![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль государства в регулировании ОЭЗ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Основная проблема это отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности и интересы местных территорий в привлечении иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, федеральное Правительство заинтересовано не только в обеспечении местных, но и общенациональных интересов. Поэтому одним из ключевых вопросов образования ОЭЗ является создание такой системы управления, в которой сочетался бы баланс этих взаимосвязанных интересов. Особое внимание уделяется государственному регулированию деятельности ОЭЗ. Это система скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зональной политики в интересах эффективного функционирования национальной экономики страны в целом и ее составляющих. Роль государственного регулирования ОЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетных проектов, выбору регионов, подготовке и обеспечению организационно-правовой базы. Сфера государственного регулирования ОЭЗ охватывает все финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. Налоговые и таможенные органы РФ осуществляют налоговый и таможенный контроль на территории особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации и уведомляют органы управления особыми экономическими зонами о выявленных нарушениях. При двух и более существенных нарушениях резидентом особой экономической зоны налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по результатам рассмотрения судом заявления органов управления особыми экономическими зонами. К числу основных целей и задач, стоящих и решаемых с помощью государственного регулирования ОЭЗ, следует отнести: - отбор приоритетных проектов для создаваемых в стране зон, способствующих развитию экономики регионов и страны в целом; - формирование необходимой нормативно-правовой и организационно-экономической базы для осуществления зонирования; - обеспечение эффективного и целесообразного характера проистекающих в ОЭЗ социально-экономических процессов; - адаптация всех элементов хозяйственного механизма ОЭЗ друг к другу и складывающейся конъюнктуре в производстве и распределении; - обоснование и установление всех видов льгот, требующихся для реализации каждой из принятых к реализации программ в ОЭЗ; - обеспечение экономической безопасности региона и страны в целом. Благодаря совершенствованию процесса законодательного регулирования ОЭЗ, курс на организацию особых экономических зон позволит решать насущные задачи российской экономики: - создание условий для развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей использование результатов научных исследований и разработок при ограниченном привлечении государственных средств; - применение механизмов и стимулов развития инновационных организаций, работающих в области коммерциализации технологий; - подготовка менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах; - привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложений; - повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, замещение импортной продукции продукцией собственного производства; - повышение эффективности промышленных организаций на основе новых технологий и освоения производства наукоемкой продукции; - расширение информационных услуг, разработка новых технологий производства продукции; - повышение конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма, развитие деятельности по использованию природных лечебных ресурсов; - создание новой и реконструкция существующей инфраструктуры аэропортов, морских и речных портов в РФ.
Под эффективностью функционирования ОЭЗ предлагается понимать комплексное свойство, охватывающее все стороны деятельности ОЭЗ и отражающее соотношение величины дохода, которое получит государство от реализации данного проекта, с величиной затрат на ее создание и дальнейшую деятельность. Анализ нормативно-правового регулирования деятельности особых экономических зон в Российской Федерации показал, что на сегодняшний день нет единого законодательного акта, отражающего общую концепцию развития ОЭЗ в нашей стране. Каждый из рассмотренных законов об ОЭЗ содержит ряд таможенных и налоговых преференций, свои особенности регулирования деятельности резидентов зон, отличительные права и обязанности органов управления зонами и др. При этом, несмотря на ряд прописанных в законах об ОЭЗ преференций, возникает опасение, что вновь создаваемые зоны не смогут работать на полную мощность и приносить ожидаемые результаты. Необходимо создать общее правовое поле функционирования ОЭЗ в виде единого закона, который обеспечит сочетание всех положительных моментов каждого из рассмотренных законодательных актов об ОЭЗ, создаст условия для достижения взаимных интересов государства и бизнеса.
Литература
1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). ст. 3127. 2. Башкирцев А.С., Соловьева А.И. К вопросу формирования промышленно-производственных особых экономических зон. 2013. №1(12) [сайт]. URL: Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых. https://ego.uapa.ru/issue/2013/01/03/ (дата обращения 19.09.2013). 3. Особые экономические зоны [электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/032f980044d449d69097f5af753c8a7e/sez_rus.pdf? MOD=AJPERES& CACHEID=032f980044d449d69097f5af753c8a7e (дата обращения 20.09.2013). 4. Греф Г.О. О создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа [электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc1118924266938 (дата обращения 20.09.2013). 5. Нуреев Р.М. Национальная экономика: Учебник / Под общ. ред. Р.М. Нуреева. М.: ИНФРА-М, 2010. 655 с. 6. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. М.: Инфра-М, 2005. Гл. 18. С. 262. 7. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Гл. 3. С. 35. 8. Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России: Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006. Гл. 1. С. 12-13.
Институт Международных Социально- Гуманитарных Связей
Особые экономические зоны Российской Федерации
Предмет: Экономика России
Студентки: Валиевой Виктории
Направление: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
|