Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольная работа

Дисциплина «Экономика природопользования»

 

Наименование темы: «Экономический механизм пользования объектами животного мира»

Код работы 022000.62 (05.03.06), экология и природопользование, 30, 10041022104, 2016 год

 

 

Руководитель:

Выполнил: Гулиев Орхан Ариф оглы

Группа: ЗФЭБЭ-31

Дата сдачи:

Оценка по защите:

 

Вологда


Содержание

1. Введение

2. Экономический механизм пользования объектами животного мира

3. Заключение

4. Список литературы

 

Введение

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 № 1251 «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» установлен размер, порядок взи­мания, распределения и использования сбора за право пользова­ния объектами животного мира. Платежи за пользование объек­тами животного мира вносят организации, индивидуальные пред­приниматели и физические лица, осуществляющие изъятие из среды обитания следующих объектов животного мира:

· отнесенных к объектам охоты;

· отнесенных к объектам рыболовства;

· принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;

· не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не при­надлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Рос­сийской Федерации.

Сбор за пользование объектами животного мира осуществля­ется с российских и иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих пользова­ние объектами животного мира. При осуществлении мер по регули­рованию численности отдельных объектов животного мира, пред­ставляющих угрозу для здоровья и жизни людей, сельскохозяйствен­ных и домашних животных, а также в целях предотвращения при­чинения ущерба экономике страны, животному миру и среде его обитания изъятие соответствующих объектов животного мира мо­жет осуществляться бесплатно. Предельные размеры платы за пользо­вание некоторыми объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, приведены в табл. 1

 

Таблица 1

Предельные размеры платы за пользование некоторыми объектами животного мира

Виды животных Предельные размеры платы за одно животное в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда
Лось 3-6
Благородный олень 2-4
Косуля, кабан 1-2
Бурый медведь 3-6
Бобр, выдра 0, 4 – 0, 9

 

 

Экономический механизм пользования объектами животного мира

 

Комплексным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по использованию и охране объектов животного мира, является Федеральный закон N 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г. " О животном мире". Предметом регулирования законодательства в области использования и охраны животного мира являются только совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона " О животном мире").

Таким образом, иные животные (в том числе домашние), не подпадающие под вышеуказанное определение, не входят в предмет регулирования данной отрасли законодательства.

Охрана животного мира представляет собой деятельность, направленную на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.

Животный мир в пределах РФ является государственной собственностью. Животный мир может быть предоставлен в пользование юридическим и физическим лицам для следующих видов пользования: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Данный перечень исчерпывающим не является, и иные виды пользования животным миром возможны при прямом установлении конкретного вида в иных нормативно-правовых актах.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Видами прав на пользование животным миром является долгосрочное пользование (для юридических лиц), краткосрочное пользование (для граждан). Правоудостоверяющими документами соответственно являются: долгосрочная и краткосрочная лицензии, а также договор о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона " О животном мире" пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. На одной территории и акватории может осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого.

В законодательстве существует право приоритета в предоставлении животного мира в пользование для перечня лиц, указанных в Федеральном законе " О животном мире".

При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований.

Объекты животного мира (организмы животного происхождения или их популяция) могут находиться в исключительной федеральной собственности или собственности субъектов РФ.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

1. редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

2. обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

3. населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

4. подпадающие под действие международных договоров РФ;

5. отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

6. естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся следующие полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов:

а) охрана объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

б) регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов:

· находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

· подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;

· которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении и перечень которых определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;

в) воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

г) ведение учета и кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в Федеральном законе " О животном мире"; выдача именных разовых и распорядительных лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в Федеральном законе " О животном мире";

д) организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;

е) охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

Органы местного самоуправления ограничены только возможностью того, что им могут быть переданы отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира. Реализация ими полномочий остается подконтрольной государству.

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих использование объектов животного мира, следует отметить также:

Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 156 (с изм. от 14 декабря 2004 г.);

1. постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 67 " О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания";

2. постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 852 " О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира";

3. постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г. N 728 " О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации";

4. постановление Правительства РФ от 31 июля 2001 г. N 566 " Об утверждении правил вылова (добычи) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях";

5. постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1342 " О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира".

6. Основными принципами в области охраны и использования животного мира являются:

7. обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;

8. поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;

9. осуществление пользования животными миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;

10. недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;

11. привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

12. отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;

13. платность пользования животным миром;

14. приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

Основными государственными мерами, обеспечивающими рациональное использование и охрану животного мира, являются:

1. ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира;

2. ведение государственного мониторинга объектов животного мира;

3. осуществление государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

4. установление лимитов использования объектов животного мира;

5. установление стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания;

6. разработка и реализация специальных государственных программ;

7. проведение обязательной государственной экологической экспертизы, в том числе материалов, обосновывающих объемы изъятия объектов животного мира и др;

8. установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира;

9. осуществление мероприятий по регулированию численности объектов животного мира;

10. государственный учет зоологических коллекций и т.д.

Пользователи объектов животного мира также обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов и ежегодно предоставлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за организацию и ведение учета соответствующих объектов животного мира, в порядке, установленном правилами ведения учета.

Отдельным документом регулируется порядок соблюдения требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (см. постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997).

В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается:

§ выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;

§ установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных;

§ устройство в реках или протоках запаней или установление орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока;

§ расчистка просек под линиями связи и электропередачи вдоль трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных.

Запрещается сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных. Трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и другими), предотвращающими проникновение животных на территорию подстанции и попадание их в указанные узлы и механизмы.

При проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в местах концентрации объектов животного мира. Трубопроводы должны быть заглублены, а при невозможности этого следует приподнимать их на высоту не ниже 3 м.

Для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия вредных веществ и сырья, находящихся на производственной площадке, необходимо:

§ хранить материалы и сырье только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации;

§ помещать хозяйственные и производственные сточные воды в емкости для обработки на самой производственной площадке или для транспортировки на специальные полигоны для последующей утилизации;

§ максимально использовать безотходные технологии и замкнутые системы водопотребления;

§ обеспечивать полную герметизацию систем сбора, хранения и транспортировки добываемого жидкого и газообразного сырья;

§ снабжать емкости и резервуары системой защиты в целях предотвращения попадания в них животных.

Юридические и физические лица, виновные в совершении правонарушений в области использовании животного мира, несут гражданскую, дисциплинарную, административную (ст. 7.11, 8.17, 8.20, 8.29, 8.34-8.38, 10.6-10.8, 10.11 КоАП РФ) и уголовную (ст. 256-259 УК РФ и др.) ответственность.

Никакая ответственность и размеры штрафов не могут дать надлежащий положительный эффект для сохранения природных объектов, в том числе объектов животного мира, до тех пор, пока не появится естественная потребность природопользователей и хозяйствующих субъектов в сохранении природного дома, окружающего человечество.

Заключение

В соответствии с действующим Законом Российской Федера­ции «Об охране окружающей среды» плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и другую растительность, животный мир, рекреационные и др. ресурсы) взимается за право пользования при­родными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверх­лимитное и нерациональное использование природных ресурсов, за воспроизводство и охрану природных ресурсов. Новый Налого­вый кодекс Российской Федерации отменяет указанную систему платежей и вводит вместо нее ресурсные налоги. Предусматривает­ся установление федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены:

· акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

· налог на пользование недрами;

· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами;

· лесной налог;

· водный налог;

· экологический налог;

· федеральные лицензионные сборы.

Несмотря на наличие достаточно большого числа ресурс­ных налогов, поступления от них в бюджеты и государственные внебюджетные фонды незначительны и составляют 3–4 %, в том числе в федеральный бюджет не более 1%.

 

 

Список литературы

1. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. — М.: Аспект Пресс, 1999.

2. Лукьянчиков Н.Н. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. — М., 1998.

3. Новоселов А.Л. Экономика природопользования. — М.: Финстатинформ, 2000.

4. Чепурных Н.В., Новоселов А. Л. и др. Экономика природопользования. — М., Гос. университет управления, 2001.

5. Шевчук А.В. Экономика природопользования (теория и практика). — М.: НИА - Природа, 1999.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задание {{ 85 }} ТЗ № 85 | Введение. Особая экономическая зона – часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал