Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УЭ-2. Философская мысль Древнего Востока
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Факторы, обусловившие религиозно-мифологический характер философии Др. Индии и этико-административную направленность философии Др. Китая.
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: Брахман-Абсолют, брахманизм, будда, буддизм, вайшешика, веданта, ведические тексты, джайнизм, Дао, даосизм, йога, карма, конфуцианство, легизм, миманса, ньяя, санкхья, сансара, Пятикнижие.
ПЕРСОНАЛИИ: Гаутама Шакьямуни, Кун Фу-Цзы, Лао-Цзы, Махавира Джина.
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:
УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ:
1) Проанализируйте основные различия в социокультурной среде Древней Индии и Китая.
| ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
| ДРЕВНИЙ КИТАЙ
| ОБРЯДЫ И КУЛЬТЫ
| Обряд жертвоприношения – первоосновной: согласно мифу, мироздание есть результат принесения в жертву вселенского человека Пуруши, соответственно, сама жизнь воспринимается как жертвоприношение.
| Культ предков (почитание традиции, порядка, следование ритуалу, уважение к истории, к знанию);
культ Неба (Небо как источник порядка, справедливости и добродетели).
| СВЯЩЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
|
Веды – сборники (самхиты),
включившие в себя мифологию древних ариев и индийских племен, а также священные песни, торжественные гимны, магические формулы и заклинания, применяемые в процессе жертвоприношений.
Деление Вед на четыре сборника (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) соответствует четырем ступеням обряда жертвоприношения.
Комментарии к Ведам: брахманы-тексты, араньяки (лесные книги), Упанишады.
| Пятикнижие: Книга песен – сборник народной поэзии, культовые песнопения, мистическое объяснение происхождения вещей;
Книга истории – официальные документы, летопись;
Книга порядка – описание организации политических и религиозных церемоний, норм деятельности; идеализация древнейшего периода истории Китая;
Книга весны и осени – хроника государства Лу (7-5 века до н.э.);
Книга перемен – первые представления о мире, человеке.
| ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ
| Общество строго разделено на 4 варны: брахманы-жрецы, кшатрии, вайшьи, шудры. Принадлежность к Варне определяется кармой, соответственно, переход человека при жизни в другую варну невозможен. Первоначально брахманы-жрецы, а позднее выходцы из кшатриев положили начало религиозно-философским школам.
| В древнекитайском обществе, имеющем определенную социальную иерархию (сословное деление), допускалась возможность повышения социального статуса путем сдачи государственного экзамена (шэнь-ши).
Почетное место в обществе занимают государственные чиновники.
| ППИНЦИПЫ ЖИЗНИ
| Аскетизм, отрицание жизни, акцент на религиозно-детерминированном индивидуальном поведении.
| Строгий рационализм и конкретная государственная польза,
отказ от личностного в пользу общественного.
| 2) Обратите внимание на различную направленность философии Древней Индии и Китая.
| ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
| ДРЕВНИЙ КИТАЙ
| религиозно-мифологическая направленность
| рационально-практическая
и этико-административная направленность
| ИСТОЧНИКИ НАПРАВЛЕННОСТИ
| Ведические тексты: мифологические по содержанию, религиозные по предназначению.
Еще в Ригведе (самый ранний из ведических сборников – примерно 10 век до н.э.)) встречаются понятия, ставшие основополагающими для всей древнеиндийской философии: закон возмездия, колесо перевоплощений, освобождение души из плена материального и т.п.
| Во-первых, культ предков, способствовавший ослаблению религиозного начала в жизни Древнего Китая и, соответственно, усилению рационального начала.
Во-вторых, культ Неба как олицетворение порядка, справедливости и добродетели, проводниками которых на земле полагались в государстве – император, в семье – старейший, и, соответственно, этико-административная направленность философских учений.
| ПРОЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ
| Все философские учения, кроме чарваки-локаяты, ориентированы на указание человеку (по сути религиозного) пути (идея которого имеет глубоко мифологические корни), ведущего к освобождению его индивидуальной души из плена сковывающей материальной оболочки и слиянию с абсолютной душой, что выражается в рамках каждого учения в системе специфических категорий.
Так, понятие абсолютной души в различных учениях выражено в таких категориях как Брахман, Атман, Пуруша, а понятие освобождения души – в таких категориях как мокша, дикши, нирвана.
| Почитание истории, традиции, порядка, ритуала, выразившееся в системе основополагающих философских категорий конфуцианства (занимавшего статус государственной идеологии на протяжении значительного периода истории Древнего Китая), таких как
Цзюнь-цзы
Жэнь
Ли
И
Дао
Де
Сяо
|
3) Обратите внимание на принцип классификации философских школ Древней Индии.

4) Запомните основные сходства и различия в философских учениях Древней Индии.
| ОБЩЕЕ
| РАЗЛИЧИЯ В АКЦЕНТАХ
| БРАХМАНИЗМ
| Душа бессмертна. По причине действия закона кармы индивидуальная душа вовлечена в колесо перевоплощений, она пребывает в плену материального. Возможно освобождение индивидуальной души из плена материи, ее слияние с абсолютной душой. Одним из обязательных условий освобождения души является аскетизм. Только невежественный человек отождествляет своя «Я» с телом, с чувствами и даже с умом.
| Брахман – ценностная сердцевина мира, заключающая в себе несколько слоев. Чем дальше от центра такой слой, тем более чувственно-конкретным, материальным, и изменчивым он является. Вся жизнь есть проявление противоположных сил, ведущих как к Брахману, так и к бесконечно изменчивой, находящейся во власти материального, периферии. Путь к Брахману – это движение к основе своей души – Атману, выводящее к всеобщему Великому Атману, растворяющему в себе индивидуальные души. Человек рождается лишь частично, и только лишь благодаря жертвоприношению он действительно рождается. Жертвенная еда - это пища бессмертия.
| ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
| САНКХЬЯ
| Путь, ведущий к мокше, т.е. освобождению души (пуруша) от материи (пракрити), представляет как познание мироздания через перечисление основных объектов и средств познания (всего их насчитывает 25).
| ЙОГА
| Учение йоги примыкает к санкхье. Путь освобождения души и ее слияние с абсолютной душой (Ишвара) представляет в виде особой деятельности, элементами которой выступают дыхательная практика, отключение наших чувств от внешних предметов, дисциплина ума, сосредоточение и т.д.
| ВАЙШЕШИКА
| Основу учения составляет космология и теория познания.
Правильное познание реальности (путь освобождения нас от нас самих) заключается в различении и понимании сущности элементов бытия и небытия, выраженных в семи категориях.
Мир создан из атомов, но движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы.
| НЬЯЯ
| Учение ньяи примыкает к вайшешике, представляет собой систему логики.
Бог управляет адриштой (совокупность достоинств и недостатков, накопленных нашими хорошими и плохими деяниями) человека, наказывая и поощряя его. Жизнь – страдание. Высшее познание (должно опираться на логику и ее законы) избавит человека от всяких привязанностей как источника страданий. Истинное познание возвращает нас к нашему подлинному «Я», т.е. Атману, освобождает от кармы и дальнейших перерождений.
| МИМАНСА
| Исходит из разных слоев Вед. Признавая существование множества индивидуальных душ, отрицает существование абсолютной души.
Главный акцент делает на ритуале (жертвоприношения), правильности его исполнения. Здесь значительное место занимает магия.
| ВЕДАНТА
| Истинный мудрец за иллюзорностью материального мира, всегда видит его реальную сущность т.е. Брахмана, с которым тождественно и стремиться слиться его духовное «Я». Тот, кто осознал эту тождественность, может рассчитывать на освобождение. Тот, кто стремиться к этому, должен обладать шестью средствами: спокойствие духа, умеренность, отрешенность терпение, сосредоточенность, вера.
Веды возникли из дыхания Брахмана.
| НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
| ДЖАЙНИЗМ
| Карма (тонкая материя) является связывающим звеном
между душой (джива) и грубой материей (аджива). Освобождения человек может достичь без чьей-либо помощи и только при условии крайнего аскетизма. Одним из главных принципов является ахимса – ненанесение вреда живым существам.
| БУДДИЗМ
| Состояние освобождения, нирвана, т.е. угасание желаний,
достигается через восьмиступенчатый путь постижения истины:
праведная вера, решимость, праведные речь, дела, жизнь, мысли, помыслы, истинные созерцания.
Погрузиться в нирвану, значит успокоить свои дхармы (атомы-монады духовного начала). Различают большой путь (махаяма), доступный многим, но только с помощью бодхисатв, и малый путь (хинаяна), доступный исключительно монахам.
| ЧАРВАКА-ЛАКОЯТА
| Не имеет сходных идей
| Отрицает бессмертие души, существование абсолютной души. Считает реальностью только материальный мир, а подлинное познание представляет только через чувственное восприятие.
|
5) Обратите внимание на сходства и различия в учениях философских школ Др. Китая.
ШКОЛЫ
| СХОДСТВО
| РАЗЛИЧИЯ
| КОНФУЦИАНСТВО
| Рационально-практическая
направленность идей;
уважение к порядку;
акцент на государственной пользе;
отказ от личностного в пользу общественного.
| Идея предопределения судьбы Небом. Акцент на моральном убеждении, на силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим. Следование традиции, знание и добродетели – высшие ценности.
Дао – правильный путь в жизни (взаимность, золотая середина, человеколюбие).
| ЛЕГИЗМ
(фа-цзя)
| Противопоставление ритуалу (ли) закона (фа). Наказание и страх как средства достижения порядка.
Негативное отношение к знанию, особенно к философскому (философия сбивает людей с толку, вносит смуту, мешает управлению).
| МОИЗМ
| Отказ от идеи предопределенности судьбы Небом. Небо только желает, чтобы люди любили друг друга. Допускает критическое отношение к традиции.
Знания должны иметь практическую ценность.
| ДАОСИЗМ
| Не имеет сходных идей
| Дао – всеобщий закон и Абсолют, духовный источник всего существующего.
Дао рождает вещи, дэ их вскармливает.
Установка на созерцательное отношению к миру, на недеяние (принцип у-вэй). Отрицание ритуала (ли).
| НОМИНАЛИЗМ
(мин-цзя)
| Не имеет сходных идей
| Решается проблема логического соотношения имен и вещей, что нередко граничит с игрой слов, подменой понятий. Например, доказательство, что «белая лошадь» это не «лошадь», поскольку «лошадь» - это то, что обозначает форму, а «белая» - это то, что обозначает цвет. То, что обозначает цвет не есть то, что обозначает форму. Поэтому «белая лошадь» это не «лошадь».
| СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:
бодхисатва – согласно учению буддизма, человек, достигший высшего совершенства и имеющий право погрузиться в нирвану, но отказывающийся от этого из-за любви и сострадания к живым существам и стремления помочь им в спасении;
Брахман-Абсолют – верховное божество-абстракция, безличное первоначало всего
существующего, высшее духовное единство;
будда – тот, кто достиг наивысшего, полного, совершенного просветления, всезнания,
реализовал полноту признаков совершенства;
буддизм – неортодоксальная религиозно-философская школа Др. Индии (впоследствии
мировая религия); основатель - Гаутама Шакьямуни; краеугольным камнем учения являются следующие четыре истины: страдания правят миром; причиной страданий является сама жизнь; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, ведущий к нирване;
даосизм – философско-религиозная школа Др. Китая, в основе которой лежит учение о дао
или " пути вещей"; основоположником принято считать Лао-цзы; согласно даосизму, только
соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку " сохранить в целостности
свою природу", лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и
овладение мудростью;
дэ – индивидуальное проявление всеобщего, жизненная сила и цель единичного, добродетель;
джайнизм – неортодоксальная философско-религиозная школа Др. Индии,
(основоположником считается Махавира Джина), согласно учению которой, по закону кармы,
а также посредством действия вечных духовных монад и атомов совершается вечный мировой
процесс; душа, пока она пронизана тонкой материей, вынуждена странствовать, принимая вид
все новых существований, но, если она освободиться посредством правильного познания и
жесточайшего аскетизма от всего материального, она, спасенная, поднимется в высшую
сферу, где будет пребывать в чистой духовности;
жэнь – гуманность (скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие.
любовь к людям);
и – чувство долга (внутренняя убежденность в том, что следует поступать именно так,
обусловленная знанием высших принципов, а не расчетом);
йога – одна из шести ортодоксальных философских школ Др. Индии (примыкающая к
санкхье), направлена на то, чтобы освободить нас от господства над нами нашего тела,
растворить наш страдающий дух как проявление пуруши в самом безличном пуруше путем
специальной деятельности (телесная и духовная бодрость, регулирование дыхания,
отключение наших чувств от внешних предметов, дисциплина ума, равномерное течение
мысли, сосредоточение и т.д.);
карма – закон возмездия; сумма злых и добрых дел каждого человека, определяющая форму
последующих перерождений;
конфуцианство – философско-религиозная школа Др. Китая (основоположник -
Кун-цзы или Конфуций), определяющей целю учения которой является воспитание человека в
духе уважения существующих порядков;
чарвака-локаята – древнеиндийская неортодоксальная философская школа, утвеждающая в
качестве истинного постигаемое через непосредственноевосприятие, в качестве
существующего - только этот мир, в качестве единственной реальности – материю,
единственной целю человеческого существования считает наслаждения;
Цзюнь-цзы – в конфуцианствевысокоморальный муж: внутри – святой, снаружи - государь,
эталон для подражания, он должен обладать жэнь, и.
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ:
Задание 1. Аргументируйте принадлежность заключенной в тексте установки той или иной философской школы Др. Востока: «…Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использовании правил, то в народе появится стыд и он станет послушным»
Задание 2. Поясните, почему из всех древнеиндийских учений данная позиция в большей степени выражает сущность джайнизма: «…Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве»
Задание 3. Поясните, почему установка, заключенная в тексте, не имеет ничего общего с древнеиндийской философской традицией: «…Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для других»
Задание 4. Определите основные принципы философской установки, заключенной в данном фрагменте: «…Не привязывайся к приятному и никогда – к неприятному. Не видеть приятное и видеть неприятное – зло. Не делай приятного, ибо расставание с приятным – болезненно. Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного.
Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым! Очищенный от скверны, безупречный, ты не придешь больше к рождению и старости»
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:
1. Установите соответствие между чертами философии Древней Индии и
Древнего Китая:
1) Древняя Индия а) жизнеотрицающий характер;
2) Древний Китай б) этико-административная направленность;
в) насыщенность метафизическими спекуляциями;
г) интроспективность;
д) строгий рационализм и государственная польза;
е) акцент на религиозно-детерминированное
индивидуальное поведение.
2. Выделите идейные источники философских школ Древней Индии:
а) Брахман-Абсолют; б) кшатрии; в) араньяки; г) Веды; д) Упанишады.
3. Выделите школы Древнего Китая, не характеризующиеся рационально-
практической направленностью:
а) конфуцианство; б) даосизм; в) легизм; г) номинализм.
4. Выделите неортодоксальные школы Древней Индии:
а) санкхья; б) ньяя; в) джайнизм; г) чарвака-лакоята; д) вайшешика; е) веданта; ж) буддизм.
5. Установите соответствие между значениями ряда категорий философии Др. Китая:
1) жэнь а) чувство долга;
5) ли б) ритуал, метод осуществления жэнь;
6) цзюнь-цзы в) степень проявления Дао в человеке; добродетель;
7) и г) сыновья почитательность;
8) де д) гуманность;
9) сяо е) высокоморальный муж; идеал.
6. Выделите факторы, обусловившие рационально-практический характер
философии Древнего Китая:
а) деление общества на варны; б) культ предков;
в) ведическая литература; г) претензия правителей на родство с Небом;
д) приоритет знания и добродетели; е) Пятикнижие.
7. Установите соответствие между значениями ряда древнеиндийских
религиозно-философских понятий:
1) дхарма а) ценностная сердцевина мира; источник всего благого;
2) Брахман-Абсолют б) колесо перевоплощений;
3) карма в) мировая душа, растворяющая в себе индивидуальные души;
4) Атман г) освобождение души от плена сковывающей материальной
оболочки;
5) сансара д) закон возмездия, определяющий цепь перерождений;
6) пуруша е) частицы мироздания, закон;
7) пракрити ж) материальное первоначало;
8) мокша з) духовное первоначало, абсолютная душа.
8. Определите философскую позицию, к которой относится принцип «у-вэй»:
а) джайнизм, б) конфуцианство, в) буддизм, г) даосизм.
9. Определите религиозно-философские школы, основоположниками которых
были следующие мыслители:
а) Махавира Джина, б) Лао-цзы, в) Гаутама Шакьямуни, г) Кун-цзы, д) Лунь- Юй.
10. Укажите «благородные истины» буддизма:
а) необходимо следовать принципу недеяния;
б) существует путь освобождения от страдания; в) умножающий знания, умножает печаль;
г) страдания правят миром; д) знания являются источником всех человеческих бед;
е) причиной страданий является сама жизнь; ж) уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану.
ОТВЕТЫ: 1) 1-а, в, г, е; 2-б, д; 2) в, г, д; 3) б, г; 4) в, г, ж; 5) 1-д, 2-б, 3-е, 4-а, 5-в, 6-г; 6) б, е; 7) 1-е, 2-а,
3-д, 4-в, 5-б, 6-з, 7-ж, 8-г; 8) г; 9) а – джайнизм, б – даосизм, в – буддизм, г - конфуцианство;
10) б, г, е, ж.

КОНФУЦИЙ
|