Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Абсолютные статистические показатели
Абсолютные показатели отражают физические размеры изучаемых статистикой процессов и явлений, а именно их массу, площадь, объем, протяженность, временные характеристики, а также могут представлять объем совокупности, т.е. число составляющих ее единиц. Абсолютные величины — это именованные числа, т.е. имеющие какую-либо единицу измерения. Они могут выражаться: • в натуральных единицах измерения (тонны, штуки, часы и т. д.); • в стоимостных единицах измерения (рубли, доллары, евро и т. д.); • в трудовых единицах измерения (чел.-час, чел.-день, чел.-месяц, чел.); • в условных единицах измерения — для соизмерения разнородных, но взаимозаменяемых по какому-либо свойству объектов, причем мера этого свойства и становится средством соизмерения. Например, разные виды топлива соизмеряются по условному топливу с установленной теплотворной способностью единицы веса 7000 ккал/кг, мыло разных сортов соизмеряется по условному мылу с 40-процентным содержанием жирных кислот; консервы — по условным консервным банкам объемом 353, 4 куб.см и т.д. Перевод в условные единицы осуществляется на основе специальных коэффициентов: • в отдельных случаях используется произведение двух единиц: такие показатели, как грузооборот, пассажирооборот, оцениваются в тоннокм, пассажирокм и т. д. Для измерения абсолютных величин применяют прямой и косвенный методы измерений. При прямом методе измерения искомая величина находится: • непосредственным наблюдением (например, счет продукции в штуках, табельный учет численности работающих, хронометраж времени обработки, снятие показателей измерительных приборов); • опросом лиц, экспертов (например, перепись, оценка спроса на товары, социологическое изучение мотивов поведения, склонностей). При косвенном методе величина рассчитывается опосредованно, через другие величины, связанные с искомой определенной зависимостью. Относительные величины измеряются только косвенным методом.
|