания, т.е. на уровне психологии или идеологии. На основе общественного разделения труда формируются не только классы, но и другие общности людей, к которым принадлежат и общности людей умственного и физического труда. Однако отношения собственности придают им различную социальную значимость. Если каждый тип классов порождается своим и лишь своим типом собственности, то все другие общности безотносительны к ним. Поэтому-то классы и являются основным элементом социальной структуры, оказывая влияние на все остальные. 2. Профессионально-квалификационная структура также позволяет оценить целый ряд сторон общества, в том числе уровень его социального развития. В то же время различие по формам собственности со временем перестает выполнять роль основного признака динамики исторического процесса. Разделение умственного и физического труда стало на определенном этапе развития человечества объективной необходимостью, вызванной ростом и усложнением производства, и соответственно – его интеллектуализацией. Обособившийся в деятельности господствующих и эксплуатированных классов умственный и физический труд образовал социальные общности, различающиеся характером труда, уровнем квалификации, объемом приложения труда. На основании этого, к примеру, отечественные социологи выделяли три основных слоя рабочего класса: неквалифицированные и малоквалифицированные рабочие; рабочие средней квалификации; высококвалифицированные рабочие. Среди интеллигенции обычно выделяют также три слоя: техники и другие специалисты, имеющие среднее специальное образование; инженеры, врачи, учителя и другие специалисты, имеющие высшее образование; наиболее квалифицированные специалисты. 3. Многие социологи – сторонники социокультурного подхода в качестве компонента социальной структуры общества рассматривают этнические общности в тесной связи с такими социальными группами, как классы, слои, территориальные общности. Социально-этническая структура предполагает рассмотрение в качестве важных источников самодвижения и саморазвития общества такие этнические общности как семья, кланы, племена, нации и народы. Эти общности называются также кровнородственными. Значимость социально-этнических общностей определяется следующим. Во-первых, именно этническая общность вырабатывает и передает новым поколениям национальную культуру, ценности, нормы, образцы поведения; во-вторых, самосознание этнической общности объединяет людей вокруг идей сохранения и развития духовных и материальных ценностей; в-третьих, интеграция людей внутри общества во имя ее процветания приводит в движение внутренние потенции человека. На национально-этнической основе происходит развитие конкретных обществ, если они территориально и государственно совпадают с расселением данной национально-этнической общности, а если конкретное общество многонационально, то характер его развития обусловлен направленностью внутреннего развития входящих в него этнических общностей. В современном обществе этническая общность рассматривается как национальная общность, т.е. как более высокий и развитый тип этноса. 4. Определенный интерес у социологов вызывает рассмотрение территориально-поселенческой структуры общества. С развитием капитализма начался бурный рост городов и отток в них сельского населения. Несовпадение процессов урбанизации и индустриализации вызвало появление острых социальных проблем: преступность, безработица, голод и др. История развития территориальных общностей (города и деревни) дает основание утверждать, что: отражением социального прогресса становится сокращение численности сельскохозяйственного населения. Нарастание интенсивности сельскохозяйственного производства с развитием производительных сил приводит к избытку аграрного населения, вызывая его закономерную миграцию в города; ликвидируется закрепление индивида за определенным поселением как непосредственной средой его жизнедеятельности. Развитие человечества отменяет постоянное место жительства, что было характерно для прежних времен. Важность изучения социальных общностей объясняется тем, что социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизация, индустриализация) могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на само общество – как на его внешнюю (формальную) структуру, так и на внутреннюю, функциональную характеристику. Так, если такие процессы, как миграция, развитие городов, промышленности и т.д. внешне ведут к распаду больших семей, в производственных группах – к текучести кадров и т.д., в территориальных общностях – к росту числа мигрантов в составе коренного населения, нарушению естественной половозрастной структуры, то дезорганизация функций таких общностей выражается в переоценке ценностей, нарастании противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры общности, что, в свою очередь, обусловливает нарастание отклонений в поведении членов общности. Как отмечалось, элементы общества как социальной системы могут и сами рассматриваться как самостоятельные системы. Основу их различий составляеет тип социальных связей самих элементов. Каждая структура регламентирует и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Вместе с тем социальные структуры не являются неизменными, данными раз и навсегда. Они выполняют свою роль поддержания стабильности только при условии своей легитимности, т.е. признания их целесообразности большинством населения. В зависимости от подхода к структурированию основными элементами социальной структуры общества как системы могут считаться: социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты (деление социальных слоев общества по вертикали в зависимости от уровня доходов и образа жизни), социальные организации, ценности, нормы, социальные роли. Каждый из этих элементов привносит в социальную жизнь организующее начало и, следовательно, может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях социальной структуры общества. Из всех рассмотренных определений можно извлечь главное: социальная структура не представляет собой нечто конкретное, «зримое», то, что находится в некоем учреждении или оформлено в виде документа. Напротив, социальная структура незрима, неосязаема, даже неуловима. В этом и состоит парадокс любого общества: то, что наиболее важно для него, то и скрыто от посторонних глаз. Но не от социолога. Социальная структура присутствует во всем, что имеет место в обществе, во всех формах социального поведения, в социальных институтах, группах, движениях. Таким образом, можно отметить, что социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов: базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Социальная структура есть качественная определенность общества, поэтому изменение первой выражает коренной, качественный сдвиг во втором. Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных социальных элементов (т. е. групп и институтов), позволяющих накапливать количественные изменения вплоть до того момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе. Относительный консерватизм социальной структуры выступает как момент динамизма общественных процессов в целом.
|