Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По степени длительности и напряженности конфликта ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Ø бурные быстротекущие Ø острые длительные Ø слабовыраженные вялотекущие Ø слабовыраженные быстротекущие С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценивать возможные пути их разрешения. Таким образом, Ø Конфликты представляют собой сложное социально-психологическое явление. Ø Они отличаются большим разнообразием. Ø Анализ и оценка конфликтов предполагают их грyпиpовку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам.
Условия конструктивного разрешения конфликтов Многие конфликты могут быть разрешены еще на стадии их объективного возникновения за счет: Ø постоянного и глубокого анализа всей системы связей людей данной группы или коллектива, Ø прогнозирования конфликтогенного влияния всех производимых изменений, Ø тщательного продумывания заинтересованными сторонами своих шагов и слов. Если вы оказались участником конфликта, то лучше пойти по пути его конструктивного разрешения. К условиям конструктивного разрешения конфликтов относятся: 1) прекращение конфликтного взаимодействия, 2) поиск обших точек соприкосновения в интересах оппонентов, 2) снижение интенсивности негативных эмоций, 4) выявление и признание собственных ошибок, 5) объективное обсуждение проблемы, 6) учет статусов (должностного положения) друг друга, 7) выбор оптимальной стратегии разрешения.
Для анализа и поисков путей выхода из конфликтной ситуации мы можем применить следующий алгоритм (схема).
1. Оценка информации по следующим проблемам: Ø объект конфликта § материальный, социальный или идеальный; § делим или неделим; § может ли быть изъят или заменен; § какова его доступность для каждой из сторон; Ø оппонент § общие данные о нем, его психологические особенности; § цели, интересы, позиция; § правовые и нравственные основы его требований; § предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; § в чем интересы совпадают, а в чем - нет и др.; Ø собственная позиция § цели, ценности, интересы, действия в конфликте; § правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; § допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др.;
Ø причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;
Ø вторичная рефлексия представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, § «как он воспринимает меня», § «мое представление о конфликте» и т.д. 2. Прогноз вариантов разрешения конфликта: Ø наиболее благоприятное развитие событий; Ø наименее благоприятное развитие событий; Ø наиболее реальное развитие событий; Ø как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте. 3. Мероприятия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана возвращение к обсуждению; Ø выдвижение альтернатив и новых аргументов; Ø обращение к третьим лицам; Ø обсуждение дополнительных уступок. 4. Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы: Ø зачем я это делаю? Ø чего хочу добиться? Ø что затрудняет реализацию намеченного плана? Ø справедливы ли мои действия? Ø какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта? 5. По завершении конфликта целесообразно: Ø проанализировать ошибки собственного поведения; Ø обобщить полученные знания и опыт решения проблемы; Ø попытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом; Ø снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими; Ø минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственном состоянии, деятельности и поведении. Большое значение имеет выбор стратегии разрешения конфликта. Наиболее эффективными являются компромисс и сотрудничество. v Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется Ø отказом от части ранее выдвигавшихся требований, Ø готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными и простить. Компромисс эффективен в случаях: Ø понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; Ø наличия взаимоисключающих интересов; Ø удовлетворения временным решением; Ø угрозы потерять все. Сегодня компромисс - наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в следующем: Ø заявить, что конфликт невыгоден обоим конфликтующим; Ø предложить конфликт прекратить; Ø признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте (они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит); Ø сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но непринципиальных вещах; Ø высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны оппонента (они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте); Ø спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их; Ø если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.
v Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно оно в ситуациях: Ø сильной взаимозависимости оппонентов; Ø склонности обоих игнорировать различие во власти; Ø важности решения для обеих сторон; Ø непредубежденности участников. Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу «принципиальных переговоров». Он сводится к следующему: Ø отделение людей от проблемы: § разграничьте взаимоотношения с оппонентом от проблемы; § поставьте себя на его место; § не идите на поводу своих опасений; § показывайте готовность разобраться с проблемой; § будьте твердыми по отношению к проблеме и мягкими к людям; Ø внимание интересам, а не позициям: § спрашивайте «почему?» и «почему нет?»; § фиксируйте базовые интересы и их множество; § ищите общие интересы; § объясняйте жизненность и важность ваших интересов; § признавайте интересы оппонента частью проблемы; Ø предлагайте взаимовыгодные варианты: § не ищите единственный ответ на проблему; § отделите поиск вариантов от их оценки; § расширяйте круг вариантов решения проблемы; § ищите взаимную выгоду; § выясняйте, что предпочитает другая сторона; Ø используйте объективные критерии: § будьте открыты для доводов другой стороны; § не поддавайтесь давлению, а только принципу; § по каждой части проблемы используйте объективные и справедливые критерии.
|