Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контрольная работа
Дисциплина «Экономика природопользования»
Наименование темы: «Экономический механизм пользования объектами животного мира» Код работы 022000.62 (05.03.06), экология и природопользование, 30, 10041022104, 2016 год
Руководитель: Выполнил: Гулиев Орхан Ариф оглы Группа: ЗФЭБЭ-31 Дата сдачи: Оценка по защите:
Вологда Содержание 1. Введение 2. Экономический механизм пользования объектами животного мира 3. Заключение 4. Список литературы
Введение Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 № 1251 «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» установлен размер, порядок взимания, распределения и использования сбора за право пользования объектами животного мира. Платежи за пользование объектами животного мира вносят организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие изъятие из среды обитания следующих объектов животного мира: · отнесенных к объектам охоты; · отнесенных к объектам рыболовства; · принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации; · не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. Сбор за пользование объектами животного мира осуществляется с российских и иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих пользование объектами животного мира. При осуществлении мер по регулированию численности отдельных объектов животного мира, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, сельскохозяйственных и домашних животных, а также в целях предотвращения причинения ущерба экономике страны, животному миру и среде его обитания изъятие соответствующих объектов животного мира может осуществляться бесплатно. Предельные размеры платы за пользование некоторыми объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, приведены в табл. 1
Таблица 1 Предельные размеры платы за пользование некоторыми объектами животного мира
Экономический механизм пользования объектами животного мира
Комплексным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по использованию и охране объектов животного мира, является Федеральный закон N 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г. " О животном мире". Предметом регулирования законодательства в области использования и охраны животного мира являются только совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона " О животном мире"). Таким образом, иные животные (в том числе домашние), не подпадающие под вышеуказанное определение, не входят в предмет регулирования данной отрасли законодательства. Охрана животного мира представляет собой деятельность, направленную на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира. Животный мир в пределах РФ является государственной собственностью. Животный мир может быть предоставлен в пользование юридическим и физическим лицам для следующих видов пользования: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Данный перечень исчерпывающим не является, и иные виды пользования животным миром возможны при прямом установлении конкретного вида в иных нормативно-правовых актах. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Видами прав на пользование животным миром является долгосрочное пользование (для юридических лиц), краткосрочное пользование (для граждан). Правоудостоверяющими документами соответственно являются: долгосрочная и краткосрочная лицензии, а также договор о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. В соответствии со ст. 35 Федерального закона " О животном мире" пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. На одной территории и акватории может осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого. В законодательстве существует право приоритета в предоставлении животного мира в пользование для перечня лиц, указанных в Федеральном законе " О животном мире". При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований. Объекты животного мира (организмы животного происхождения или их популяция) могут находиться в исключительной федеральной собственности или собственности субъектов РФ. К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира: 1. редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ; 2. обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; 3. населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ; 4. подпадающие под действие международных договоров РФ; 5. отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; 6. естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся следующие полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов: а) охрана объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; б) регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов: · находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; · подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации; · которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении и перечень которых определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства; в) воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; г) ведение учета и кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в Федеральном законе " О животном мире"; выдача именных разовых и распорядительных лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в Федеральном законе " О животном мире"; д) организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства; е) охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства. Органы местного самоуправления ограничены только возможностью того, что им могут быть переданы отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира. Реализация ими полномочий остается подконтрольной государству. Среди нормативно-правовых актов, регулирующих использование объектов животного мира, следует отметить также: Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 156 (с изм. от 14 декабря 2004 г.); 1. постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 67 " О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания"; 2. постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 852 " О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира"; 3. постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г. N 728 " О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации"; 4. постановление Правительства РФ от 31 июля 2001 г. N 566 " Об утверждении правил вылова (добычи) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях"; 5. постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1342 " О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира". 6. Основными принципами в области охраны и использования животного мира являются: 7. обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира; 8. поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания; 9. осуществление пользования животными миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности; 10. недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира; 11. привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира; 12. отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами; 13. платность пользования животным миром; 14. приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания. Основными государственными мерами, обеспечивающими рациональное использование и охрану животного мира, являются: 1. ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира; 2. ведение государственного мониторинга объектов животного мира; 3. осуществление государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; 4. установление лимитов использования объектов животного мира; 5. установление стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания; 6. разработка и реализация специальных государственных программ; 7. проведение обязательной государственной экологической экспертизы, в том числе материалов, обосновывающих объемы изъятия объектов животного мира и др; 8. установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира; 9. осуществление мероприятий по регулированию численности объектов животного мира; 10. государственный учет зоологических коллекций и т.д. Пользователи объектов животного мира также обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов и ежегодно предоставлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за организацию и ведение учета соответствующих объектов животного мира, в порядке, установленном правилами ведения учета. Отдельным документом регулируется порядок соблюдения требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (см. постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997). В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается: § выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания; § установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных; § устройство в реках или протоках запаней или установление орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока; § расчистка просек под линиями связи и электропередачи вдоль трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных. Запрещается сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных. Трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и другими), предотвращающими проникновение животных на территорию подстанции и попадание их в указанные узлы и механизмы. При проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в местах концентрации объектов животного мира. Трубопроводы должны быть заглублены, а при невозможности этого следует приподнимать их на высоту не ниже 3 м. Для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия вредных веществ и сырья, находящихся на производственной площадке, необходимо: § хранить материалы и сырье только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации; § помещать хозяйственные и производственные сточные воды в емкости для обработки на самой производственной площадке или для транспортировки на специальные полигоны для последующей утилизации; § максимально использовать безотходные технологии и замкнутые системы водопотребления; § обеспечивать полную герметизацию систем сбора, хранения и транспортировки добываемого жидкого и газообразного сырья; § снабжать емкости и резервуары системой защиты в целях предотвращения попадания в них животных. Юридические и физические лица, виновные в совершении правонарушений в области использовании животного мира, несут гражданскую, дисциплинарную, административную (ст. 7.11, 8.17, 8.20, 8.29, 8.34-8.38, 10.6-10.8, 10.11 КоАП РФ) и уголовную (ст. 256-259 УК РФ и др.) ответственность. Никакая ответственность и размеры штрафов не могут дать надлежащий положительный эффект для сохранения природных объектов, в том числе объектов животного мира, до тех пор, пока не появится естественная потребность природопользователей и хозяйствующих субъектов в сохранении природного дома, окружающего человечество. Заключение В соответствии с действующим Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и другую растительность, животный мир, рекреационные и др. ресурсы) взимается за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Новый Налоговый кодекс Российской Федерации отменяет указанную систему платежей и вводит вместо нее ресурсные налоги. Предусматривается установление федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены: · акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; · налог на пользование недрами; · налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; · налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; · сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами; · лесной налог; · водный налог; · экологический налог; · федеральные лицензионные сборы. Несмотря на наличие достаточно большого числа ресурсных налогов, поступления от них в бюджеты и государственные внебюджетные фонды незначительны и составляют 3–4 %, в том числе в федеральный бюджет не более 1%.
Список литературы 1. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. — М.: Аспект Пресс, 1999. 2. Лукьянчиков Н.Н. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. — М., 1998. 3. Новоселов А.Л. Экономика природопользования. — М.: Финстатинформ, 2000. 4. Чепурных Н.В., Новоселов А. Л. и др. Экономика природопользования. — М., Гос. университет управления, 2001. 5. Шевчук А.В. Экономика природопользования (теория и практика). — М.: НИА - Природа, 1999.
|