Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По степени длитель­ности и напряжен­ности конфликта






Ø бурные быстротекущие

Ø острые длительные

Ø слабовыраженные вялотекущие

Ø слабовыраженные быстротекущие

С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфиче­ских проявлениях и, следовательно, помогает оценивать возмож­ные пути их разрешения.

Таким образом,

Ø Конфликты представляют собой сложное социаль­но-психологическое явление.

Ø Они отличаются большим разнообрази­ем.

Ø Анализ и оценка конфликтов предполагают их грyпиpовку, систе­матизацию, деление по существенным признакам, типам и видам.

 

Условия конструктивного разрешения конфликтов

Многие конфликты могут быть разрешены еще на стадии их объективного возникновения за счет:

Ø постоянного и глубокого анализа всей системы связей людей данной группы или коллек­тива,

Ø прогнозирования конфликтогенного влияния всех произво­димых изменений,

Ø тщательного продумывания заинтересован­ными сторонами своих шагов и слов.

Если вы оказались участником конфликта, то лучше пойти по пути его конструктивного разрешения.

К условиям конструктив­ного разрешения конфликтов относятся:

1) прекращение конфликтного взаимодействия,

2) поиск обших точек соприкосновения в интересах оппонентов,

2) снижение интенсивности негативных эмоций,

4) выявление и признание собственных ошибок,

5) объективное обсуждение проблемы,

6) учет статусов (должностного положения) друг друга,

7) выбор оптимальной стратегии разрешения.

 

Для анализа и поисков путей выхода из конфликтной ситуа­ции мы можем применить следующий алгоритм (схема).

 

1. Оценка информации по следующим проблемам:

Ø объект конфликта

§ материальный, социальный или иде­альный;

§ делим или неделим;

§ может ли быть изъят или заменен;

§ какова его доступность для каждой из сторон;

Ø оппонент

§ общие данные о нем, его психологические осо­бенности;

§ цели, интересы, позиция;

§ правовые и нравственные ос­новы его требований;

§ предыдущие действия в конфликте, допу­щенные ошибки;

§ в чем интересы совпадают, а в чем - нет и др.;

Ø собственная позиция

§ цели, ценности, интересы, действия в конфликте;

§ правовая и нравственная основы собственных требова­ний, их аргументированность и доказательность;

§ допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др.;

 

Ø причины и непосредственный повод, приведшие к кон­фликту;

 

Ø вторичная рефлексия представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию,

§ «как он воспринимает меня»,

§ «мое представление о конфликте» и т.д.

2. Прогноз вариантов разрешения конфликта:

Ø наиболее благоприятное развитие событий;

Ø наименее благоприятное развитие событий;

Ø наиболее реальное развитие событий;

Ø как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте.

3. Мероприятия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта.

Ес­ли необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана возвращение к обсуждению;

Ø выдвижение альтернатив и новых аргументов;

Ø обращение к третьим лицам;

Ø обсуждение до­полнительных уступок.

4. Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы:

Ø зачем я это делаю?

Ø чего хочу добиться?

Ø что затрудняет реализацию намеченного плана?

Ø справедливы ли мои действия?

Ø какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта?

5. По завершении конфликта целесообразно:

Ø проанализировать ошибки собственного поведения;

Ø обобщить полученные знания и опыт решения проблемы;

Ø попытаться нормализовать отношения с недавним оппо­нентом;

Ø снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окру­жающими;

Ø минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственном состоянии, деятельности и поведении.

Большое значение имеет выбор стратегии разрешения кон­фликта.

Наиболее эффективными являются компромисс и со­трудничество.

v Компромисс состоит в желании оппонентов завершить кон­фликт частичными уступками.

Он характеризуется

Ø отказом от части ранее выдвигавшихся требований,

Ø готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными и простить.

Компромисс эффективен в случаях:

Ø понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями;

Ø наличия взаимоисключающих интересов;

Ø удовлетворения временным решением;

Ø угрозы потерять все.

Сегодня компромисс - наиболее часто используемая страте­гия завершения конфликтов.

Для его достижения может быть ре­комендована техника открытого разговора, которая заключает­ся в следующем:

Ø заявить, что конфликт невыгоден обоим конфликтующим;

Ø предложить конфликт прекратить;

Ø признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте (они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит);

Ø сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для вас главным.

В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит ус­тупить.

Можно уступить и в серьезных, но непринципиальных вещах;

Ø высказать пожелания об уступках, необходимых со сто­роны оппонента (они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте);

Ø спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные ус­тупки, при необходимости и возможности скорректировать их;

Ø если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.

 

v Сотрудничество считается наиболее эффективной стратеги­ей поведения в конфликте.

Оно предполагает направленность оп­понентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотре­ние другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.

Наиболее эффективно оно в ситуациях:

Ø сильной взаи­мозависимости оппонентов;

Ø склонности обоих игнорировать раз­личие во власти;

Ø важности решения для обеих сторон;

Ø непреду­бежденности участников.

Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу «принципиальных переговоров».

Он сво­дится к следующему:

Ø отделение людей от проблемы:

§ разграничьте взаимо­отношения с оппонентом от проблемы;

§ поставьте себя на его ме­сто;

§ не идите на поводу своих опасений;

§ показывайте готовность разобраться с проблемой;

§ будьте твердыми по отношению к про­блеме и мягкими к людям;

Ø внимание интересам, а не позициям:

§ спрашивайте «поче­му?» и «почему нет?»;

§ фиксируйте базовые интересы и их мно­жество;

§ ищите общие интересы;

§ объясняйте жизненность и важ­ность ваших интересов;

§ признавайте интересы оппонента частью проблемы;

Ø предлагайте взаимовыгодные варианты:

§ не ищите един­ственный ответ на проблему;

§ отделите поиск вариантов от их оценки;

§ расширяйте круг вариантов решения проблемы;

§ ищите взаимную выгоду;

§ выясняйте, что предпочитает другая сторона;

Ø используйте объективные критерии:

§ будьте открыты для доводов другой стороны;

§ не поддавайтесь давлению, а только принципу;

§ по каждой части проблемы используйте объективные и справедливые критерии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал