Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Катастрофа. После болгарского удара в спину - разгрома акациров - положение гуннов было безнадежно
После болгарского удара в спину - разгрома акациров - положение гуннов было безнадежно. Но гунны сохранили древнюю тюркскую доблесть и неистребимое угорское упорство. Так как оба предка обучили потомков не бояться смерти в бою, то Денгизих продолжал войну с готами. Его поддерживали три гуннских племени (ултзинзуры, биттогуры, бардоры) и одно германское, враждебное готам, - анпискиры [+239]. На его стороне были и садаги, гуннское племя, оставшееся в Паннонии после битвы при Недао [+240]. Готы напали на садагов в 60-х гг. V в., но Денгизих произвел нападение на город Басиану в южной Паннонии. Готы были вынуждены оставить в покое садагов и бросить свои войска на гуннов, те же, выполнив боевую задачу, отошли в свои степи Поднепровья. После удачной диверсии, связавшей руки готам - врагам не только гуннов, но и Византии, Денгизих попытался в 468 г. наладить союз и торговлю с константинопольским двором, но получил внезапный и удивительный отказ. Вместо контакта возник конфликт. Но почему? Ведь готы были врагами не только гуннов, но и греков?! Очевидно, надо внимательно разобраться в византийских делах. Готы были одновременно проклятием и опорой поздней Римской империи. Они 90 лет (378-468 гг.) грабили население Италии и Балканского полуострова, так что древние этносы: македонцы фракийцы, многие эллины, часть иллирийцев - просто исчезли с этнографической карты. Но вместе с тем готские наемники были наиболее боеспособной частью императорской гвардии. Будучи арианами [+241], готы охотно подавляли народные движения в городах, где после Халкидонского собора 451 г. православные и монофизитские монахи придавали народным волнениям неслыханный размах. И за все расплачивалось сельское население, отдаваемое правительством в жертву воинственным варварам. На Западе свев Рицимир, на Востоке алан Аспар, командуя германскими гвардейцами, готовили Рим и Константинополь для сдачи варварам. Рицимир умер от заразы, оставив Италию беззащитной, ибо ее население начисто потеряло древнюю доблесть (пассионарность). Но Восток устоял, хотя готские гвардейцы держали в своих руках столицу и заставили Льва I выплачивать ежегодную стипендию не только себе, но и своим паннонским сородичам. В 463 г. арианин Аспар разбил естественного союзника Византии Денгизиха и направил его голову в Константинополь. Официальная версия гласит, что гунны совершили набег на Византию. Но вдумаемся: гунны были окружены: с запада им грозили готы, с востока - болгары, с севера - савиры. Где уж тут начинать новую войну, и чего ради? А вот Аспару гибель гуннов была выгодна, так как можно было получить благодарность от готов. Поэтому было объявлено, что гунны " прорвались" через Дунай. Но когда Аспар был убит и гвардейцы его перебиты в 471 г. исаврийскими войсками, находившимися под командой будущего императора Зинона, выяснилось, что гунны переходят Дунай не для войны, а чтобы вступить в подданство империи. Им были выделены земли в Малой Скифии (Добрудже) [+242]. и на этом история гуннов кончилась. Их сменили племена ранних болгар: кутургуров и утургуров, и огоров (угров). В VI в. степи до Дона и берега Черного моря подчинили тюркюты [+243], которым помогли хазары. Но о хазарах речь впереди. Примечания [+182] См.: Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. М.; Л., 1952. стр.88 [+183] Там же. стр. 85-90. [+184] Болчу - ныне р. Урунгу в Джунгарии. (Гумилев Л.Н. Древние тюрки.). [+185] Сноски даны не на всю литературу вопроса, а на заключения новейших авторов, дабы не подменять историю историографией и повторением критики устарелых соображений. [+186] Иордан. Указ. соч. стр. 91. [+187] См.: Гумилев Л. Н. Хунну. стр. 247. [+188] См.: Гумилев Л.Н. Хунны в Китае, стр. 25-43. [+189] См.: Иордан. Указ. соч. стр. 91. [+190] См.: Рыбаков В.А. Древние русы //Сов. археология. 1953. Т XVII стр. 23-104. [+191] " По ту сторону Мэотиды" (Марцеллин Аммиак XXXI. 2, 1). [+192] Автору удалось в одной из экспедиций побывать в такой крепости, над долиной Судака. Обрыв в долину неприступен, валы, видимо, были грандиозны: они защищали поселение с горной стороны, поросшей густым лесом. Такие замки конница брать не может, да и следов разгрома на городище нет. [+193] Средний Дон окаймляют три террасы. На нижней - прибрежный лес (тугай), на средней - степь с колками (рощами) - прекрасным укрытием для местных жителей и их отрядов. Вспомним, что донские казаки защищались от ногайцев с XIII по XVIII в. Чтобы их разбить нужен большой численный перевес, а " бесчисленные полчища гуннов" - плод фантазии европейских источников. Гунны в этой войне кормились охотой, следовательно, могли передвигаться только малыми отрядами, совмещая войну с охотой. Да и было их до 370 г. очень мало. Положение изменилось потом. [+194] Источник Иордана, Аблавий, относит эрулов к " скифам". Историю вопроса см. Скржингкая Е.Ч. Указ.соч. стр. 266-267; отождествление этнонимов " эрул-герул" - наша гипотеза. [+195] Иордан. Указ. соч. стр. 90-91. [+196] Там же. [+197] Е.Ч. Скржинская начинает свой комментарий словами " Легенда об олене" (стр.271) и солидаризируется скорее со скептиками, нежели с Иорданом и Зосимой, автором второй половины V в. Иордан приписывает этот трагический для готов переход через море злым духам - предкам гуннов (там же), а Зосима пишет: " Я нашел и такое известие, что Киммерийский Боспор, обмелевший от снесенного Танаисом ила, позволил им (гуннам) перейти пешком из Азии в Европу" (там же. стр 271). Я верю Зосиме, и вот почему. Быстрый перенос пути циклонов из Заполярья в степь в IV в. должен был вызвать бурную гумидизацию лесной зоны, где берут начало Волга, Дон и Днепр. При половодьях эти реки снесли в устья размытую почву и создали на Волге дельту, а в низовьях Дона - бар, который впоследствии был размыт волнением Азовского моря. Поэтому больше оснований для доверия к источнику, нежели для скепсиса, свойственного авторам, привыкшим считать свой уровень знаний за наивысший. Так Лавуазье отверг сведение о найденном метеорите. Он сказал: " Камни с неба падать не могут, ибо на небе нет камней". Истина часто бывает неожиданной. [+198] Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Собрал и издал с русским переводом В. В.Латышев. Греческие писатели. Т. 1. Спб., 1893.стр 726 [+199] См.: Арта/фнов М.И. История хазар. Л., 1962. стр. 51. [+200] Там же. стр. 46-51. [+201] См.: Моммзен Т. История Рима. Т. V. М., 1949. стр.272. [+202] Там же. стр. 211. [+203] Еще в 336 г. Боспор принадлежал римлянам, но вскоре после этого Рим перестал заботиться о судьбе греков, живших в Крыму, (там же. стр.268) [+204] Оба героя были предательски убиты римскими императорами. [+205] См.: Вебер Г. Указ. соч. стр. 593. [+206] См.: Иордан. Указ. соч. стр. 91-92. [+207] Там же, стр.90: " хотя теперь (в IV в.) они свирепствуют повсеместно..." Вот граница пассионарного толчка. Венеды, а потом саксы и франки получили пассионарность от генетического дрейфа и, отстав на старте, выиграли в финише. [+208] См.: Скржинская Е.Ч. Указ.соч. стр. 221 [+209] Валент был ревностным арианином. [+210] См.: Вебер Г. Указ. соч. стр. 594. [+211] Иордан. Указ. соч. стр. 115. [+212] См.: Скржинская Е.Ч. Указ.соч. стр. 320. [+213] Там же. [+214] Там же. стр. 206-208. [+215] Пожалуй, только это одно и бесспорно в антской проблеме. Все суждения историков расходятся друг с другом настолько, что перечислять их в этой главе нецелесообразно, ибо это увело бы нас в сторону от интересующих нас вопросов: характера контактов гуннов с народами европы. Сводку и разбор историографии см. у У.Ч.Скржинской в цитируемом комментарии. Мое мнение согласуется с теми авторами, которые считают антов славянами и предками полян (см. ниже). [+216] См.: Иордан. Указ. соч. стр. 92. [+217] Там же. стр. 301. [+218] См.: Вебер Г. Указ. соч. стр. 310. [+219] Дестунис Г.С. Сказания Приска Панийского. Спб., 1861. стр. 55-58. [+220] Западная Римская империя; название позабылось к VI в. [+221] Он также назвал Аэция, но тут с ним нельзя согласиться. По характеру, страстности, отсутствию патриотизма и авантюризму Аэций больше ранний византиец, чем поздний римлянин. И недаром он родился на берегах нижнего Дуная, а не Тибра или По. Ни он не любил италиков, ни они его. [+222] См.: Скржинская Е.Ч. Указ.соч. стр. 302. [+223] См.: Артамонов М.И. История хазар, стр. 56. [+224] Там же. стр. 55. [+225] Вебер Г. Указ. соч. стр. 670. [+226] См.: Европеус Д. Об угорском народе, обитавшем в средней и северной России до прибытия туда славян. Спб, 1874. стр. 3. [+227] См.: Скржинская Е.Ч. Указ.соч. стр. 307. [+228] Иордан. Указ. соч. стр. 118. [+229] См.: Скржинская Е.Ч. Указ.соч. стр. 341. [+230] О Там же. [+231] Сказания Приска Панийского. /Пер. Дестуниса. Уч. зап. II отд. ИАН. Кн. VII. Вып. 1. 1861. стр. 87. [+232] См.: Гумилев Л.Н. Три исчезнувших народа. // Страны и народы Востока. Вып, II. М., 1961. стр. 106-109; стр. 200-201. Приведена литература. [+233] См.: Hajdu Р. Ор. cit. S. 88-89. [+234] См.: Бичурин Н.Я. Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии. Чебоксары, 1960. стр. 542, 549, 553. [+235] См.: Гумилев Л.Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века. стр. 81-90. Он же. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии; (Опыт историко-географического синтеза) //Народы Азии и Африки. 1966, N 4. стр. 85-94. [+236] См.: Артамонов M.И. История хазар, стр. 60-78. [+237] См.: Шевченко Ю.Ю. На рубеже двух этнических субстратов Восточной Европы, стр. 39-58. [+238] См.: Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии, стр. 63-64. [+239] См.: Скржинская Е.Ч. Указ.соч. стр. 340. [+240] Там же. стр. 333. [+241] Арианство, принятое готами случайно - при их договоре с императором Валентом в 376 г., затем стало символом этнического самоутверждения восточных германских племен, знаменем, противопоставленным никейскому исповеданию, которому покровительствовал враг готов - император Феодосии I. То, что догматическое разногласие - спор о " единосущии" и " подобосущии" - было непонятно безграмотным готам - очевидно. Ведь это различие в буквальном переводе с греческого пропадает. Но люди, в критических фазах этногенеза, думают не о философии, а о том, где свои, а где враги? При этнических контактах исповедание только индикатор связи: положительной или отрицательной. [+242] См.: Иордан. Указ. соч. стр. 120. Скржинская Е.Ч. Указ.соч. стр. [+243] См.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки, стр. 35-39.
|