![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социологические исследования, их виды и классификация
История возникновения и развития социологии неразрывно связана с эмпирическими (прикладными) исследованиями – источниками новых знаний, необходимых как для обогащения теорий, так и для регулирования социальных процессов. Непосредственное признание социологические исследования (СИ) получили в конце XIX – начале XX вв., они пришли на смену индивидуальным способам накопления социологического знания, находящим выражение в обзорных и тематических выступлениях, письмах, статьях, очерках, книгах, а также в откликах, критических отзывах и комментариях к ним. СИ непосредственно опирались на практику социально-статистических наблюдений и социальных обследований. Так, с XVIII в. в ряде стран стала регулярно проводиться перепись населения. В XIX в. проводились и опросы населения в целях выяснения уровня жизни, в частности среди жителей Лондона. Идея исследования была заимствована социологией из естествознания, экономики, психологии, этнографии, правоведения, где формы теоретических, а позднее эмпирических и экспериментальных исследований утвердились ранее. Бурное развитие эмпирической социологии отмечено в XX в. Это обусловлено объективными социально-экономическими причинами, а также развитием и совершенствованием самой науки, выходом ее на более высокий уровень. В России конкретные эмпирические исследования занимали видное место в научной жизни еще в дореволюционный период и особенно в начале 20-х гг. Как мы уже отмечали, с 30-х годов они были дискредитированы идеологическим догматизмом. Право же на существование прикладная социология получила вновь в начале 60-х гг. Наибольшее количество изданий, посвященных методам прикладной социологии, появилось в 70-80 гг., когда расширяется круг ученых, проявивших интерес к этой отрасли обществоведческой науки. Прикладную социологию часто называют эмпирической социологией или упрощенно – социологическими исследованиями. Причем СИ следует отличать от социальных обследований, направленных просто на сбор систематической социальной информации – опросы, зондажи общественного мнения, статистические обследования и т.д. Подобные методы используются не только в сугубо практических целях, но и широко распространены в других социальных науках и гуманитарных областях. СИ же направлено в первую очередь на расширение сферы социологического знания, чем и диктуются требования характеристики исходной познавательной ситуации, разработки гипотез, контролируемого применения методик, полноты отчетов об исследовании и другие соображения, составляющие в совокупности программу (нормативную модель) исследования. На основе анализа преимущественной ориентации СИ последние иногда делят на теоретические и прикладные (эмпирические). Деление это достаточно условно и исходит из того, что в теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным, а в прикладном — практическим задачам. Поэтому, говоря о СИ, правомочно понимать под этим и прикладную (эмпирическую) социологию. При теоретической или прикладной ориентации СИ неосновные задачи целесообразно решать на материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос, анализируя те же данные, но под другим углом зрения. Что же мы понимаем под СИ? Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования. Из определения следует, что СИ (как и прикладная социология) состоит из трех уровней (групп задач); методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем следует понимать основанную на определенной позиции автора (ученого) теоретическую (методологическую) точку зрения исследователя, являющуюся основой объяснения (интерпретации) социальных проблем, предмета и результатов исследования. Методический уровень выражается в теории измерения социальных явлений и процессов, и основанных на ней методах сбора и обработки первичной информации. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования. В результате подобного процесса познания мы получаем некую социологическую модель – основу для объяснения изучаемого социального явления. Один из главных мотивов обращения к СИ – потребность получения информации о той или иной социологической проблеме, требующей решения. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Исходя из полученного заказа на изучение проблемной ситуации, социолог должен определить (выделить) именно такой вид СИ, который по своим характеристикам мог бы обеспечить в нужном объеме и нужное время получение необходимой информации для решения поставленных задач. Исходя из целей, глубины и специфики требуемого анализа предмета исследования и различаются (определяются) виды СИ (табл. 1).
Таблица 1 Виды социологических исследований
Рассмотрим виды СИ подробнее. I. Как уже отмечалось, СИ могут быть как теоретическими, так и практическими (эмпирическими); теоретические СИ ориентированы в основном на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий; эмпирические СИ касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. II. Классификация по задачам: разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) –наиболее простой вид СИ, преследующий цель получить оперативную социологическую информацию. В нем используют сжатый по объему инструмент, а изучению подвергается небольшая группа респондентов. Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных СИ либо для сбора начальных сведений об объекте исследования для обшей ориентации. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос, цель которого — выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий; описательное исследование преследует цель получения сведений целостного характера об изучаемом явлении. Результатом описательного исследования оказывается общая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы, но без очень глубокого проникновения в существо дела; в ходе проведения аналитического исследования требуется выявить причины, противоречия, характер и способы разрешения проблем. Устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне. Это самый сложный и глубокий вид СИ. Разновидность аналитического исследования – эксперимент, наиболее сложный вид СИ. В социологии эксперимент служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы непосредственно на практике. К примеру, мы выдвинули гипотезу, что определенные изменения в организации учебного процесса студентов могут привести к более глубокому усвоению знаний. Для этого в одной группе реализуются данные изменения, а в контрольной – нет. Эксперимент проводится в течение семестра (года), затем анализируются результаты. Разумеется, это лишь упрощенная схема с целью дать некоторые представления о данном виде исследования.
III. Классификация по частоте проведения: разовое исследование дает возможность получить знания о социальных явлениях и процессах на текущий момент: повторные исследования исследуют явления, проблемы в динамике, изменении, развитии. Различают: а) панельные повторные исследования, изучающие одну и ту же социальную проблему с определенным интервалом времени по единой программе и методике; 6) лонгитюдные повторные исследования, т.е. повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам. IV. Классификация по масштабности: международные; общенациональные, региональные; отраслевые; локальные и другие виды СИ. Наряду с основными критериями различия видов СИ (по глубине, степени сложности эмпирического анализа и т.д.) могут использоваться и другие критерии, например особенности метода сбора информации, форма и характер проведения СИ. Так, в зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных различают три вида СИ: опрос, наблюдение, анализ документов. Суть их будет рассмотрена позже. Из этого не следует, что социолог не волен свободно выбирать любой вид СИ. Предопределенность такого выбора обусловлена как минимум двумя обстоятельствами: цель, практическая либо научная целесообразность исследования, а также сущность и особенности того явления, которое предстоит изучить. В классическом (полном) эмпирическом СИ можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций). Рассмотрим подготовительный этап СИ. Выбрав вид СИ, переходят к его непосредственной подготовке, т.е. к разработке программы, рабочего плана и вспомогательных документов исследования. Программа СИ – теоретико-методологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методики и техники изучения объекта и предмета анализа. Иначе говоря, программа включает теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социологического явления или процесса. Методологическая часть программы включает в себя формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. Рассмотрим наиболее значимые из указанных элементов. I. Методологическая часть программы Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Здесь важно знать, что уже известно о ней и что пока неизвестно. Формулировка проблемы во многом определяет также и вид СИ – разведывательное, описательное или аналитическое. Далее определяется цель СИ и его задачи. Цель – это общая направленность исследования, проект действия и его результат. Она может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. Задачи конкретизируют цель, определяют средства ее достижения, они направлены на анализ и решение проб-1ем. Задачи могут быть основными и неосновными. Характер задач зависит от содержания цели. Важной составляющей является разработка гипотезы, т.е. предположения об изучаемом явлении, которое в результате исследования может быть подтверждено или опровергнуто. Могут быть основная и вспомогательные гипотезы. Сама по себе разработка гипотезы – сложный познавательный акт, требующий подготовки и основывающийся на предшествующем познании предмета исследования. Дальнейшие этапы СИ непосредственно зависят от выдвинутых гипотез. Разработка гипотез – своеобразное формирование логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Это часть программы включает также разработку понятийных и эмпирических индикаторов (показателей). Все понятия (определения), с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, дают нам возможность ориентироваться в социальной реальности. Полностью ли понятия бывают тождественны реальности? Нет. Например, понятие «преступник» – человек, совершивший преступление или уже осужденный судом? Именно для соответствующего, адекватного определения понятий проводится их логический и операциональный анализ – процедура их интерпретации, смысл которой – четко указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями. Социальные показатели (индикаторы) социального факта – это эмпирически (практически) измеряемые характеристики поведения людей, групп; вербальных действий; взаимосвязей и взаимоотношений. Для этого используют наиболее «чувствительные», «работающие» показатели, отражающие различные социально-психические характеристики объекта. Показатели (индикаторы) могут быть: объективными (например, уровень образования), субъективными (степень удовлетворенности и т.д.). Последовательность их расположения образуют шкалы измерения: номинальные, где показатели – объективные признаки и характеристики (пол, возраст, образование и др.); ранговые (порядковые), где показатели располагаются по значимости, предпочтительности вариантов ответа с точки зрения опрашиваемого субъекта: («холодно», «тепло», «горячо»); интервальные, где объективные признаки распределяются по общепринятым искусственным эталонам (температура, расстояние и пр.). В результате указанных операций социолог формирует ряд задач по подготовке конкретных методик и методов сбора и обработки данных – инструментария. Этому посвящена следующая часть программы СИ. II. Методическая часть программы В методической части важное место отводится определению выборки (выборочной совокупности). Вся общность (объект), на которую распространяется исследование, носит название генеральная совокупность. Но поскольку обычно исследования носят не сплошной характер, то явления изучают по анализу выборки — определенного количества людей, отобранных по специальным параметрам. При этом система выборки должна точно отражать необходимые для изучения качества генеральной совокупности. В этом случае микромодель генеральной совокупности называют выборочной совокупностью (выборкой). Основные методы выборки: метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на определенные части (серии) и из каждой части пропорционально отбираются единицы для измерения (например, по 20% от групп студентов различных институтов); метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные промежутки отбирают необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й); метод гнездовой выборки – выбор для изучения определенной характерной группы из всей генеральной совокупности; метод основного массива – опрос 60-70% всей генеральной совокупности; метод квотной выборки – отбор определенного количества респондентов по ряду признаков (по профессии, образованию, возрасту, доходу и др.). Репрезентативным (достоверным) считается исследование, при котором отклонение по контрольным признакам в выборочной совокупности от генеральной совокупности не превышает 5%. Существуют расчеты презентативности выборок в зависимости от объема генеральной совокупности. Так, при пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например, в рамках института численностью 100-200 человек) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах же университета достаточно будет опросить 25% от общего числа студентов.
|