Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы эмпирического познания. Теоретическая нагруженность фактов. Классификации, типологии, эмпирические законы.






Научное знание предполагает объяснение фактов и осмысление их во всей системе научных понятий. В системе каждой дисциплины можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д. Все эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и теоретическому. Соответственно можно выделить два типа познавательных процедур, порождающих эти знания. Оба уровня имеют сложную организацию.

Эмпирическое познание основано на практическом взаимодействии исследователя о с объектом; оно может, в отличие от чувственного познания, отражать его опосредованно (например, когда врач смотрет на кардиограмму). Оно выявляет и описывает факты (в то время как теоретическое – выявляет их причины). Эмпирическое познание оперирует формальной логикой, в то время как теоретическое – в основном содержательной. Важнейшие методы эмпирического познания: наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение лежит в основе других эмпирических методов познания, будучи наиболее элементарным из них. В науке оно используется для получения первичной эмпирической информации относительно изучаемой области, но прежде всего – для проверки и обоснования истинности эмпирических суждений. В общем, научное наблюдение – это восприятие предметов и явлений действительности, осуществляемое с целью их познания. В акте наблюдения можно выделить: 1) объект наблюдения; 2) субъект; 3) средства; 4) условия наблюдения; 5) систему знания, исходя из которой задают цель наблюдения и интерпретируют его результаты. Весьма важно требование интерсубъективности, предъявляемое к научному наблюдению: оно должно быть осуществлено так, чтобы его мог повторить любой другой с тем же результатом. Лишь в таком случае результат наблюдения будет считаться объективным. Конечно, интерсубъективность наблюдения не может с достоверностью обосновать его результата, т. к. заблуждаться могут все наблюдатели (например, если исходят из ложных теоретических предпосылок), но интерсубъективность предохраняет от ошибок конкретного наблюдателя. Наблюдения бывают непосредственные (биолог смотрит на муравейник) и косвенные (физик в микроскоп); последние распространены гораздо шире.

Измерение – новая ступень в развитии эмпирического познания: это процесс представления свойств реальных объектов в виде числовой величины. В общем виде величиной можно назвать все то, что больше или меньше, что может быть присуще объекту в большей или меньшей степени; величина м.б. выражена числом. Можно сказать, что измерение есть приписывание чисел свойствам изучаемых объектов. Переход от наблюдения к измерению требует новых инструментов, понятий и предположений. Результаты наблюдения обычно выражаются с помощью качественных и сравнительных понятий. Первые («теплый», «зеленый») обозначают классы предметов и, приписывая предмету свойство, выражаемое качественным понятием, мы включаем этот предмет в класс. Когда мы приступаем к исследованию некоторой новой области явлений, то начинаем с выработки качественных понятий, с помощью которых проводим классификацию предметов исследуемой области, опираясь на наблюдение. После разбиения предметов на классы мы можем установить некоторые соотношения между классами однородных предметов с помощью сравнительных понятий. Количественные понятия выражают степень интенсивности свойства в виде числа. Если с помощью сравнительных понятий предметы упорядочиваются по степеням интенсивности присущего им свойства, то с помощью количественных понятий этим степеням приписываются определенные числа.

Эксперимент – важнейший метод эмпирического познания – обычно включает в себя наблюдение и измерение, а также непосредственное физическое воздействие на изучаемые объекты. Его широкое распространение – характерная особенность науки Нового времени.

В эксперименте можно выделить элементы: 1) цель; 2) объект; 3) условия, в которых находится или помещается объект; 4) средства эксперимента; 5) материальное воздействие на объект. Каждый из них можно положить в основу классификации экспериментов (напр., физические, химические – в зависимости от объекта). Одна из наиболее простых классификаций основана на различиях в целях эксперимента. Целью м. б. установление закономерностей, обнаружение фактов – это поисковые эксперименты. Но чаще эксперимент проводится с целью проверки гипотезы или теории (проверочный). Впрочем, в результате одного эксперимента м. б. достигнуты разные цели (современная наука отличается их множеством).

Эксперимент опирается на предварительное знание об исследуемой области, поэтому он всегда связан с теорией (вопрос формулируется на ее языке терминов). Он связан с активным воздействием на изучаемый объект, как правило, в специально сконструированной, «искусственной» ситуации. Он отличается воспроизводимостью и интерсубъективностью.

Важная проблема в современной философии науки – вопрос о «теоретической нагруженности эмпирических (т.е. доступных эмпирическому познанию) фактов». Эта концепция существует в разных формах – от довольно умеренных до крайних (например, в учении Пола Фейерабенда). Суть ее состоит в том, что не существует фактов, не зависящих от теории (чистых фактов), и все известные факты изначально находятся в тени интерпретаций. У каждого ученого, производя эксперимент, есть установка испытать определенную теорию. Факты «нагружены»:

- языком описания: этот язык содержит термины;

- «наблюдательными теориями» – теми теориями, на которых созданы инструменты наблюдения (напр., микроскопы и телескопы сконструированы на основе теории оптики);

- парадигмой, принимаемой ученым.

В гуманитарных предметах факты «нагружатся» интерпретациями. Пример из лекции: во французских учебниках истории сражение при Бородино считается славной победой перед тем, как морозная зима вынудила Наполеона оставить Россию. Бородино всегда упоминается в списке побед Наполеона. Напротив, в русской истории Бородино трактуется как победа русских войск, которая привела к падению империи Наполеона.

Во естественных и социальных науках широко используются классификации и типологии. Иногда такие науки называют «классифицирующими» или «конфигурационными», поскольку стремятся упорядочить, представить в компактном и систематизированном виде обширный эмпирический материал. Классификации и типологии относятся к самым естественным и древним методам науки: эти методы опираются на то, что постоянно совершается уже на донаучном уровне познания. Так, естественный язык выступает постоянным средством классификации: нарицательные существительные (дерево, камень, металл, растение, животное и т.п.) обобщают и отсылают к большому классу объектов. В ходе повседневного опыта у нас складывается представления о «типичном продавце», «типичном студенте» и т.п. Поэтому, например, представители феноменологической социологии утверждают, что социальная реальность типизирована уже на донаучном уровне, что является одной из основ социальных взаимодействий.

Классификации – это разбиение множества вещей или явлений на подмножества по общим признакам. В познании мы сталкиваемся с огромным множеством неупорядоченных явлений, а мышление надо экономить. Это делает классификация. Ее цель – в компактном виде представить обширный эмпирический материал.

Типология (от греч. τ υ π ο ς – «отпечаток», «образец», «форма» и λ ό γ ο ς – «слово») – 1) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение множества объектов и их группировка с помощью типа – обобщенной, идеализированной модели; 2) результат типологического описания и сопоставления. Типология используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей и функций тех или иных явлений. В общем виде тип — это объект, выделяемый и рассматриваемый в качестве представителя некоторого множества объектов. Он является своего рода шаблоном, поскольку представляет наиболее вероятное, «образцовое» для определенной совокупности явление. Такое понимание типа идет от Аристотеля, для которого тип находится между единичным и общим, в нем представлены родственные, средние черты явлений. Но бывают и иного рода типы, которые можно назвать «предельными». В этом случае выделяются, напротив, экстремальные характеристики. Например, экономист при анализе хозяйственных систем выделяет такие предельные типы, как чистый рынок и чисто плановое хозяйство, психолог разделяет людей на интровертов и экстравертов. То есть, здесь выделяются некие предельные оппозиции, к которым тяготеют реальные явления. Но сами эти идеальные пределы пусты, поскольку экономика – явление сложное, а люди многогранны. Иногда различие между средними и предельными типами трактуется как тождественное различию между «реальными» и «идеальными» типами. Средние типы, действительно, можно называть реальными, но с той оговоркой, что они создаются в результате определенных процедур обобщения и идеализации, поэтому «типичного студента» или «типичного налогоплательщика» встретить нельзя. Сложнее ситуация с идеальными типами: предельные типы – лишь одна из разновидностей идеальных типов. Макс Вебер (см. вопрос 2 из второй части), разработавший это понятие в своей методологии социально-исторических наук, писал, что идеальный тип получается путем мысленного усиления одних характеристик и отбрасывания других, в результате чего создается «логически связанная мысленная конструкция» — четкая и ясная модель смутной социальной реальности. Такая методология не исключает создания предельных идеализаций, но может быть нацелена и на конструирование более сложных идеальных типов. Это видно, например, когда Вебер пытался объяснить такое уникальное явление, как генезис западноевропейского капитализма. Для этого в многообразии историко-культурного и экономического материала он выделяет идеальные типы «протестантской этики» и «духа капитализма» с их ключевыми идеализированными характеристиками «профессия как призвание», «мирской аскетизм», «рационально действующее предприятие». В результате создания таких «мысленных конструкций» между ними выявляются логические связи, которые непосредственно не просматриваются в эмпирическом материале. Итогом этого является не просто типология, но создание объяснительной теории.

Итак, классификации и типологии – это формы теоретизации социально-гуманитарного знания.

Эмпирические законы, согласно концепции неопозитивистов, – это индуктивные обобщения фактов, относящихся к однородным объектам, которые находятся в аналогичных условиях (обобщение данных проведенных наблюдений и экспериментов). То есть они выражают такие регулярные отношения между явлениями/вещами, которые наблюдаются эмпирически.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал