Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объяснить сущность, состав и структуру оборотных средств коммерческого предприятия. Показатели эффективности использования оборотных средств ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Финансовые ресурсы, вложенные в основные фонды, называются основными средствами, а авансированные в оборотные фонды и средства называются оборотными средствами. Финансовые ресурсы, авансированные в оборотные средства, образуют оборотный капитал. Оборотный капитал (или оборотные активы) представляют собой совокупность имущественных ценностей торгового предприятия, обслуживающих текущую хозяйственную деятельность и полностью потребляемых в течение одного торгово-производственного цикла. К ним относятся имущественные ценности со сроком использования до одного года и денежные средства. К оборотным активам (средствам) предприятия торговли относятся: - запасы товаров готовой продукции, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП); - денежные средства (в кассе, на расчетном и валютном счетах предприятия и прочие); - дебиторская задолженность долгосрочного и краткосрочного характера; - краткосрочные финансовые вложения (включая ценные бумаги). Оборотные средства – это прежде всего стоимостная категория. Являясь стоимостью в денежной форме, они не расходуются, не потребляются, а авансируются в оборотные фонды и фонды обращения и совершают непрерывный круговорот, в процессе которого меняют форму стоимости (денежная – товарная - денежная) и обслуживают процесс товарного обращения. Авансирование – одна из отличительных черт оборотных средств. Временным критерием авансирования оборотных средств является не квартальный и годовой объем фондов, а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в следующий кругооборот. Структура оборотных средств коммерческих предприятий зависит от типа, товарной специализации и степени насыщенности рынка товарной массой. В общем объеме всех финансовых средств коммерческого предприятия до 80 % составляют оборотные средства, вложенные в товарные запасы. В розничной торговле структура оборотных средств выглядит следующим образом: - товарные запасы – 66%; - прочие материальные ценности - 1%; - денежные средства – 31%; - расчеты с дебиторами – 2%. Оборотные средства торговой фирмы формируются за счет собственных заемных и привлеченных источников финансирования. В практике учета и планирования оборотных средств они подразделяются: - по принципу организации их планирования и финансирования на нормируемые и ненормируемые; - по источникам формирования на собственные, заемные и привлеченные. К нормируемым оборотным средствам относятся: товарные запасы, денежные средства в кассе, производственные запасы (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты), малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов. Размер нормируемых оборотных средств находится в непосредственной зависимости от объема товарооборота и скорости обращения товаров. Финансовым планом устанавливаются определенные нормы запасов этих средств в пределах минимально необходимых для осуществления торговой деятельности. К ненормируемым оборотным средствам относятся денежные средства на расчетном и других счетах, средства в расчетах с дебиторами, товары отгруженные и на ответственном хранении. Ненормируемыми эти средства называются потому, что они не нормируются, в финансовом плане не предусматриваются нормативы остатков этих средств. Источниками покрытия ненормируемых оборотных средств обычно являются прочие пассивы и средства временно свободных специальных фондов. Величина оборотных средств коммерческого предприятия зависит от многих факторов. Основными из них являются: 1. Объем и ассортиментная структура товарооборота. 2. Условия и частота завоза товара. 3. Организация коммерческой работы. 4. Организация и формы расчетов с поставщиками товаров. Эффективность использования оборотных средств характеризуют следующие показатели: 1. Оборачиваемость оборотных средств, которая измеряется продолжительностью одного оборота в днях и количеством оборотов оборотных средств за анализируемый период (коэффициент оборачиваемости). Размер необходимых оборотных средств тесно связан с объемом товарооборота и скоростью их оборачиваемости. Чем больше товарооборот, тем больше требуется оборотных средств и наоборот. Длительность одного оборота в днях измеряется по формуле: Од = Со / Рдн или Одн = , (29) где, Со – средний остаток средств за анализируемый период, тыс. руб. Рдн - однодневный розничный товарооборот по себестоимости, тыс. руб. Д – количество дней в амортизационном периоде. Р – товарооборот за период.
Коэффициент оборачиваемости (Ко), может быть исчислен двумя способами: Ко = Рф / Со; (30) Ко = t / Од;, (31) где Рф – фактический товарооборот за анализируемый период по себестоимости, t – количество дней в анализируемом периоде, Од – оборачиваемость оборотных средств, в днях Со – средний остаток оборотных средств в анализируемом периоде, тыс. руб.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия позволяет ему существенно снизить потребность в них, так как между скоростью оборота и размером этих средств существует оборотно-пропорциональная зависимость. Сумму оборотных средств, высвобождаемых в процессе ускорения оборота, можно рассчитать по формуле: Эос = Оф-Оо* Рдн, (32) где Эос – достигаемая сумма экономии оборотных средств; Оф – фактическая оборачиваемость в днях; Оо – оборачиваемость в предшествующем периоде, в днях; Рдн. – однодневный объем реализации за рассматриваемый период. 2. Коэффициент эффективности использования оборотных средств, исчисляемый как отношение суммы прибыли (П) к средней сумме оборотных средств (Со) за анализируемый период: Кэ = П/Со. (33) Этот показатель характеризует величину прибыли, полученной на единицу оборотных средств.
|