Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жизненный домохозяйство семья
Цикл семьи Сватовство ухаживание свидание Знакомство помолвка брак Нуклеарная родительская новообразованная Семья семья семья Родство лидерство в семье развод Мотивы причины последствия Развода развода развода
NB
• Пять основных потребностей социальных институтов: — потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака); — потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); — потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство); — потребности в передачи знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру); — потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии). • Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. • Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией. • Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть. • Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соотвествующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом. • Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. • Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. • Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. • Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они: — регулируют общий ход социализации; — интегрируют индивидов в группы, а группы— в общество; — контролируют отклоняющееся поведение; — служат образцами, эталонами поведения. • Внешний контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный). • Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. • Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации. • Надзор — неосновной социальный институт — разрастается до размеров крупномасштабной социальной системы, покрывающей всю страну. В такую систему входят: — сыскные бюро; — детективные агентства; — полицейские участки; — служба осведомителей; — тюремные надзиратели; — конвойные войска; — суды; — цензура. • Типология методов контроля включает в себя, в одном случае, мягкие и жесткие, прямые и косвенные методы, в другом — общий и детальный контроль. Частным случаем последнего выступает надзор, который в тоталитарном обществе разрастается до крупномасштабной системы. • Социальная организация — это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия. • Социальный институт — механизм или совокупность учреждений, связанных выполнением одной функции. • Целевая структура — система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием. Она включает в себя: — распределение функций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структура и способы их действия оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами); — субординацию должностей (вертикальная специализация) — объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях; — систему коммуникаций, т. е. средства и каналы передачи информации, которая движется «сверху вниз» (передача распоряжений, указаний, заданий) «снизу вверх» (отчеты подчиненных) и по горизонтали (консультация и обмен мнениями равных по рангу). • Наука — самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. • Основная функция науки — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности — получение нового знания. Цель образования — передача нового знания новым поколениям людей, т. е. молодежи. • Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. • Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношения. • Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением. • Брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми. • Родство — совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда супруги соединяются узами брака, то в единую систему сливаются два родственных клана — родня жены и родня мужа. • Расторжение брака (развод), прекращение брака при жизни супругов. В России осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах загса. • Разводимость, в демографии — частота расторжения браков. Измеряется числом разводов на 1000 жителей в год или на 1000 существующих супружеских пар. • Мотивы развода — это субъективные причины, названные самими разводящимися или экспертами. Мотивы отражают только те чувства, которые переживали супруги на период развода, а не реальные проблемы, которые привели к нему. • Состояние психологической опустошенности, эмоционального стресса и панического страха, наступивших после развода, ученые называют «травмой развода». • Восстановление психического равновесия и приспособление к новым социальным условиям называют адаптацией к послеразводной ситуации.
|