Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первобытнообщинный строй на территории Македонии 4 страница






Каллерис в своей работе анализирует отдельные глоссы, останавливается на отдельных македонских словах. Из 140 исследованных им слов и выражений он нашёл только несколько слов, корни которых можно с некоторой вероятностью считать негреческими.

94) См. статью Гейера «Macedonia», р. 682, Paulus, Real-Eucyclopä die der Classischen altertumswiss, ed. 1928, а также: Hirt'а, Beitr. Z. Geschichte d. deutsch, spr. u lit. XXI, 125 сл.

95) О. Hoffman, Die Makedonien, 1906, стр. 123 сл.

96) К. Фасмер, К вопросу о языке древних македонян, ЖМНП, 1–2, январь 1908, стр. 32.

97) W. Baege, De Macedonum sacris (Dissert. Phil. Halens, XXII, I).

98) Г. Кацаров, Пеония, 8, 35.

99) Г. Кацаров, Царь Филипъ II Македонски, стр. 101.

100) Theop., frgm., 45.

101) Oberhummer. Pauly-Wissova, IV.2218.

102) См. W. Ваеge, De Macedonum sacris; 1913, р. 77, etc. Это особенно видно из трагедии Еврипида «Вакханки», автор которой имел возможность видеть и близко наблюдать македонский культ Диониса.

103) Clem. Alex., Strom, V.8.46.

104) По техническим причинам греческий текст даётся в русской транскрипции или опускается вовсе с ссылкой на использованный источник.

105) Так, например, «агема» – значит военный отряд, «акрюной» – самый крайний, верхний (в смысле военного построения), «аортэ» – пояс военный, портупея, «аргиппус» – быстроногий, «гюалас» – передняя или задняя половина панциря, «бимахэс» – сведущий в кавалерии и пехотной битве, «этайрой» – телохранители и др.

106) К. Фасмер, указ. соч., стр. 35.

107) ЖМНП, 1908, ч. XIII, стр. 24.

108) Geyer, указ. соч., стр. 695; Каллерис не признаёт в этих словах никаких групп, так как уверен, что почти все слова Гезихия не македонские.

109) Tomaschek, Die alten Thraker, I, Wien, 1899, р. 13, сл.; Kretschmer Einlei ung {sic – HF}, 246.

110) Ср. Hdt., VII.127.

111) По утверждению Кацарова, греческие колонисты, поселившиеся на македоно-фракийском берегу, назвали прибрежные области по имени фракийских племён (Пиерия, Бисалтия, Мигдония с её областями: Антемунт, Крестония и др.). См. Г. Кацаров. Царь Филипъ II Македонски, стр. 2.

112) Tomaschek, указ. соч., стр. 33 сл.

113) Thuc., IV.109.

114) Там же, 107.

115) Неаd, Historia Numorum, стр. 201.

116) Hdt., VIII.116.

117) До греко-персидских войн бисалты и крестоны были под единой властью и имели одного царя. Это подтверждается монетами. См. Неаd, указ. соч., стр. 200.

118) Strab., VII, frgm., 38, 41; Кацаров, указ. соч., стр. 8.

119) Hdt., VIII.123; Thuc., II.99, 100.

120) Hom., Il., II.21, 154.

121) Thuc., II.99.

122) Hdt., VII.185; Thuc, II.99.

123) Thuc., II.29.

124) FHG, frgm., 77.

125) Thuc., II.80.6.

126) Г. Кацаров, указ. соч., стр. 24. Эту мысль разделяют и югославские учёные. См. Историjа народа Jугославиjе, стр. 23.

Небезынтересно отметить, что Н. Г. Чернышевский, подчеркивая негреческое происхождение македонян, считал их родственными с иллирийцами. По его мнению, греческая цивилизация захватила прежде всего высшие классы македонского населения, народ же оставался очень долгое время в своей самобытной культуре (Н. Г. Чернышевский, собр. соч., т. XVI, стр. 133).

127) Strab., VII.7.

128) Thuc., II.99.

129) Hdt., VII.127; ср. Мü ller, Wonsitzedesmaked. Volkes, 29; Abel, указ. соч., стр. 140.

130) См. Г. Шкорпил, Доисторические памятники Болгарии, стр. 74; Записки Императорского одесского общества истории и древностей, т. XIX, Одесса, 1896.

131) Hdt., V.16–17. См. Г. Шкорпил, указ. соч., стр. 6; Димче Коцо, Наколните жилишта во охридското езерокроj струга и средневековните споменици во Струга и Струшко. «Годшиен Зоорник», кн. 4, Скопjе, 1951, стр. 3–26.

132) А. П. Манцевич, Гребень и фиала из кургана Солоха, «Советская археология», XIII, М.-Л., 1950, стр. 236.

133) О наличии родовой организации у македонян свидетельствуют раскопки в Пателе так называемой гальштадтской культуры (примерно 1000–500 гг. до н. э.). Могильник в Пателе интересен тем, что он отчётливо сохранил родовой принцип захоронения. Трупы клались в четырёхугольные ящики из каменных плит. В самих ящиках весьма часто находились черепа и человеческие кости, сложенные в кучи кругом них. Около одной могилы найдено 14 сложенных в кучу черепов (См. «Известия русского археологического института в Константинополе», т. IV, вып. 3, София, 1899, стр. 151). Во многих могилах найдено большое накопление костей и черепов, собранных в особом ящике или в особом сосуде (См. «Известия русского археологического института в Константинополе», VI, вып. 1, София, 1900, стр. 475–476; Археологические известия и заметки, издаваемые императорским Московским археологическим обществом, т. VII, М., 1899, № 8–10, стр. 275).

134) Л. Морган, Древнее общество, Л., 1935, стр. 140.

135) Там же, стр. 143.

136) Кацаров, указ. соч., стр. 89.

137) Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1952, стр. 109.

138) Hdt., IX.44; Arr., III.16.9; Plut., Dem., 42.

139) Arr., III.26.4, IV.14.5; Curt., VI.II.38.

140) Он писал: «De capitalibusrebus, vetusto Macedonummrdo inquirebati exercitus, in расе erat vulgi. Nihilpotestas regum volebat, nisi prius voluisset auctoritas» (Curt., VI.8.25).

Правда, здесь следует иметь в виду, что автор относил эти слова к определённому событию, связанному с заговором Филоты и заговором «пажей». Однако указание Курция не оставляет сомнения в том, что ещё во времена Александра, при раскрытии заговора на его жизнь, вдохновитель этого заговора Филота был судим по старым обычаям, т. е. всем войском, причём сам Александр выступал в качестве обвинителя.

141) Arr., IV.11. К словам Арриана также нужно относиться с такой же осторожностью, как и к словам Курция. Эти слова приведены из беседы Каллисфена с Аристархом (Анаксархом. Обсуждается предложение Анаксарха воздавать Александру божественные почести – HF), в которой Каллисфен, противопоставляя общество и советников Камбиза и Ксеркса представителям из рода Геркулеса и Эака, указывает, что предки последнего (Александра – HF) пришли в Македонию и царствовали до сих пор не насильственно, а согласно македонским законам.

142) FHG, v. р. 320–321, frgm. 249.

143) Белох. История Греции, I, II, стр. 382, прим. 3.

144) См. Rostowzew. Studien zurgeschichte des rö m. Kolonats, 251, сл. Kaerst, I, 182, Дройзен, I, стр. 47, прим. 22. Однако эту надпись, чрезвычайно интересную и важную, следует использовать с большой осторожностью, т. к. у нас нет полной уверенности в том, что она не переносит более поздних отношений на ранние. См. С. И. Ковалёв, Македонская оппозиция в армии Александра, «Известия ЛГУ», 1930, стр. 162, прим. 81.

145) Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, М., 1957, стр. 165.

146) Arr., III.16; Curt., V.2.6; Diod., XVII.57.2.

147) FHG. v. I, р. 283; Theop., frgm. 30; ср. Synkell, р. 262; FHG. v. Ш, р. 689–690, Porphyrii Tyrii fragmenta, 1; Just. VH, I.

148) Согласно легенде, Каран, потомок Теменеса, брат могущественного царя Фейдона из Аргоса, желая приобрести себе царство, собрал в землях своего брата и остальной части Пелопоннеса греческое войско и направился, по предсказанию дельфийского оракула, на север. Здесь он поддержал находящегося в войне с эордами царя орестов с условием получить половину страны и основал город и царство Македонское (См. Diod., frgm. LVII, VII.15). Несколько иначе об этом рассказывает Юстин (Just., VII.1.7; Solin, 15). По его словам, Карану во время его завоевательного похода оракул приказал следовать за стадом коз. В Эматии стадо, ища убежище от дождя, забежало в город Эдессу. Войско, не замеченное жителями благодаря дождю и сильным туманам, последовало за ним и заняло этот город. С этих пор город был переименован в Эги (от слова «коза») и стал столицей царства. С того времени при походах войско сопровождали козы (Just., VII.1.9–10). Другие цари объединили разные племена и основали Македонское царство. Иное сказание о Каране мы встречаем у Феопомпа и Диодора. Они указывают, что Каран был братом аргийского царя Фейдона, который воевал с Кисеем, царём эордеев. Он успел разбить эордеев, получить половину завоёванной им области, обещанную царём орестов за помощь. Там он основал город, завоевал Македонию и установил свою власть, которая впоследствии перешла к его наследнику Кену. Павзаний подтверждает мысль о том, что Каран боролся с Кисеем и победил его (Paus., IX.40.8).

С мифом о Каране ассоциируется миф об Архелае, свободно переработанный Еврипидом для его драмы «Архелай». Если мы сопоставим предание о Каране с содержанием драмы Еврипида, то найдём в них много точек соприкосновения. Это говорит о том, что в основе еврипидовской драмы «Архелай» лежит бесспорно предание о Каране (См. Бешевлиев, указ. соч., стр. 42). По этому мифу, Архелай, сын Теменеса, изгнанный своими братьями, пришёл в Македонию к царю Кисею. Последний за помощь в борьбе с соседями обещал Архелаю в случае успеха дочь и царство. Архелай победил врагов, но царь раскаялся в своём обещании и хотел лишить Архелая жизни. Но последний был предупреждён об этом одним рабом. За измену он сталкивает Кисея в обрыв и вслед за козой бежит, как ему предсказывает божество, в Македонию и строит там город Эги.

Г. Кацаров указывал, что в легенде о Каране вскрыт зооморфный миф. Македоняне первоначально почитали бога-козла по имени Каран (рогатый). Поэтому на знамени македонского войска и на монетах было изображение козла (Г. Кацаров, указ. соч., стр. 38). Сам царь в позднейшее время тоже украшал свой шлем рогами. Интересно отметить, что в ранний период козы у фракийцев считались тотемными животными. Козел был главным атрибутом бога Гермеса, который считался фракийским божеством. Из Фракии этот культ был заимствован греками (См. «Исторически преглед», 1950, № 4–5, стр. 547).

149) R. Paribeni, указ. соч., стр. 27–28.

150) Hdt., VIII.137, 138.

151) В. Клингер считает предание Геродота о трёх братьях обыкновенной сказкой (В. Клингер, Сказочные мотивы в истории Геродота. Киев, 1903, стр. 94 сл.). Такие мотивы имеются в болгарских народных сказках, в немецких и др. В. Бешевлиев приходит к выводу, что в Геродотовом предании о происхождении македонского царского рода содержатся три различные составные части: 1) народная сказка, 2) воспоминания о действительных событиях, связанных с пребыванием трёх братьев в Иллирии, 3) упоминание предания о гераклидском происхождении македонских царей из Аргоса.

152) В. Бешевлиев, указ. соч., стр. 33.

153) О Пердикке Геродот приводит только одни легенды. Также мало сообщают источники и о сыне Пердикки – Аргее, который управлял царством 15 лет (ок. 659–645 гг. до н. э.). Мы имеем сведения о войне, которую вёл Аргей с Галаурой – царём иллирийского племени Гавлантии, которое жило в Южной Иллирии и предпринимало грабительские походы на Македонию (Polyaen, IV.I). Македонским племенам приходилось вести суровую борьбу с иллирийцами и фракийцами, не раз наводнявшими страну (Just., VII.2.6).

Сын Аргея, Филипп I (644–640 гг.), пал в битве с иллирийцами, оставив несовершеннолетним своего сына Эропа (639–574 гг.). При нём иллирийцы снова напали на Македонию и разбили македонские ополчения. Лишь ценою больших усилий царю удалось во второй раз разбить неприятеля (Just., VII.2.6, сл.).

С 573–541 гг. до н. э. царём был Алкета, о котором никаких определённых сведений также не сохранилось.

154) Линкесты, опираясь на соседей – иллирийцев, – пытались уничтожить Македонское царство. Вплоть до эпохи Александра они были самыми ярыми врагами единства Македонии. В состав Македонского государства они вошли позднее и только принудительным путём.

155) Мы имеем мало вещественных данных, эпиграфических или нумизматических до V в. Аминта I – первый македонский царь, о котором имеются более достоверные сведения.

156) Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1952, стр. 168.

157) Там же.

158) Там же.

159) Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1952, стр. 168.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал