Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Античная философия
| «В одну и ту же реку ты не вступишь дважды». (Гераклит)
| | «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует». (Парменид)
| | «Мера всех вещей – человек». (Протагор)
| | «Различаются: с одной стороны то, что всегда есть, но никогда не возникает, с другой – то, что всегда возникает, но никогда не существует». (Платон)
| | «Познай самого себя». (Сократ)
| | «Человек от природы есть политическое животное». (Аристотель)
| | «Смерть не имеет к нам никакого отношения». (Эпикур)
|
| Основные понятия античной философии
| | Космос
| упорядоченное целое
| | Логос
| разумная необходимость
| | Архе
| первоначало
| | Телос
| предназначение сущего
|
| Античные школы
| | Школа
| Представитель
| Учение
| | милетская
| Фалес, Анаксемен
| сводили бытие к единой материальной первооснове (субстанции) — воде, воздуху, апейрону
| | пифагорейцы
| Пифагор
| рассматривали числовые отношения как первооснову (субстанцию) мира
| | диалектика Гераклита
| Гераклит
| учение о единстве противоположностей (диалектика)
| | атомисты
| Демокрит, Эпикур
| учили, что мир состоит из атомов и пустоты
| | элеаты
| Парменид, Зенон
| ввели понятие «бытие» и считали, что небытия (пустоты) нет, поэтому никакое движение невозможно
| | софисты и Сократ
| Протагор, Горгий
| впервые обратились к философскому осмыслению бытия человека
| | платоники
| Платон, Плотин
| рассматривали вещи как воплощение идей
| | перипатетики
| Аристотель
| утверждали, что никакое самодвижение невозможно, поэтому источник движения мира должен находится за его пределами (метафизика).
| | кинизм
| Диоген Синопский
| проповедовали крайний аскетизм
| | стоицизм
| Марк Аврелий, Сенека
| учили принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям
| | скептицизм
| Пиррон
| Воздерживаться от суждений
|
Онтология
| Первоначало всего существующего
| | Фалес
| вода
| | Анаксимен
| воздух
| | Гераклит
| огонь
| | Эмпедокл
| огонь, воздух, вода, земля
| | Анаксимандр
| апейрон
| | Пифагор
| числа и их соотношения
| | Демокрит
| атомы, движущиеся в пустоте
| | Платон
| умопостигаемые идеи
|
Гносеология
| Познание:
| | Демокрит
| Сократ
| Платон
| Плотин
| | истечение копий с поверхности вещей
| нравственное совершенствование
| припоминание душой идей
| слияние души с Единым
|
Этика
| Понятие блага в античной этике
| | Аристотель
| Эпикур
| Сенека
| | господство разумной природы над чувственной
| духовное наслаждение
| подавление аффектов
|
Философия Платона (объективный идеализм)
| Онтологические идеи Платона
| | небытие
| эйдос
| вещь
| | первоматерия
| истинное бытие
| бытие-становление
|
| Формы государства по Платону: от наилучших к наихудшим
| | идеальное государство (аристократия)
| Только такое государство справедливо, поскольку в нем все подчинено единой цели.
| | тимократия
| власть нескольких человек, основанная на военной силе, т.е. на добродетелях средней части души
| | олигархия
| власть немногих, власть, опирающуюся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души
| | демократия
| власть толпы, вырождающаяся в тиранию
|
|