Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аграрные общества
Они появились в различных регионах страны в результате неолитической революции. Специализация племен как на скотоводстве, так и на земледелии вызвала рост продукции, которую легко можно обменять на другие товары. Избыточный продукт, характерный для эпохи вождеств, сменился прибавочным продуктом, который в отличие от первого можно использовать не только для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. По существу избыточный продукт ненамного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку приходится влачить жалкое существование и весь рабочий день посвящать добыванию пищи. Недаром социологи говорят, что традиционное, и прежде всего первобытное общество, это то, где у людей нет досуга. Итак, сложное общество — это эпоха прибавочного продукта. Он появился впервые за всю историю человечества. При земледелии одна семья способнаобеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса. Таким образом, именно при земледелии впервые за всю историю появляется эксплуатация человека человеком. И виной тому стали рост производительности труда и возникновение прибавочного продукта. У него есть отличительная черта: прибавочный продукт создается одним человеком, а присваивается другим. Его присваивает господствующий класс, который в конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен назовет праздным классом. Его характерная черта — демонстративное поведение, приобретение роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни. Но ведь зарождение праздного класса свидетельствует об огромном прогрессе человечества. Если есть люди, которые живут, нигде не работая, значит, в обществе появился досуг — время, свободное от труда и домашних забот. Несказанно усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлечений, профессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т. п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой опять появляются профессионалы, обслуживающие экономические интересы правящего класса (банкиры, кредиторы, купцы и т. п.). В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремеслам (производству изделий для обмена и продажи). Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что один квадратный километр почвы стоил теперь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особенности ее возделывания вынуждали людей организовываться в новый тип социальной общности — в территориальные общины. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков. Росло население, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые государствами. Все большая часть людей высвобождалась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспециализированным полнодневным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние промыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно было заниматься не весь рабочий день или не всю рабочую неделю. Это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд — это профессиональное занятие с целью изготовления продукции на продажу. Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на традиционный образ жизни и религиозные ценности. Усложнилась социальная организация общества. Коллективная собственность сменилась личной, а затем частной. Последняя возможна только там, где имущество наследуется от отца к сыну. А это подразумевает кардинальную ломку прежней организации семьи. На смену групповому браку и простейшей моногамии приходит сложная патриархальная семья современного типа (или близкого к нему).
Теперь земля делилась не между всей родней, составлявшей локальную группу или род, а концентрировалась в одной семье, в руках мужчин. Резко пошло в гору имущественное неравенство. Общество поделилось на работающее большинство и неработающее меньшинство. Первые только продавали свою рабочую силу, вторые только накапливали прибавочный продукт. Экономическая и социальная сила аграрного общества покоилась прежде всего на земельной собственности. Зрелой формой такого общества выступает феодализм. Феод — наследственное земельное владение, пожалованное вассалу (слуге) его сеньором (господином) на условии несения военной службы, участия в суде и управлении государством, а также уплаты установленных обычаем взносов. Социальной организацией феодализма является сословный строй, а политической — монархия. Вскоре на первый план среди всех сословий выдвигается военное. Раньше, в догосударственную эпоху, оборонялись всем родом, всей группой. Никаких привилегированных военных сословий не было. Теперь они понадобились. Военные, рискуя жизнью, а не своим кошельком, защищали трон и от внешних, и от внутренних врагов (восстания подданных). Второе часто было главнее первого. Вот почему цари, короли, императоры жаловали земельными наделами военных, а не гражданских людей. Они помогали в сборе налогов, которые частенько приходилось брать силой. До сих пор силовые методы налогообложения доказывают свою эффективность. Важной частью работы по управлению обществом являлось составление законодательства и слежение за неукоснительным его исполнением. Чиновники постепенно концентрировали в своих руках всю судебную власть. Именно в этот период человечество переходит к новой фазе развития — фазе правового общества. При царе Хамураппи (за 2, 5 тыс. лет до новой эры) впервые появляется писаное право. Право — совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством. В социальном смысле это возведенная в закон воля правящего класса. Соблюдение норм обеспечивается принудительной силой органов государства — полицией и судами. Еще один признак государства — деление населения не по родоплеменному, а по территориальному принципу. В сложном обществе индивиды занимают разные позиции на шкале доступа к власти. Наверху располагается правящий класс, который добивается всего отнюдь не благодаря родственным связям. В крупном государстве правящий класс не может состоять сплошь из кровных родственников. Правящий класс крупного государства гетерогенный, т. е. разношерстный по своему составу, в нем перемешаны все родственные группировки. Напротив, в простом обществе сплошь и рядом властные позиции находятся в руках одной родственной группы, клана. По мере того как истощались одни земли, государства стремились к захвату других. Разделение земель на плодородные и неплодородные приводило к постоянному столкновению населявших их групп людей. Как вы думаете, кто чаще нападал? Разумеется, обитатели неплодородных земель. Поскольку им грозило вымирание, агрессия захватчиков удесятерялась. История аграрных государств — это история непрекращающихся войн за лучшие земли. Собственно говоря, государство, как политическое объединение нескольких племен, понадобилось для защиты от «бедноземельных». Обитатели плодородных земель заключили между собой соглашение об объединении усилий для защиты от обитателей истощенных земель. Таким образом, сложные общества — многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения качественно изменяет социальную ситуацию. В простом малочисленном обществе все друг друга знали и находились в прямом родстве. В вождествах люди все еще остаются родственниками — близкими или дальними, хотя могут занимать разные социальные положения. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где часто даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальнойстратификации. Сложные общества называют стратифицированными потому, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к правящему классу (группе). Английский археолог Г. Чайлд выделил признаки сложных обществ: · расселение людей по городам; · развитие неаграрной специализации труда; · появление и накопление прибавочного продукта; · возникновение четких классовых дистанций; · переход от обычного права к юридическим законам; · зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид; · появление заморской торговли; · возникновение письменности, математики и элитарной культуры. Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государство, стратификация, цивилизация.
|