Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практикум к главе 2
Тестовая методика 2.1.
СПОСОБНОСТЬ К ЛИДЕРСТВУ (АВТОР Р.С. НЕМОВ) Методика предназначена для оценки способности к лидерству. Испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по результативности ответов делается вывод, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. По каждому вопросу возможны ответы либо «а», либо «б». Текст опросника 1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да, б) нет 2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да, б) нет 3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а) да, б) нет 4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? а) да, б) нет 5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то? а) да, б) нет 6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да, б) нет 7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? а) да, б) нет 8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? а) да, б) нет 9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? а) да, б) нет 10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? а) да, б) нет 11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? а) да, б) нет 12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? а) да, б) нет 13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет 14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? а) да, б) нет 15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? а) да, б) нет 16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы: а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца. 17. С каким из этих двух мнений вы согласны: а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам. 18. С кем вы предпочитаете работать? а) с покорными людьми; б) с независимыми и самостоятельными людьми. 19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? а) да, б) нет 20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? а) да, б) нет 21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет 22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите? а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас; б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других. 23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? а) да, б) нет 24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? а) да, б) нет 25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? а) да, б) нет 26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? а) самый компетентный человек; б) тот, у кого самый сильный характер. 27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? а) да, б) нет 28. Уважаете ли вы дисциплину? а) да, б) нет 29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее? а) тот, который все решает сам; б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других. 30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? а) коллегиальный; б) авторитарный. 31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? а) да, б) нет 32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас? а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет; б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый. 33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны? а) промолчу; б) буду отстаивать свое мнение. 34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? а) да, б) нет 35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? а) да, б) нет 36. Что бы вы предпочли? а) работать под руководством хорошего человека; б) работать самостоятельно, без руководителя. 37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»? а) согласен; б) не согласен. 38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности? а) да, б) нет 39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? а) да, б) нет 40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями? а) у меня опускаются руки; б) у меня появляется сильное желание их преодолеть. 41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают? а) да, б) нет 42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? а) да, б) нет 43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения? а) введу нужные изменения немедленно; б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю. 44. Сумеете ли вы прервать болтливого собеседника, если это необходимо? а) да, б) нет 45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да, б) нет 46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? а) да, б) нет 47. Кем вы предпочли бы стать? а) художником, поэтом, композитором, ученым; б) выдающимся руководителем, политическим деятелем. 48. Какую музыку вам приятнее слушать? а) могучую и торжественную; б) тихую и лирическую. 49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? а) да, б) нет 50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? а) да, б) нет. Обработка результатов. В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл. Ключ: ответы «а» в вопросах 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11, 12, 15, 17, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 31, 32, 34, 37, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 48; ответы «б» в вопросах 3, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 18, 19, 25, 27, 29, 30, 33, 35, 36, 38, 40, 45, 47, 49, 50. Если сумма баллов оказалась до 25, то качество лидера выражены слабо. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. Если сумма баллов оказалась в пределах от 36 до 40, то качества лидера выражены сильно. Если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек как лидер склонен к диктату. НЕМОВ Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. — М., 1998. С. 512 — 517
Тестовая методика 2.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИДЕРСТВА (Р.С. НЕМОВ) Этот опросник, в отличие от предыдущего, оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. По каждому вопросу возможны ответы либо «а», либо «б». Текст опросника 1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новейших достижений? а) да, б) нет 2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми? а) да, б) нет 3. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете? а) краткий, ясный, точный; б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом. 4. Разъясняете ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений? а) да, б) нет 5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно находятся в вашем подчинении? а) да, б) нет 6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить? а) да, б) нет 7. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы? а) да, б) нет 8. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь? а) да, б) нет 9. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите перед ними? а) да, б) нет 10. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчиненными? а) да, б) нет 11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются? а) да, б) нет 12. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу? а) да, б) нет 13. Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и ориентироваться на них в совместной работе? а) да, б) нет 14. Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать в работе положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных? а) да, б) нет 15. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных? а) да, б) нет 16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем? а) да, б) нет 17. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии других? а) да, б) нет 18. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, то в какой обстановке? а) наедине; б) в присутствии других. 19. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, докладывая об итогах вышестоящему руководителю? а) да, б) нет 20. Доверяете ли вы своим подчиненным? а) да, б) нет 21. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций? а) да, б) нет 22. Раскрываете ли вы подчиненным значение выполняемой ими работы для общего дела? а) да, б) нет 23. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для планирования работы? а) да, б) нет 24. Есть ли у вас план повышения своей профессиональной квалификации; либо уровня общего образования? а) да, б) нет 25. Существует ли у ваших подчиненных план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)? а) да, б) нет 26. Регулярно ли вы читаете специальную литературу? а) да, б) нет 27. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей специальности? а) да, б) нет 28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохранении и повышении работоспособности? а) да, б) нет 29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу? а) да, б) нет 30. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с целью улучшения качества и повышения эффективности их работы? а) да, б) нет 31. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необходимо ориентироваться при его приеме на работу? а) да, б) нет 32. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удовлетворением персональных просьб, исходящих от подчиненных? а) да, б) нет 33. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в общении с подчиненными? а) да, б) нет 34. Относитесь ли вы к своим подчиненным с вниманием и уважением? а) да, б) нет 35. Уверены ли вы в себе? а) да, б) нет 36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны? а) да, б) нет 37. Часто ли вы проявляете творчество в работе? а) да, б) нет 38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах и т.п.? а) да, б) нет 39. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии решений и в общении с людьми? а) да, б) нет 40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если потребуется? а) да, б) нет. За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов. Замечание. Если эта методика используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты. Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов, то стиль его руководства (с учетом высказанного выше замечания) считается высокоэффективным. Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как среднеэффективный. Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше, то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффективный и ему не рекомендуется быть руководителем коллектива. НЕМОВ Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. — М., 1998. С. 517 — 521
Тестовая методика 2.3. КАКОЙ ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ? Психологическое содержание общей способности управленческой деятельности непосредственно связано с признаками руководителя, к которым можно отнести следующие: * умение отличать главное от второстепенного; * умение сконцентрировать силы на решающем направлении; * личная воля, ответственность и требовательность; * владение моделированием и оптимальная мобильность в выборе продуктивного варианта действий; * рациональная технологичность в управлении; * умение выйти за рамки непродуктивных стереотипов-блокираторов и др. Компетентный и опытный руководитель не будет подменять свой персонал, но всегда окажет помощь своему сотруднику в нестандартных ситуациях. Предъявляя высокую требовательность к ним, руководитель оперативно осуществляет функциональный маневр кадрами. Данные и другие аспекты управленческой деятельности руководителя заложены и использованы в содержании текста. Он апробирован, проверен на валидность и пригоден для проведения самооценки руководителями основных управленческих способностей. Для этого необходимо отрицательно или утвердительно («да» или «нет») ответить на следующие вопросы: 1. Охотно ли вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типовых схем решения? 2. Трудно ли вам было отказаться от тех приемов управления, которыми вы пользовались, работая на более низкой должности? 3. Долго ли вы оказывали предпочтение ранее возглавлявшемуся вами подразделению, уйдя на повышение? 4. Стремитесь ли вы к тому, чтобы выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций? 5. Умеете ли вы (в основном безошибочно) дать целостную оценку своим подчиненным (руководителям более низкого ранга), квалифицировав их как сильных или слабых руководителей? 6. Легко ли вам выйти за рамки личных симпатий и антипатий в кадровых назначениях? 7. Считаете ли вы, что универсального стиля управления нет и нужно уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческих ситуаций? 8. Считаете ли вы, что вам легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными? 9. Хочется ли вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в возглавляемом вами подразделении? 10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах человека как руководителя? 11. Часто ли вам приходится объяснять неудачи в управлении объективными неблагоприятными факторами (нехваткой жилья, перебоями в материально-техническом снабжении и др.)? 12. Часто ли вы ощущаете, что для эффективной работы вам не хватает времени? 13. Считаете ли вы, что если бы имели возможность чаще бывать на объектах, то эффективность вашего руководства значительно повысилась бы? 14. Предоставляете ли вы подчиненным вам сильным руководителям значительно больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, чем слабым, хотя и те и другие имеют один и тот же должностной статус? Теперь подсчитаем баллы. Ответы «да» на вопросы 1, 6, 7, 9, 10 оцениваются в один балл, на вопросы 5, 14 — в два балла. Ответы «нет» на вопросы 2, 3, 12 оцениваются в один балл, на вопросы 4, 8, 11, 13 — в два балла. Все остальные ответы оцениваются как ноль баллов. Максимально возможное количество баллов — 20. От 0 до 5. По складу вы больше специалист, чем руководитель, и если представится возможность перейти на такую должность, как, например, главный специалист, главный инженер и др., — не надо колебаться. От 6 до 10. Нельзя сказать, что вы сильный линейный руководитель, но если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать коренных реорганизаций. Не нужно также соглашаться перейти в другой коллектив. Вам следует больше прислушиваться к мнению вышестоящих руководителей и к мнению коллектива, больше внимания уделять кадровым и перспективным вопросам, шире использовать коллективные формы принятия решений, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе. От 11 до 15. Вы относитесь к типу руководителя-организатора, умеете сконцентрировать силы на наиболее важных проблемах. К ним вы причисляете проблему эффективного подбора и расстановки кадров, проблему разработки и согласования оптимального (реально выполняемого) задания, проблему материально-технического снабжения. Ваша сила в том, что вы никогда не идете на поводу у текущих дел, отделяете главное от второстепенного, умеете во что бы то ни стало добиваться решения принципиальных проблем, не останавливаетесь перед взысканиями. Дела в возглавляемом вами подразделении, как правило, идут успешно. Вам можно дать один совет: не запускайте текущие дела. Перепоручая их заместителям и помощникам, время от времени контролируйте исполнение. От 16 до 20. Вы можете вывести из прорыва подразделение, но вам трудно работать в «текучке». Вы ищете острые ситуации, стремитесь к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую карьеру. Обладая необходимыми управленческими способностями, вы не всегда успешно адаптируетесь, так как вам мешает излишняя категоричность в оценках и суждениях, а также, возможно, излишняя резкость в отношениях с вышестоящими руководителями. ЩЕКИН Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. — Киев, 1994. С. 87—89
Тестовая методика 2.4. ОЦЕНКА СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
Предлагается в утвердительной форме объективно ответить на вопросы, касающиеся вашего характера, отношений, привычек, склонностей; обвести кружком номера тех из них, которые соответствуют вашему поведению и отношению к людям. Если вы никогда не сталкивались с некоторыми из этих ситуаций, постарайтесь представить, как бы вы могли повести себя в них. 1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения. 2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним. 3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке. 4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе. 5. Мои родители редко заставляли делать меня то, что я не хотел. 6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы. 7. Я очень напряженно работаю т.к. не могу положиться на своих помощников. 8. Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерений делать что-либо. 9. Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых. 10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать ответственное распоряжение. 11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у людей раздражение. 12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы. 13. Я всегда требую от подчинённых неукоснительного выполнения моих приказаний и распоряжений. 14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить. 15. Многие считают меня чутким и ответственным руководителем. 16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать — ни плохого, ни хорошего. 17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми. 18. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия. 19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок. 20. Мне часто для эффективной работы не хватает времени. 21. На грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта. 22. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения. 23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения. 24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях. 25. Я пытаюсь вырабатывать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций. 26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него. 27. Мне кажется, что подчиненных нужно хвалить за каждое, пусть даже самое незначительное достижение. 28. Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей. 29. Мне приходится чаще просить, чем требовать. 30. Я часто теряю от возбуждения контроль за своими чувствами. 31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди своих подчиненных, то эффективность моего руководства значительно повысилась бы. 32. Я иногда проявляю равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных. 33. Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особо не контролируя их. 34. Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы. 35. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями. 36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно поставить на место. 37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам. 38. Самое трудное для меня — это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий. 39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте. 40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким — подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства. 41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных. 42. Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки. 43. Родители заставляли меня подчинятся даже тогда, когда я считал это неразумным. 44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие. 45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество. 46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных. 47. Главное в руководстве — распределить обязанности. 48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли командира. 49. Подчиненные — безответственные люди, поэтому их нужно постоянно контролировать. 50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективы и ни во что не вмешиваться. 51. Для более качественного руководства нужно поощрять наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых. 52. Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение. 53. Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами. 54. Нарушителя дисциплины я строго наказываю. 55. В критике недостатков подчиненных я беспощаден. 56. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек. 57. Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить. 58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением. 59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным. 60. Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего. Ключ-таблица к тесту СУ
Точно определить стиль управления с помощью данного теста довольно сложно. Здесь требуется не только самооценка, но и анализ практической деятельности руководителя. Тем не менее, подсчитав номера соответствующих утверждений и войдя в ключ-таблицу, можно определить степень выраженности авторитарно-единоличного, пассивно-попустительского или единолично-демократического стиля управления. В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности будет различной: минимальной (0—7), средней (8—13), высокой (14—20). Если оценки минимальны по всем трем показателям, то стиль руководства считается неустойчивым и неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация различных стилей управления. На наш взгляд, более предпочтительным является сочетание авторитарного и демократического стилей, когда руководитель применяет более гибкие методы работы с людьми. Для более полной характеристики индивидуального стиля и последующего совершенствования его можно руководствоваться следующими пояснениями.
Характеристика индивидуального стиля управления Авторитарно-единоличный Минимальная (0—7): проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых командных навыках, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчинённых. Средняя (8—13): отражает хорошие лидерские качества, умение командовать действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей. Высокая (14—20): раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткая требовательность, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерную резкость в критике и предвзятость в оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, игнорирование общественным мнения. Пассивно-попустительский Минимальная (0—7): проявляется в неустойчивом желании работать с людьми, неумении ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенности и нечеткости в распределении обязанностей, импульсивности в критике недостатков подчиненных, слабой требовательности и ответственности. Средняя (8—13): отражает стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, податливость к постороннему влиянию и страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерную мягкость к нарушителям, склонность к уговариванию. Высокая (14—20): показывает полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенную внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заискивание и панибратство. Единолично-демократический Минимальная (0—7): свидетельствует о слабом стремлении быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытке направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторой неуверенности в своих командно-организаторских качествах. Средняя (8—13): раскрывает устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о подчиненных, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, реагировать на критику и опираться на актив, умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и принуждение, использовать просьбы и прислушиваться к предложениям подчинённых, развивать коллективное мнение. Высокая (14—20): отражает умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать высоконравственную атмосферу в коллективе.
ПОДОЛЯК Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М., 1989. С. 23 — 28
Тестовая методика 2.5. БИПОЛЯРНАЯ ОЦЕНКА СПОСОБНОСТЕЙ К ЛИДЕРСТВУ Метод биполярной оценки способностей к лидерству основывается на умении видеть положительные или отрицательные качества у людей, быть категоричным в своем решении и принципиальным в суждении о них. Если испытуемый склонен воспринимать даже плохих людей лучше, чем они есть на самом деле, или проявлять нерешительность в оценке людей, то это может быть одним из признаков отсутствия у них лидерских качеств. Испытуемому предлагается сделать мысленный отбор из числа своих знакомых двух человек: одного — наиболее положительного, подходящего для совместной деятельности, а другого — наименее подходящего для совместной деятельности. Фамилии этих кандидатур нужно вписать в анкету, в которой слева проставить положительные качества, а справа — отрицательные. Последовательно просматривая все десять качеств, испытуемый анализирует их применительно к каждой кандидатуре, выставляя слева оценки более подходящему, а справа — менее подходящему человеку. Причем оценки нужно выставлять по полной шкале: 5 — если качество имеет высокий уровень развития; 4 — если качество хорошо развито; 3 — если качество неопределенно; 2 — если качество развито плохо и проявляется в отрицательном смысле; 1 — если качество постоянно проявляется как отрицательное. После выставления оценок испытуемый подсчитывает сумму баллов более подходящей кандидатуре и отдельно сумму баллов менее подходящей кандидатуре. Затем из первой суммы вычитает вторую сумму и отмечает в анкете показатель лидерства. Впоследствии, просматривая заполненную анкету, необходимо проанализировать оценки и показатель лидерства. Чем выше его значение, тем вероятнее у испытуемого наличие лидерских качеств. Кроме того, выставленные оценки позволяют судить о том, какие качества у испытуемого более развиты. Это объясняется тем, что человек приписывает другим людям те качества, которые свойственны ему самому, и отрицает черты, которых у него нет. Объективность методики биполярной оценки возрастает, если руководитель организует групповое обсуждение кандидатур, которых знают испытуемые. Оценку лидерства можно проводить и при помощи сочинения на заданную тему. Испытуемым даются задания написать кратко на листке бумаги свои ответы на вопросы: «Умеете ли вы руководить людьми?», «Можете ли завоевать в коллективе уважение и авторитет?», «Способны ли вы в трудную минуту быть впереди всех? Если да, то покажите это на примерах из своей жизни». Затем сочинения анализируются и делается вывод о том, что думает о себе испытуемый, считает ли он себя лидером. Анкета биполярной оценки.
Рассмотренные методики психологического эксперимента относительно просты, экономичны и удобны для оценки личностных качеств подчиненного. К сожалению, эти методики не стандартизированы, не имеют достаточно точного количественного выражения и поэтому в значительной мере субъективны. Это требует от руководителя глубокого понимания сути каждой методики и умения творчески ее применять, самостоятельно вырабатывать критерии оценки и анализировать полученные данные. ПОДОЛЯК Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М., 1989. С. 173 — 174
Тестовая методика 2.6. ОЦЕНКА СТИЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
Стиль межличностного общения отражает привычные способы взаимодействия человека с окружающими в служебное и свободное время. Для оценки испытуемому предлагают отметить количество баллов, наиболее точно соответствующее ответу на поставленные вопросы. 1. Активность в общении с коллегами: * я почти не участвую в общении — 1; * я общаюсь по мере необходимости — 2; * я менее активен в общении, чем другие — 3; * я так же активен в общении, как и другие — 4; * я более активен в общении, чем коллеги — 5. 2. Привычный круг общения в коллективе: * ни с кем в коллективе не общаюсь — 1; * общаюсь только с должностными лицами — 2; * общаюсь только с друзьями — 3; * общаюсь с несколькими группами — 4; * активно общаюсь с достаточно большим количеством людей — 5. 3. Потребность в общении: * совершенно не испытываю потребности в общении — 1; * очень редко появляется желание общаться — 2; * хотел бы общаться с некоторыми коллегами — 3 * хотел бы общаться с группой людей — 4; * испытываю большую потребность в общении с коллективом — 5. 5. Характеристика общение в коллективе: * напряжённость, взаимные обвинения и конфликты — 1; * неуважение друг к другу, грубость, оскорбления — 2; * безразличие, равнодушие, редкие оскорбления — 3; * взаимопомощь, доброжелательность, участие — 4; * дружба, коллективизм, согласованность совместных действий, сплоченность — 5. Данные опроса сопоставляются с реальным общением каждого испытуемого. Исследуя характеристики межличностных отношений, исследователь может поставить дополнительный вопрос, отвечая на который испытуемый затронет наиболее типичные отношения, выделенные в пять групп. 1. Очень напряжённая обстановка, которую создают различные микрогруппы. Руководитель бездействует, подчиняется неофициальным лидерам. Часто возникают конфликты. 2. Напряженная нравственная обстановка. Грубость, оскорбления, насмешки, склочность. Руководитель пытается навести порядок недопустимыми приемами. 3. Преобладающими отношениями являются безразличие и равнодушие друг к другу. Иногда допускаются взаимные оскорбления и грубость. Существует подозрительность и взаимная неприязнь. Помощь — редкое явление, сочувствия мало. Руководитель ведет борьбу с негативными отношениями. 4. Преобладает доброжелательность и стремление оказать помощь. Грубость — редкое явление. Руководитель формирует взаимоуважение и доброжелательность допустимыми методами. 5. Здоровый социально-психологический климат. Дружба и сплоченность. Полное взаимопонимание. Высокий авторитет руководителя. ПОДОЛЯК Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М., 1989. С. 241 — 243
Тестовая методика 2.7. РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДЧИНЕННЫХ Успех руководителя во многом зависит от его умения построить правильные отношения с подчиненными. Доверие к руководителю, признание его авторитета, хороший деловой контакт, близость к людям обеспечивают хороший климат и дисциплину в организации. Перед руководителем, особенно только начинающим работать с данной организацией, всегда возникает необходимость объективно оценить отношения, которые складываются или сложились с подчиненными. Для этой цели руководитель может воспользоваться шкалой начальник—подчиненный (НП). Шкала НП предназначена для оперативной оценки характера отношения подчиненных к своему руководителю. Она состоит из 20 вопросов (утверждений), с каждым из которых испытуемый может согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»). С помощью соответствующих вопросов можно оценить три параметра в отношении подчиненных к руководителю и определить степень совместимости: * компетентность руководителя, его профессиональное мастерство (вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19); * эмоциональность руководителя, его умение проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность (вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20); * требовательность и справедливость руководителя, его умение взаимодействовать с подчиненными (вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18). Вопросы можно задавать устно или письменно в следующей последовательности: 1. Руководитель — отличный специалист. 2. У меня хорошие взаимоотношения с руководителем. 3. Руководитель — справедливый человек. 4. Руководитель умело обучает меня моим профессиональным обязанностям. 5. Руководитель — чуткий человек. 6. Слово руководителя для меня — закон. 7. Руководитель умело организует мою деятельность. 8. Я вполне доволен руководителем. 9. Руководитель достаточно требователен ко мне. 10. Руководитель всегда может дать разумный совет. И. Я полностью доверяю руководителю. 12. Оценка руководителя очень важна для меня. 13. Руководитель всегда инициативен и находчив. 14. Работать с руководителем — одно удовольствие. 15. Руководитель уделяет мне много внимания. 16. Руководитель знает мои способности и интересы. 17. Руководитель всегда понимает мое настроение. 18. Руководитель всегда готов выслушать меня и дать совет. 19. Руководитель зря не накажет. 20. Я всегда готов поделиться с руководителем своими мыслями и заботами. Каждый ответ оценивается в один балл. Для руководителя интересен не только суммарный показатель, но и показатели по каждому параметру. Чем выше итоговый показатель по шкале или по любому компоненту, тем выше совместимость испытуемого с руководителем, тем благоприятнее складываются их отношения с точки зрения испытуемого. ПОДОЛЯК Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М., 1989. С. 248 — 249
Тестовая методика 2.8. СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ СТАТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ? Говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Однако прежде чем претендовать на высокие руководящие должности, неплохо было бы проверить, есть ли для этого подходящие предпосылки. Ну а если вы уже являетесь руководителем (пусть даже небольшого коллектива), то все равно проверьте себя: предлагаемый тест — это дополнительная возможность оценить свои возможности и склонности, повод для серьезных размышлений. Прочитав вопрос, на отдельном листе бумаги запишите его номер и рядом буквенное обозначение того варианта ответа, который соответствует вашим привычкам и характеру. Далее, пользуясь таблицей-ключом, подсчитайте сумму баллов, набранную вами в результате самооценки. В зависимости от полученного результата вы можете ответить на вопрос, способны ли вы стать руководителем и на сколько ярко эта способность выражена. 1. Представьте себе, что с завтрашнего дня вам предстоит руководить большой группой сотрудников, которые несколько старше вас по возрасту. В этом случае вы бы опасались: а) что можете оказаться менее осведомленным в сути дела, чем они; б) что вас будут игнорировать и оспаривать принимаемые вами решения; в) что не удастся выполнить работу на том уровне, как вам бы хотелось. 2. Если вас в каком-либо деле постигнет крупная неудача, то вы: а) постараетесь утешиться, пренебрегая ею, считая случившееся несущественным, и направитесь рассеяться, например, на концерт; б) начнете лихорадочно раздумывать, нельзя ли свалить вину на кого-нибудь другого или, в крайнем случае, на объективные обстоятельства; в) проанализируете причины неудачи, оценивая, в чем был ваш собственный промах или как исправить дело; г) испытаете отчаяние, впадете в депрессию, у вас «опустятся руки». 3. Какое из ниже перечисленных качеств или черт наиболее подходит вам: а) скромный, общительный, снисходительный, впечатлительный, добродушный, медлительный, послушный; б) приветливый, настойчивый, энергичный, находчивый, требовательный, решительный; в) работящий, уверенный в себе, сдержанный, старательный, исполнительный, логичный; 4. Считаете ли вы, что большинство людей: а) любят работать хорошо и старательно; б) добросовестно относятся к работе только тогда, когда их труд оплачивается должным образом; в) считают работу необходимостью, не более. 5. Руководитель должен нести ответственность за: а) поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда и с работой не будет хлопот); б) отличное и своевременное выполнение заданий (будут довольны начальники и подчиненные). 6. Представьте себе, что вы являетесь руководителем какого-либо коллектива и должны в течение недели представить вышестоящему начальству план определенных работ. Как вы поступите? а) составите проект плана, доложите о нём начальству и попросите поправить, если что не так; б) выслушаете мнение подчиненных, специалистов, после чего составите план, принимая только те из высказанных предложений, которые согласуются с вашей точкой зрения; в) поручите составить проект плана подчинённым и не станете вносить в него никаких существенных поправок, послав для согласования в вышестоящую инстанцию своего заместителя или другого компетентного работника; г) проект плана разработаете совместно со специалистами, после чего доложите о плане руководству, обосновывая и отстаивая его положения. 7. На ваш взгляд, наилучших результатов достигает тот руководитель, который: а) бдительно следит, чтобы все подчинённые точно выполняли свои функции и задания; б) подключает подчиненных к решению общей задачи, руководствуясь принципом: «Доверяй, но проверяй»; в) заботится о работе, но за суматохой дел не забывает о тех, кто ее выполняет. 8. Работая в каком-либо коллективе, считаете ли вы ответственность за свою собственную работу равнозначной вашей ответственности за итоги работы всего коллектива в целом? а) да; б) нет. 9. Ваше мнение или поступок встречен критически другими. Как вы будете вести себя? а) не поддадитесь мгновенной защитной реакции и не поспешите с возражениями, а сумеете трезво взвесить все «за» и «против»; б) не спасуете, а постараетесь доказать преимущества своего воззрения; в) в силу вспыльчивости характера не сумеете скрыть свою досаду и, возможно, обидитесь и разгневаетесь; г) промолчите, но взгляда своего не измените, поступать будете по-прежнему. 10. Что лучше решает воспитательную задачу и приносит наибольший успех? а) поощрение; б) наказание. 11. Хотели бы вы: а) чтобы другие видели в вас хорошего друга; б) чтобы никто не усомнился в вашей честности и решимости оказать помощь в нужный момент; в) вызвать у окружающих восхищение вашими качествами и достижениями. 12. Любите ли вы принимать самостоятельные решения? а) да; б) нет. 13. Если вы должны принять важное решение tutu дать заключение по тому или иному ответственному вопросу, то: а) стараетесь сделать это безотлагательно и, сделав, не возвращаетесь снова и снова к этому делу; б) делаете это быстро, но потом долго терзаетесь сомнениями: «а не лучше ли было сделать иначе»; в. стараетесь не делать никаких шагов как можно дольше.
Теперь по таблице определите набранное число очков. Объективный результат вы получите лишь в том случае, если на поставленные вопросы отвечали с предельной откровенностью. Интерпретация результатов Если вы набрали больше 40 очков: значит, у вас много задатков стать хорошим руководителем с современным стилем поведения. Вы верите в людей, их знания и добрые качества, требовательны к себе и своим коллегам. Не станете терпеть в своем коллективе лодырей, не будете стараться завоевать дешевый авторитет. Для добросовестных подчиненных будете не только начальником, но и хорошим товарищем, который в трудных ситуациях сделает все возможное для оказания помощи словом и делом. Если вы набрали от 10 до 40 очков, то вы: могли бы руководить определенными объектами и работами, но нередко сталкивались бы с трудностями (и тем чаще, чем меньше очков вы набрали). Старались бы быть для своих подчиненных опекуном, но иногда могли бы выместить на них свое дурное настроение и гнев; оказывали бы им помощь и давали разного рода советы, невзирая на то, есть ли в этом необходимость. Если вы набрали менее 10 очков, то: скажем откровенно, что у вас мало шансов достичь успеха в качестве руководителя. Разве только если у вас хватит силы воли пересмотреть многие взгляды и отказаться от укоренившихся привычек. Прежде всего, нужно обрести веру в людей и самого себя. ЩЕКИН Г.В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию: Научно-практическое пособие. — Киев, 1994. С. 28—31
Тестовая методика 2.9. КАКОВ УРОВЕНЬ ВАШИХ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ? Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских способностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.). Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен ответить «да» или «нет». Время выполнения методики 10—15 минут. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских способностей. 1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с разными людьми? 2. Нравится ли вам заниматься общественной работой? 3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причинённой кем-либо из товарищей? 4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 6. Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию именно вашего решения? 7. Верно ли что вам приятнее проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми? 8. Если возникают некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений? 9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту? 10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)? 12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно бы выполнить сегодня? 13. Легко ли вам устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми? 14. Стремитесь ли вы общаться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? 15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться или побеседовать с новым человеком? 18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя? 19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? 20. Правда ли, что вы обычно ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке? 21. Нравиться ли вам постоянно находиться среди людей? 22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удаётся закончить начатое дело? 23. Испытываете ли вы затруднение, если приходиться проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 26. Часто ли вы проявляете инициативу в решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей? 27. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 29. Предполагаете ли, что вам не составит особого труда внести оживление в незнакомую группу? 30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)? 31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых? 32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами? 33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив? 34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35. Правильно ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенными и спокойными, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? 36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 37. Верно ли, что у вас много друзей? 38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? 39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость в общении с незнакомыми людьми? 40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? Ключ для обработки данных по методике «КОС-2» Коммуникативные {+) Да - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; склонности (-) Нет — 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Организаторские (+) Да— 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; склонности (-) Нет - 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Тестовая методика 2.10. КАК ВЫ СПРАВЛЯЕТЕСЬ С ДЕЛЕГИРОВАНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ?
Данная методика предназначена для диагностирования умений делегировать полномочия. Методика содержит 16 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен ответить «да» или «нет». 1. Продолжаете ли вы работать после окончания рабочего дня? Берете ли работу на дом? 2. Трудитесь ли вы дольше чем ваши сотрудники? 3. Часто ли вы выполняете за других работу, с которой те вполне могли бы справиться сами? 4. Удается ли вам найти в случае нужды подчиненного или коллегу, который помог бы вам? 5. Знает ли ваш коллега, подчинённый (или ваш шеф) ваши задачи и сферу деятельности достаточно хорошо, чтобы заменить вас, если вы оставите свою работу? 6. Хватает ли вам времени на планирование ваших задач и деятельности? 7. Бывает ли «завален» ваш письменный стол когда вы возвращаетесь из командировки? 8. Занимаетесь ли вы делами и проблемами из той сферы деятельности, которая была закреплена за вами до последнего повышения по службе? 9. Часто ли вы бываете вынуждены откладывать важные задачи, чтобы выполнять другие? 10. Часто ли вам приходится «поспешать», чтобы соблюсти важные сроки? 11. Расходуете ли вы время на рутинную работу, которую могли бы сделать другие? 12. Сами ли вы диктуете большую часть своих памятных записок, корреспонденции и отчетов? 13. Часто ли к вам обращаются по поводу задач, не выполненных вашими подчиненными? 14. Хватает ли вам времени на общественную и представительскую деятельность? 15. Стремитесь ли вы к тому, чтобы всюду быть в курсе дел и иметь информацию обо всем? 16. Стоит ли вам больших усилий придерживаться списка приоритетных дел? Подсчитайте теперь, сколько раз вы ответили утвердительно: 0—3 ответа «да»: вы делегируете полномочия отлично; 4—7 ответов «да»: у вас ещё есть резервы для улучшения делегирования; 8 и более ответов «да»: похоже, что делегирование представляет для вас серьёзную проблему. Решению этой проблемы вы должны уделить первостепенное внимание.
Тестовая методика 2.11. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Вам предлагается набор из 40 профессионально-деловых и личностных качеств. Из этого набора выберите качества, присущие вам (то есть достаточно устойчиво проявляющиеся в особенностях вашего поведения и деятельности), затем подчеркните их. При выборе качеств постарайтесь быть максимально честными. Адаптивность Активность Гибкость мышления и деятельности Готовность к разумному риску Дисциплинированность Инициативность Коллективизм Коммуникабельность Надежность Настойчивость Объективность Обязательность Организованность Ответственность Открытость Прагматичность Принципиальность Решительность Самокритичность Самолюбие Самообладание Самостоятельность Системность в работе Смелость Справедливость Стремление к самосовершенствованию Стремление к успеху Стрессоустойчивость Тактичность Твердость Творчество Требовательность Уверенность в себе Управленческая компетентность Умение делегировать свои полномочия Умение организовать деятельность Умение увидеть главное Целеустремленность Честность Эрудированность Обработка результатов: подсчитайте количество выделенных вами качеств и разделите это число на число качеств в предлагаемом списке, то есть на 40. Полученный результат теоретически может находиться в пределах от 0 до 1. Оцените уровень своей самооценки в соответствии с предлагаемым ключом: Если число находится в пределах от 0, 35 до 0, 65, то это свидетельствует о наличии оптимальной самооценки. Если число находится в пределах от 0, 20 до 0, 34, то это свидетельствует об умеренно заниженной самооценке. Если число находится в пределах от 0, 66 до 0, 80, то это свидетельствует об умеренно завышенной самооценке. Если полученное число меньше 0, 20 или больше 0, 80, то это свидетельствует о наличии соответственно неадекватно заниженной или неадекватно завышенной самооценки.
Тестовая методика 2.12. ОЦЕНКА ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ Эта тестовая методика позволяет дать аналитическую оценку уровню некоторых личных качеств, необходимых руководителю. Тест включает 40 утверждений различной направленности, свое отношение к которым следует выразить, используя следующие варианты ответов: * полностью согласен — 2 балла; * частично согласен — 1 балл; * не согласен — 0 баллов. Каждый из вариантов ответов, таким образом, оценивается в баллах по трехбалльной шкале. С помощью теста определяются: * уровень социальной нравственности; * уровень духовной зрелости; * уровень эмоциональной зрелости; * уровень социального интеллекта; * уровень группового лидерства. Определите свое отношение к следующим утверждениям: 1. Законы следует безоговорочно соблюдать. 2. Интересы коллектива выше личных. 3. Трудовые коллективы сейчас не обладают правом решать, что для них приемлемо и важно. 4. Выборы руководителей лишены смысла, поскольку, в основном, выбирают не тех, кого следует. 5. Следует препятствовать развитию неформальных движений в молодежной среде. 6. Государству необходим строжайший режим экономии во всех сферах, в том числе и в сфере образования. 7. Работа частных предпринимателей — дело нечистое, неприемлемое для порядочных людей. 8. В политике очень трудно составить собственное мнение. 9. Лучше стараться все делать самому. 10. Не люблю, чтобы мне приказывали. 11. Критиковать можно в том случае, если можешь предложить лучший вариант. 12. Не следует чувствовать личной ответственности за решения своего руководства. 13. Я не могу делать того, что противоречит моим принципам. 14. Не следует выплачивать пособия по безработице, так как они не побуждают к труду. 15. Каждый должен идти своим путем и в ответственные моменты полагаться лишь на самого себя. 16. Следует всегда поддерживать и выполнять решения своего руководителя. 17. Современная политика — дело столь сложное и многогранное, что заниматься ею должны исключительно профессионалы. 18. Людям нужно кому-то подчиняться. 19. Я сторонник жесткого руководства, поскольку так легче воплощать в жизнь свои идеи. 20. Очевидные сомнения руководителя ослабляют коллектив. 21. Я всегда принимаю правильные решения. 22. Дети прежде всего должны уметь приспосабливаться. 23. Во имя интересов коллектива можно иногда пренебречь благополучием отдельных людей. 24. Предпочитаю, чтобы мне всегда и во всем указывали, что я должен делать. 25. Дети не должны критиковать поступки педагогов. 26. Мне не нравится вседозволенность в чем бы то ни было. 27. В некоторых людях я сразу усматриваю лицемерие и коварство. 28. Возражать кому-либо — значит создавать себе дополнительные трудности. 29. Никогда не нужно говорить о том, о чем не имеешь понятия. 30. Меня раздражает глупость других. 31. Я не люблю нести ответственность за кого-либо. 32. Я всегда приспосабливаюсь к окружающим. 33. С людьми, к которым не испытываешь симпатии, не обязательно вести себя вежливо. 34. Тунеядцев лучше всего изолировать от общества. 35. Учебное заведение должно прививать учащимся послушание. 36. Мне порой доставляет удовольствие сделать кому-нибудь неприятность. 37. Из принципа никому не даю в долг. 38. Мне порой трудно выразить свое мнение или мысль. 39. Мнение начальника всегда более весомо, чем мнение подчиненного. 40. Приятельские отношения между руководителем и подчиненными наносят вред воспитанию. Обработка результатов. Результат теста определяется следующим образом. Подсчитайте сумму баллов по пунктам 1 — 20. Это уровень вашей социальной нравственности. Подсчитайте сумму баллов по пунктам 21 — 30. Это уровень вашей духовной зрелости. Подсчитайте сумму баллов по пунктам 31 — 40. Это уровень вашей эмоциональной зрелости. Сложите две последние величины (это будет сумма баллов по пунктам 21 — 40). Это уровень вашего социального интеллекта. Подсчитайте общую сумму баллов по пунктам 1 — 40. Она представляет собой интегральную оценку, отражающую ваш потенциал как лидера в больших коллективах и группах людей. Таким образом, у вас получилось пять величин, отражающих: * уровень социальной нравственности;. * уровень духовной зрелости; * уровень эмоциональной зрелости; * уровень социального интеллекта; * уровень группового лидерства. Дифференцированная оценка теста производится по следующей схеме. 1. Уровень социальной нравственности (сумма баллов по пунктам 1 — 20): 0 — 6 — низкий; 7 — 10 — средний; 11 — 15 — самый высокий; 16 — 21 — очень высокий; 22 — 26 — высокий; 27 — 30 — средний; 31 — 34 — ниже среднего; 35 — 40 — низкий. 2. Уровень духовной зрелости (сумма баллов по пунктам 21 - 30): 0 — 2 — низкий; 3 — 4 — средний; 5 — 7 — самый высокий; 8 — 10 — очень высокий; 11 — 13 — высокий; 14 — 15 — средний; 16 — 17 — ниже среднего;
|