![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий. Цель глоссария – раскрыть содержание основных категорий педагогики и психологии, помочь cориентироваться в необычном богатстве и многообразии общественной⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Цель глоссария – раскрыть содержание основных категорий педагогики и психологии, помочь cориентироваться в необычном богатстве и многообразии общественной жизни. В первую очередь, авторы-составители стремились раскрыть их сущность и дать научно обоснованные определения. В словаре представлены все основные термины и категории, используемые в современной педагогической науке. Весь материал в глоссарии расположен в алфавитном порядке. В понятиях и категориях, состоящих из двух и более слов, на первое место поставлено слово, имеющее главный смысл (напр., «власть политическая», «выборы политические», «безопасность национальная»).
А АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА — стиль руководства, предполагающий безоговорочное подчинение руководимых людей, подавление инициативы, отсутствие демократии. АДАПТАЦИЯ — приспособление организма к имеющимся условиям существования, к окружающей среде. Различают физиологическую, психическую, сенсорную, социальную адаптацию. АДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ — психический процесс, заключающийся в изменении характеристик психического отражения в соответствии с новыми требованиями среды. АКМЕОЛОГИЯ — комплексная наука, синтезирующая данные естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающая факты, закономерности и механизмы развития человека в период зрелости, достижения им вершин творческого самовыражения, самореализации. АНАЛИЗ — операция мышления, заключающаяся в мысленном (и частично реальном) разделении, разложении объекта мышления на составные элементы, изучение их свойств. Обратной анализу процедурой является синтез. АССОЦИАЦИЯ — связь между несколькими психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, идеями и т.д.), актуализация одного члена ассоциации рефлекторно, бессознательно влечет за собой актуализацию, появление других. Психофизиологической основой ассоциации является условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей развития памяти. АФФЕКТ — сильное кратковременное эмоциональное переживание, развивается при неспособности субъекта найти выход из угрожающей ситуации, возникающей в связи с резким критическим изменением жизненно важных для человекаобстоятельств. Формами проявления могут быть гнев, ярость, ужас ит.п. Б БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, т.е.в наличии и функционировании которых человек не отдает себе отчет. БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС — врожденный, генетически закрепленный способ реагирования на определенный раздражитель, не изменяющийся с течением времени (например, сужение зрачков под действием света). В ВНИАНИЕ — способность к сосредоточению на ограниченномкруге объектов, процесс и состояние настройки на восприятие определенной информации и выполнение приоритетных задач, что повышает эффективность деятельности. ВОЛЯ — способность человека к сознательной регуляции поведения и деятельности, достижению поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия (мешающие достижению цели желания, побуждения, состояния и т.п.). ВООБРАЖЕНИЕ — одна психический процесс, заключающийся в отражении несуществующих объектов, создание новых целостных образов путем переработки их содержания наличного чувственного, эмоционального, интеллектуального опыта. Сопровождается осознанием нереальности созданных образов (в отличие от галлюцинаций). ВОСПРИЯТИЕ — психический процесс, заключающийся в построении целостных образов предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Г ГЕН — отрезок молекулы ДНК, материальный носитель наследственной информации растений, животных и человека. ГЕНЕЗИС — возникновение и развитие какого-либо явления. Д ДЕЙСТВИЕ — элемент структуры деятельности, направленный на достижение промежуточной цели, подчиненный общему мотиву и замыслу. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — активное взаимодействие человека с окружающей средой, в процессе которого он достигает сознательно поставленной цели, формируемой на основе появления у него определенных потребностей и мотивов. Е ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — один из основных методологических принципов психологии, Сущность этого принципа в том, что деятельность является важнейшим условием возникновения и значимым фактором развития сознания, сознание проявляется в деятельности, деятельность невозможна без сознательного регулирования действий человека. Ж ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — существующие в рамках любой культуры представления о формировании и закономерностях развития психических явлений и психики в целом (характера, способностей, межличностных отношений и т.п.0, не имеющие научного обоснования и зачастую ошибочные. З ЗАБЫВАНИЕ — процесс памяти, заключающийся в ослаблении нервных связей, обеспечивающих хранение информации. Забывание приводит к уменьшению количества и четкости хранящийся в памяти материала. ЗАПОМИНАНИЕ — процесс памяти, с помощью которого осуществляется «ввод» информации в память, процесс образования соответствующих нервных связей. ЗНАНИЕ — преимущественно логическая информация о внешней среде и внутреннем мире человека, выраженная в знаковой форме. И ИЛЛЮЗИЯ ВОПРИЯТИЯ — нарушения восприятия, заключающиеся в неверном восприятии реально существующих, воздействующих на органы чувств объектов. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — склонность действовать в соответствии с первым побуждением без предварительного обдумывания результатов своих действий. ИНСТИНКТ — врожденная, генетически закрепленная форма реагирования на определенные условия среды, обеспечивающая выполнение наиболее важных для существования и выживания функций: питание, защита, воспроизводство и т.п. ИНТЕЛЛЕКТ — способность решать практические и теоретические задачи, система всех познавательных процессов индивида, обеспечивающих переработку и оценку разнокачественной информации. ИНТЕРЕС — проявление познавательных потребностей, сопровождающееся положительными эмоциями; мотив познавательной деятельности. К КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, включающие психические процессы, свойства, состояния и определяющие специфику объяснения происходящих с человеком событий, познания эмоционального реагирования и поведения. КОЛЛЕКТИВ — группа людей, оказывающих взаимное влияние друг на друга, связанных общей социально обусловленной общественно-полезной целью, совместно выполняемой деятельностью, наличием органов самоуправления. КОНФЛИКТ — психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных взглядов, мнений, убеждений, намерений одного человека (внутриличностный конфликт), двух и более людей (межличностный конфликт) или групп (межгрупповой конфликт). КОНФОРМИЗМ — социально-политическое и психологическое понятие, отражающее некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания. КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — вид отношений, где политические интересы и их носители противодействуют. Различают следующие типы конфликтов: межличностные, межнациональные, межпартийные, межблоковые, межклассовые, межгрупповые, межгосударственные. Л ЛИЧНОСТЬ — человек, взятый в системе его социальных качеств, включенный в систему общественных отношений и являющийся субъектом познания и активного преобразования действительности. Личность- продукт общественно – исторических условий и социальной среды, в которых происходит развитие индивида. Личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, деятельности, в результате усвоения общественных форм сознания и поведения (норм морали, религии, права и т.п.), общественно-исторического опыта человечества. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД — один из методологических принципов психологии, заключающийся в том, что человека необходимо рассматривать не только как биологическое существо, но и как индивидуальность и личность, представителя общества, социальной группы, с характерными для него чувствами, волей мыслями.
М МЕЛАНХОЛИК — тип темперамента, характеризующийся высокой впечатлительностью, низкой импульсивностью, интроверсией. В его основе – слабая малоподвижная неуравновешенная нервная система с преобладанием торможения. МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — способ взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемого, направленный на обучение комплекса задач учебного процесса; совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности человека, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся с природой и обществом. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение, выработка убеждений и навыков поведения. Выделяют методы формирования сознания, методы организации деятельности и методы стимулирования. МОТИВ — неудовлетворенная потребность, осознаваемое или неосознаваемое побуждение к деятельности; то, ради чего осуществляется деятельность.
Н НАВЫК– автоматизированное действие, сформированное путем повторения, выполнение которого не требует сознательного контроля. НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — психические процессы, осуществляемые без сознательного волевого контроля. О ОБРАЗОВАНИЕ — процесс и результат воспитания, обучения и сомообразования; объем систематизированных научных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. ОБУЧЕНИЕ — целенаправленный организованный двусторонний процесс, связанный с приобретением знаний, форомированием умений и навыков; планомерный, организованныйи целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений и навыков, руководство его познавательной деятельностью и выработка у него мировоззрения; средство получения образования. ОПЫТ — результат чувственного, эмпирического отражения в психике человека объективной действительности, выражающийся в комплексе знаний, умений и навыков.
П ПАМЯТЬ— психический, познавательный процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации (образов, действий, переживаний). ПЕДАГОГИКА – наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения и взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ — (теория и практика воспитания и обучения, факты, закономерности и механизмы обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ — поведение человека и его психические субъективные (душевные) осознаваемые и неосознаваемые состояния, процессы, свойства, закономерности и механизмы функционирования и развития психики. ПСИХОЛОГИЯ — наука о фактах, закономерностях и механизмах развития и функционирования психики. Р РАЗВИТИЕ— процесс и результат количественных и качественных изменений. РЕФЛЕКС — опосредованная центральной нервной системой реакция организма на раздражение рецепторов стимулами внешней и внутренней среды. РЕЦЕПТОРЫ — чувствительные нервные образования, которые воспринимают раздражители из внешней и внутренней среды и переводят физическую энергию раздражителей в физиологический импульс возбуждения нервных клеток, передавая информацию о раздражителе в нервную систему. С САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — реализация своих способностей, наиболее полное выявление и развитие личностных возможностей. САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся высокой импульсивностью и низкой впечатлительностью. В основе – сильная, уравновешенная подвижная нервная система. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ— специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Т ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей, который проявляется в определенных творческих достижениях. ТЕМПЕРАМЕНТ — система устойчивых, не изменяющихся в течение жизни индивидуальных психологических особенностей, проявляющихся в динамических характеристиках психической активности и поведения человека.Основой развития темпераментов является тип нервной системы. ТОЛЕРАНТНОСТЬ — (от лат. tolerantia - терпение) терпимость к " чужому" образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям, верованиям и идеалом, политическим вкусам и позициям. У УМЕНИЕ— готовность к выполенению деятельности, мастерство в данном виде деятельности, владение способами осуществления практической деятельности, применения знаний. УЧЕНИЕ — деятельность обучаемого по овладению системой знаний, умений и навыков. Ф ФЛЕГМАТИК — тип темперамента, характеризующийся низким уровнем впечатлительности, эмоциональности и импульсивности. В его основе – сильная, уравновешенная инертная нервная система. ФОРМИРОВАНИЕ — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – физических, социальных, политических, экономических, экологических и т.п. Х ХАРАКТЕР— психологическое формирование, определяющее своеобразие когнитивных оценок, эмоциональных и поведенческих реакций человека. ХОЛЕРИК — тип темперамента, характеризующийся высоким уровнем импульсивности, эмоциональности и впечатлительности.В основе – сильная, подвижная, неуравновешенная с преобладанием возбуждения нервная система.
Ц ЦЕЛЬ— образ желаемого будущего, предвосхищаемый результат деятельности. Ч ЧУВСТВО — устойчивое эмоциональное отношение человека к различным объектам действительности. Э ЭМОЦИИ — психические процессы, отражающие в форме переживания субъективную значимость для осуществления жизнедеятельности индивида действующих на него в данный момент раздражителей.
Я ЯЗЫК — возникшая в человеческом обществе знаковая система, являющаяся средством общения и мышления, хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.
[1] Хайдеггер М. Философия образования XXI века. М.: " Высшая школа" 1992. С. 117-130. [2] Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико- ориентрированных образовательных концепций). М.: " Совершенство". 1998. С. 34. [3] Бабосов Е.М. Прикладная социология. Специальные социологические теории, методы эмпирического исследования, социальные технологии: Учебное. пособие для высших учебных заведений. Мн.: ДизайнПРО. 1999 - С. 130.
[4] Бабосов Е.М. Прикладная социология. Специальные социологические теории, методы эмпирического исследования, социальные технологии: Учебное. пособие для высших учебных заведений. Мн.: ДизайнПРО, 1999.- С. 136 [5] Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие. // Американская социологическая мысль. Тексты. - М.: Междунар. ун-т Бизнеса и управления. 1996. - С. 495-496. [6] Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: " Феникс", 2001. - С. 470-472
|