Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды конкуренции и их роль






Конкуренция – это процесс взаимодействия и взаимосвязи экономических субъектов, выступающий в форме экономического соперничества за лучшие условия производства; за наиболее выгодные условия сбыта; за право обладания экономическим благом, приносящим полезность. По форме или применяемым методам различают несколько видов конкуренции. Одно бесспорно, если нет конкуренции, то нет и рынка, нет самоуправляемости, саморегулирования рыночной системы.

По критерию формы конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой. По методам осуществления конкуренция подразделяется на ценовую, неценовую, недобросовестную. По степени ограничения конкуренции различают типы рыночных структур совершенной и несовершенной конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция представлена соперничеством производителей аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Этот вид конкуренции называют ещё предметной или межфирменной. Внутриотраслевая конкуренция втягивает производителей (продавцов) в борьбу за технический процесс, побуждает к скорейшему использованию достижений науки и техники, к совершенствованию применяемых технологии и техники производства; к совершенствованию организации управления производством; к повышению квалификации работников и т. д. Таким образом, внутриотраслевая конкуренция втягивает экономических субъектов отрасли, в борьбу за совершенствование всех условий производства, стимулирует поиск экономного и наиболее эффективного использования всего многообразия материальных и людских ресурсов (основных и оборотных средств предприятий), способов обеспечения высокого качества товаров, услуг и обслуживания покупателей (потребителей).

Межотраслевая конкуренция представляет соперничество экономических субъектов разных отраслей, т. е. производителей товаров, удовлетворяющих различные конкретные потребности. Конкуренция ведется за платежеспособный спрос, как и при внутриотраслевой конкуренции, но в иной форме. Поскольку одним из главных критериев экономической эффективности деятельности отрасли является норма прибыли, то в результате межотраслевой конкуренции происходит «перелив» реального капитала из отрасли с низкой нормой прибыли в отрасль с более высокой нормой прибыли. Таким способом обеспечивается корректировка отраслевой структуры народного хозяйства в соответствии с изменяющейся структурой потребностей общества. Норма прибыли, как относительный экономический показатель, характеризует степень доходности, роста, выгодности вложения средств в отрасль. Рассчитывается норма прибыли как выраженное в процентах отношение всей массы прибыли, полученной за период (год) к стоимости всей массы средств, вложенной в отрасль. Так, например, в отрасли с нормой прибыли в 10 % обеспечивается прибыль в 10 копеек на каждый рубль, вложенный в ресурсы отрасли, а в отрасли с нормой прибыли в 5 % каждый вложенный рубль (затраты) оборачивается доходом в 105 копеек, т. е. прибылью лишь в 5 копеек. В более прибыльных отраслях создаются новые предприятия или увеличивают объемы производства, старые – за счет перераспределения, «перелива» средств (ресурсов) из наименее прибыльных отраслей.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товара или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов, с целью их разорения или вытеснения из отрасли. Победитель получает возможность производить и продавать большее количество товара за счет привлечения покупателей от проигравшего конкурента. По мере укрупнения конкурирующих предприятий снижаются возможности ценовой конкуренции. Все большее распространение обретает конкуренция неценовая.

Неценовая конкуренция основана на совершенствовании производства, качества товара и условий его продажи. Важными инструментами борьбы конкурентов на рынке становятся товарные знаки и товарные марки фирм, гарантии качества, предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции длительного пользования, условия продажи и расчета, организация фирменной торговли и транспортного обслуживания покупателей, рекламы и т. д. В ее содержании присутствует демонстрация лучшего внимания и отношения к покупателю (потребителю) продукции фирмы.

В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями иногда используются методы, связанные с нарушением цивилизованных норм и правил конкуренции, т. е. имеет место «недобросовестная конкуренция». К её средствам относятся: установление контроля над деятельностью конкурента с целью усложнить ее осуществление, злоупотребление господствующим положением на рынке, ложная информация и реклама, недобросовестное копирование продукции конкурентов, «промышленный шпионаж», тайный сговор «против» и т. д. Недобросовестная конкуренция в большинстве стран с рыночной экономикой запрещена законодательством.

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур. Структуры рынка отличаются друг от друга по количеству и размеру фирм, действующих на данном рынке, по характеру продукции производимой ими, по возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, по доступности, равномерности информации, необходимой для принятия экономических решений. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал