![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рациональность в современной культуре
Анализ природы рациональности, ее места и значения в системе человеческой жизнедеятельности, роли как культурной ценности, взаимоотношений с другими формами и типами мироориентации представляет в настоящее время одну из наиболее интенсивно обсуждаемых тем как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Нередко проблема рациональности в целом отождествляется, по существу, с проблемой фиксации точных критериев рационального познания и прежде всего научной рациональности. Для такого подхода, конечно, есть основания. Идет ли речь о рациональности сознания или рациональности действия, под " рацио" подразумевается прежде всего определенная форма познающего мышления. Кризис идеи рациональности в современном сознании, безусловно, связан с размыванием четких критериев рациональности познания, в первую очередь научной рациональности. Здесь-то и следует вспомнить, что проблема рациональности в принципе шире проблемы рациональности в науке и в теоретическом познании вообще. Она охватывает не только рациональные формы сознания, познания и знания, но и основанные на рациональном сознании способы человеческого действия, поведения. Существует различие сознания, вплетенного в ткань реальной жизнедеятельности людей в качестве ее идеального плана, и сознания, выделенного из этой жизнедеятельности и ставшего предметом рефлексии. Рациональность как таковая, как определенный тип работы сознания, охватывает оба этих смысла. Этот тип работы сознания, будь то в теоретическом познании (в философии и в науке) или в различных видах практической жизнедеятельности, и составляет специфику рационального отношения к реальности, взятой в самом широком смысле как совокупность внешнего мира, окружающего человека, и его внутреннего ментального мира. Концептуальный кризис в интерпретации понятия " рациональность", который обнаруживается в современных дискуссиях по этой проблеме, связан с конкретной исторической формой рациональности, а " именно, с тем классическим представлением о рациональности, которое восходит к эпохе Нового времени и Просвещения. Современный кризис идеи рациональности это, конечно, кризис классических представлений о рациональности. Он выступает как симптом более общего и глубокого кризиса идейно-мировоззренческих основ классического западноевропейского сознания и обусловлен потерей ясных и четких идейно-концептуальных ориентиров, которыми характеризовались классическое сознание вообще и классическая интерпретация рациональности в частности. Современное " неклассическое" сознание вынуждено признать существование ив науке, и в культуре в целом многообразия независимых, не сводимых к единому " рацио", к некоей исходной привилегированной системе идейных координат, претендующих на рациональность парадигм со своими собственными нормами и стандартами. Утверждение принципиального равноправия различных типов научной рациональности, вытекающее из признания сосуществующих друг с другом парадигм или исследовательских программ, способствует распространению релятивизма в интерпретации научного знания, порождает представление о том, что " научная деятельность - это не столько бескорыстный поиск истины, сколько борьба за доминирование между научными сообществами... Такие слова, как " истина" и " реальность", с этой точки зрения являются в устах ученых чистой риторикой, маскирующей подлинные мотивы поведения. В области же социальных исследований идея многообразия типов рациональности в различных общественных системах обусловлена, несомненно, вынужденным отказом от признания западной цивилизации с присущей ей формой рациональности в качестве некой естественной нормы социальной организации человеческого бытия. Таким образом, и в философии науки, и в теории общества идея плюрализма типов рациональности в той форме, в какой она существует в современном сознании, лишает саму идею рациональности ее исходного принципа осознанного поиска глубинных основ адекватного " вписывания" Человека в объемлющей его Универсум, растворяя рациональность в технологиях частных парадигм человеческой жизнедеятельности. Но в таком случае утрачиваются основания для выделения рациональности как некоего уникального принципа культуры, способа отношения человека к миру, что в конечном счете - вполне логично и закономерно - приводит к позиции так называемого эгалитарного релятивизма. Радикальная форма этой позиции приводит к принципиальному отрицанию идеи рациональности как таковой.
|