Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшая нервная деятельность






В основе поведения всех живых существ - от амебы, медленно передвигающейся с места на место, до человека включительно с его сложной психической жизнью - лежит рефлекторная деятельность, обратная афферентация нервной системы.

Рефлексом называется закономерная реакция нервной системы в виде определенных изменений какой-либо деятельности организма в ответ на внутренние или внешние раздражители. Любой рефлекс начинается с раздражения чувствительных нервных приборов - рецепторов, где раздражение трансформируется в распространяющиеся нервные импульсы. Эти импульсы, в которых закодирована информация о данном раздражителе, по чувствительным нервам и восходящим нервным путям поступают в центральную нервную систему. Причем каждый вид информации (зрительный, слуховой, обонятельный и т.д.) поступает по специфическим путям в определенные области спинного и головного мозга вплоть до коры больших полушарий. Из этих отделов, воспринимающих информацию от рецепторов, импульсы проводятся к двигательным нервным центрам. Такая передача нервных импульсов от воспринимающих структур спинного и головного мозга к двигательным органам осуществляется при помощи промежуточных нервных клеток, которые и составляют центральную нервную систему так называемой рефлекторной дуги. Исполнительная команда, также закодированная в виде нервных импульсов, передается из двигательных центров головного или спинного мозга по нисходящим нервным путям и двигательным нервам к рабочим органам, т.е. к различным мышцам, железам и т. д.

Представленное описание рефлекса как трехчленной дуги, состоящей из чувствительной, центральной и двигательной частей, - это весьма общая принципиальная схема, которую без особых оговорок можно применять при объяснении наиболее низших простых форм нервной деятельности, осуществляемой в основном спинным и продолговатым мозгом. Высшая нервная деятельность основана на наличии в высших отделах головного мозга, в “центральном звене рефлекса”, некоего оценочного аппарата “образ” (по И.С. Беритову), “акцептор результатов действия” (по П.К. Анохину), который, постоянно получая информацию о результатах того или иного поведенческого акта, посылает корригирующие команды как в чувствительное звено рефлекса, так и к исполнительным, рабочим органам. Этим путем достигается наиболее точный и совершенный результат действия, соответствующий исходному намерению.

Подобное приспособление осуществляется двумя основными видами рефлексов - безусловными и условными.

Безусловные рефлексы - это врожденные, передающиеся по наследству, устойчивые, относительно стереотипные рефлексы в виде специализированных эффектов, возникающих в ответ на определенные раздражения соответствующих воспринимающих аппаратов.

Однако на базе подобных безусловных рефлексов на протяжении всей жизни индивидуума вырабатываются и закрепляются все новые и новые, более сложные рефлекторные приспособления. Этот вид вырабатываемых рефлексов И.П. Павлов назвал условными. Они и составляют физиологическую основу обучения и памяти животного и человека.

К безусловным рефлексам, но более сложного, высшего порядка, И.П. Павлов относил так называемые инстинкты, например пищевой, оборонительный, половой, родительский. Это стабильные, относительно мало варьирующие целостные формы поведения, которые однозначно запускаются совершенно определенными, постоянными для данного вида животных раздражителями.

Способность животного и человека узнавать новое в окружающем их мире, обучаться навыкам, т.е. вырабатывать новые рефлексы, основана на замечательном свойстве коры больших полушарий - ее замыкательной функции. При раздражении любых рецепторов, воспринимающих внешние раздражения (глаза, уха, кожи и т.д.), информация, закодированная в виде нервных импульсов, поступает в соответствующие воспринимающие зоны коры больших полушарий и вызывает там возбуждение определенной группы нервных клеток. Если возбуждение в каком-либо пункте коры, вызванное доселе безразличным для данного индивидуума явлением внешнего мира, например, вспышкой электрической лампочки, несколько раз совпадает с возбуждением в другом пункте коры, которое обусловлено другим значимым раздражителем, скажем болевым, то между этими двумя пунктами коры устанавливается, вырабатывается новая связь.

Установление связи между двумя корковыми пунктами, или очагами возбуждения, субъективно проявляется в виде ассоциаций, в виде тех или иных переживаний, а объективно - в какой-то деятельности организма.

Изменчивость, временность условных рефлексов является большим преимуществом высшей нервной деятельности, позволяющим животному и человеку наилучшим образом приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира.

При повторных действиях раздражителя, когда новизна его проходит и он не сигнализирует о каких-то значимых для организма явлениях (угроза, пища и т. д.), ориентировочная реакция постепенно уменьшается и вскоре полностью исчезает.

В основе уменьшения и полного прекращения ориентировочного рефлекса лежит другой очень важный корковый механизм, позволяющий организму гибко приспосабливаться к окружающей среде. Это механизм коркового, внутреннего или условного торможения.

Таким образом, условно-рефлекторная деятельность осуществляется на фоне взаимодействия двух основных нервных процессов в коре головного мозга - возбуждения и торможения. В результате такого взаимодействия в мозговой коре образуется сложная динамическая мозаика из заторможенных и возбужденных участков. Динамическое равновесие процессов возбуждения и торможения составляет одну из важнейших закономерностей работы коры головного мозга, и нарушение его приводит к расстройству высшей нервной деятельности.

Все животные, включая высших обезьян, воспринимают окружающий мир только в виде непосредственных раздражителей (звук, свет, цвет, запах и т. д.). Это осуществляется так называемой первой сигнальной системой.

У человека в процессе его общественного развития, и прежде всего трудовой деятельности, произошла “чрезвычайная прибавка” в виде речи, т.е. слова - слышимого, видимого и произносимого (вслух или про себя). Слово имеет отношение к специально человеческой системе, которую И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой и которая характерна только для человека. Обе сигнальные системы функционируют в тесном взаимодействии и единстве, нарушения которых могут приводить к возникновению психических расстройств.

Основные симптомы психических расстройств

Подобно терапии, хирургии и другим медицинским дисциплинам, психиатрия разделяется на две большие части - общую и специальную. Общая психиатрия - семиотика (симптомология) психических болезней или общая психопатология, имеет своей задачей разностороннее изучение отдельных признаков – симптомов, определенных их сочетаний, имеющих закономерные внутренние связи – синдромов.

Важно помнить, что только разностороннее рассмотрение отдельных симптомов и синдромов в динамике их проявлений и сочетаний, сопряженных с особенностями личностных изменений, может привести к распознаванию психических болезней.

Психические заболевания проявляются в нарушениях процессов восприятия, мышления, влечений, воли, памяти и т. д.

Нарушения процессов восприятия

Ощущение - это наиболее элементарная реакция мозга, отражающая отдельные свойства предметов и явлений объективного мира. С помощью ощущений мы узнаем о цвете, форме, размере и других качествах окружающих предметов, а также об изменениях, происходящих во всех внутренних органах и отдельных частях нашего тела.

Восприятие - сложное сочетание ряда ощущений с привнесением в него из своего личного опыта образов прошлого, воспоминаний, представлений. Оно является комплексом ощущений в их совокупности, отражающим предмет в целом. Восприятие, по сравнению с ощущением - более высокая ступень познания действительности. Характерная особенность восприятия заключается в его осознанности.

Восприятие может быть неполным, неточным, ошибочным. К таким ошибкам восприятия или обманам чувств относятся иллюзии и галлюцинации.

Иллюзии - это неправильное, искаженное восприятие существующих в действительности предметов и явлений. Например, прямая палка, опущенная в воду, из-за разной преломляемости лучей света в воздухе и в воде кажется изогнутой. Иллюзии возникают по ряду причин физического (как в приведенном примере), физиологического и психологического характера.

Галлюцинации - мнимые восприятия, возникающие без наличия реального объекта. Человек что-то слышит, видит, хотя в действительности соответствующий раздражитель отсутствует. Галлюцинации ярки по силе, возникают непроизвольно.

В случае, когда объект мнимого восприятия локализуется вовне, мнимый голос как бы исходит из пространства и больные убеждены в действительности того, что ими ложно воспринимается, говоря об истинных галлюцинациях. Они, как правило, усиливаются в вечернее и ночное время.

От истинных галлюцинаций псевдогаллюцинации отличается тем, что они не имеют присущего последним характера объективной действительности, но, напротив, прямо осознаются как нечто весьма отличное от обыкновенных образов, имеют проекцию “изнутри”, не подвержены суточным колебаниям. Галлюцинирующие нередко в какой-то степени отличают псевдогаллюцинации от истинных, так как последние носят как бы насильственный характер.

Важно знать, что истинные галлюцинации более присущи психозам экзогенного происхождения, а псевдогаллюцинации – эндогенного. Галлюцинации, подобно иллюзиям, делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные и галлюцинации общего чувства, связанные с ощущениями, идущими от внутренних органов.

Нарушения мышления и речи. Бред

Мыслительная деятельность человека непосредственно связана со словом. Человеческое мышление - это обобщенное, опосредованное словом, речевое мышление. Даже тогда, когда человек думает молча, он так или иначе “ внутренне проговаривает” свои мысли.

Как учит психология, представление - это образ конкретного предмета или явления, ранее воздействовавшего на органы чувств и восстановленного по сохранившимся в мозгу следам от этого воздействия. Представление носит такой же наглядный характер, как и восприятие, но отличается от последнего меньшей яркостью, бледностью деталей, неустойчивостью и некоторым непостоянством. Представление является до определенной степени обобщенным образом действительности и в этом отношении приближается к понятию, которое также отражает предметы и явления реального мира в их существенных и обобщенных свойствах, но лишенного характерной для представления конкретной наглядности.

Составным элементом мышления является суждение, которое проявляется в высказывании чего-либо, утверждении или отрицании каких-либо отношений и связей между предметами и явлениями. Выводом из суждений является умозаключение.

Присущая каждому человеку способность пользоваться мыслительными операциями носит название интеллекта. Уровень его зависит как от особенностей самого мозга, так и от воспитания, обучения и других обстоятельств.

Расстройства мышления наблюдаются при многих психических заболеваниях и являются важным диагностическим признаком. Они могут выражаться в изменении присущего здоровому человеку темпа мышления и в нарушении последовательности течения мышления.

Мышление может быть ускоренным, обычно при маниакальном состоянии. При ускоренном темпе мышления суждения и умозаключения поверхностны, возникающие образы носят случайный характер.

Изменением противоположного характера является замедление мышления, ярче всего проявляющееся при депрессивных состояниях. У некоторых больных мышление носит болезненно обстоятельный, тугоподвижный, вязкий характер. Больной с описываемым мышлением в разговоре застревает на второстепенных деталях, излагает мысль с излишними подробностями, повторяет одно и то же, что характерно для эпилепсии.

При некоторых психических заболеваниях нарушается смысловое содержание мышления. Примером может служить так называемое разорванное мышление. При разорванности мышления высказывания носят бессвязный характер.

Среди расстройств мышления наибольшее значение имеет бред.

Бредовые идеи - это болезненные суждения и умозаключения, не соответствующие действительности и не поддающиеся коррекции и разубеждению. Бредовую идею или совокупность нескольких бредовых идей, обусловленных болезненными причинами, принято называть также бредом. По структуре бредовые идеи у одних больных связаны между собой, носят стойкий характер, с течением времени все более усложняются и в дальнейшем приобретают стойкую бредовую систему взглядов больного. Это систематизированный бред. Бред в подобных случаях становится мировоззрением, определяющим весь уклад жизни больного. У других больных бред бывает нестойкий, отрывочный, и его содержание и интенсивность меняются.

От бредовых идей следует отличать бредоподобные фантазии. От бредовых идей психически больных бредоподобные фантазии отличаются отсутствием стойкой убежденности в том, что их утверждения соответствуют действительности.

Под влиянием некоторых болезненных изменений в мозгу, чаще всего органического характера, интеллект может снизиться. Стойкое, необратимое снижение интеллекта с преобладанием нарушений мышления носит название слабоумие (деменция). Кроме слабости суждения, нарушения продуктивности мышления, при слабоумии снижается круг интересов, угасают эмоции, нередко ослабевает память. Нарушения интеллекта, обусловленные врожденными или рано приобретенными (до трехлетнего возраста) неблагоприятными факторами, называется малоумием (олигофренией).

Расстройство сознания

При нарушении сознания деятельность теряет целенаправленный подконтрольный, осознанный характер, исчезают его ясность, осмысленность поведения, способность ориентироваться во времени и пространстве и т.д. При его расстройствах выделяют:

Оглушеннность сознания - сопровождается обеднением психики. В этом состоянии восприятие внешних впечатлений и их переработка затруднены, ориентировка большей частью отсутствует, задаваемые вопросы больной воспринимает с трудом, отвечает на них неполно и непоследовательно; он находится в состоянии растерянности, безучастности, движения бедны и замедлены, выражение лица безразличное. Воспоминания обычно не сохраняются. При усугублении состояния оглушение переходит в сопор и кому.

Делириозное состояние сознания характеризуется обилием ярких, образно-наглядных, зрительных галлюцинаций в виде беспрерывно меняющихся сцен, образного бреда и двигательного возбуждения; а также дезориентировкой в месте, времени, с сохранением ориентировки в собственной личности.

Онейроидное состояние характеризуется фантастически-бредовыми переживаниями и грезоподобными видениями, за которыми больные пассивно наблюдают, находясь в состоянии двигательной заторможенности. При этом расстраиваются все виды ориентировки.

Аментивное состояние выражается в расстройстве осмысления, произношении бессмысленного набора слов, состоянии растерянности, дезориентировке всех видов, иногда однообразном возбуждении в пределах постели, метании из стороны в сторону.

Сумеречное состояние сознания характеризуется глубокой дезориентировкой в окружающем, которое воспринимается неотчетливо, неясно, как в тумане или в сумерках. При этом расстройстве сознания восприятие окружающего частично сохраняется. Подобные состояния могут сопровождаться яркими зрительными галлюцинациями устрашающего характера, образным бредом, чаще всего бредом преследования и бурными аффектами страха, злобы, гнева.

Следует отметить, что делириозное, онейродное, аментивное и сумеречное состояние сознания сопровождаются утратой памяти (амнезией) на реальные события, происходившие с больным.

Расстройства поведения и волевые нарушения

Волевое поведение - это совокупность таких действий и поступков, которые сознательно направлены человеком на достижение поставленных им целей и на удовлетворение определенных потребностей.

В отличие от животных, поведение которых выражается в их приспособлении к условиям среды, человек не только приспосабливается к действительности, но сознательно и целенаправленно изменяет и преобразует ее применительно к своим запросам.

Все действия, направленные на достижение поставленной цели, т. е. волевые, сопровождаются вниманием.

Под вниманием понимается определенная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте, выделение его среди прочих с одновременным отвлечением психической активности от всего остального.

Многообразные нарушения волевых функций при психических заболеваниях могут выражаться как в повышении, так и в понижении деятельности.

Характерной особенностью нарушений поведения психически больных является то, что раньше всего нарушаются онтогенетически более поздние виды деятельности, и за счет их ослабления более резко выступают онтогенетически более старые виды. Сложные волевые акты заменяются простыми, простые - автоматизированными, а последние - инстинктивными.

Расстройства памяти

Усиление способности воспроизведения в памяти забытых отдельных фактов, событий и действий носит название гипермнезии. Такое обострение воспоминания касается преимущественно отдельных фактов и событий и может возникнуть при болезненных состояниях психики - при инфекционном заболевании с высокой температурой тела, при воздействии на мозг некоторых наркотических ядов, под влиянием волнения, в состоянии крайней опасности, при маниакальных состояниях. Гипермнезия встречается редко, и практическое значение ее невелико.

В качестве болезненного симптома чаще всего наблюдается гипомнезия, т. е. ослабление памяти.

Под влиянием ряда причин, могут наблюдаться выпадения из памяти и утрата воспоминаний. Это явление носит название амнезии. В тех случаях, когда из памяти выпадают воспоминания о событиях, имеющих место до возникновения заболевания, такое явление носит название ретроградной амнезии.

Иногда из памяти выпадают воспоминания о событиях, относящихся к периоду после начала заболевания или возникновения болезненного состояния. Это так называемая антероградная амнезия.

Третьим видом амнезии является фиксационная, когда нарушается фиксация в памяти текущих событий. При ней провалы в памяти замещаются ложными воспоминаниями (псевдореминисценции), сущность которых заключается в том, что больные сообщают об имевших в далеком прошлом событиях, как о чем-то только что происшедшем, или конфабуляциями, когда пациенты заполняют провалы в памяти событиями, которых в жизни не было и не могло быть.

Расстройство эмоций

Каждое ощущение сопровождается той или иной эмоциональной реакцией. Вкус сладкого, мелодичные певучие звуки, дуновение теплого ветерка - все перечисленные и подобные им другие ощущения большей частью сопровождаются неприятным чувством. Такого рода элементарные эмоции, связанные с простейшими ощущениями и отражением отдельных свойств предмета, представляют собой эмоциональный тон ощущений.

Более сложными эмоциями по сравнению с эмоциональным тоном является настроение, под которым понимается более или менее устойчивое эмоциональное состояние, придающее окраску другим переживаниям человека. Оно бывает радостным, печальным, бодрым или вялым, веселым или грустным.

Одной из форм эмоциональных реакций человека на воздействия внешнего мира, при которой эмоциональные проявления носят характер кратковременной, но бурно протекающей вспышки, является аффект. Сюда относятся ярость, ужас, отчаяние и др. Вызывая в коре головного мозга очаг доминантного возбуждения и оказывая тормозящее действие на другие участки мозга, аффект влечет за собой в какой-то степени сужение поля сознания, фиксацию его на вызвавших явлениях и снижение контроля над поведением. Однако человек может преодолеть аффект.

Патологический аффект рассматривают как болезненное состояние, возникающее у психически здорового человека. Длится он непродолжительное время, сопровождается помрачением сознания, выражается в беспорядочном, большей частью агрессивном поведении с разрушительными действиями и заканчивается спадом физических и психических сил с последующим глубоким сном и амнезией.

Болезненный характер эмоций нередко заключается в том, что чувства, присущие психически здоровому человеку, при психической болезни возникают легко, по незначительному поводу или даже без повода, и носят длительный и устойчивый характер. Примером болезненно приподнятого настроения является маниакальное состояние. Когда подобное приподнятое настроение сопровождается благодушием, беспечностью, чувством беспричинной радости, довольством и безмятежностью, не оправдываемой объективным состоянием человека, говорят об эйфории.

Противоположным эйфории и повышенному настроению является состояние депрессии, выражающееся в болезненно угнетенном настроении. Больные в депрессивном состоянии испытывают беспричинную тоску, тревогу, обвиняют себя во всякого рода проступках; будущее рисуется безнадежным, выход видится в совершении суицидов, при подготовке которых больные весьма изобретательны.

Дисфория - это внезапно, беспричинно и приступообразно возникающее болезненное расстройство настроения, проявляющееся в раздражительности, злобности, недовольстве всем окружающим и самим собой, сопровождающееся иногда страхом и агрессией. Подобные состояния обычно возникают периодически, носят устойчивый характер и длятся несколько дней подряд. В состоянии дисфории больные нередко прибегают к алкоголю. Дисфория наблюдаются в основном у лиц, страдающих эпилепсией и перенесших травму мозга.

Нередко в актах СПЭ упоминаются симптомы негативные и симптомы позитивные. Симптом психический негативный - общее определение признаков усиления психической деятельности (бред, галлюцинации, аффект и др.).

Основные синдромы психических расстройств

Психические заболевания проявляются обычно как в отдельных симптомах, так и в их постоянных и типичных сочетаниях. Комплекс связанных между собой нескольких симптомов носит название симптомокомплекса или синдрома.

Синдром не является диагнозом заболевания. Он может быть присущ нескольким болезням. Различают следующие основные группы синдромов:

1. Невротические - это астенический (состояние повышенной утомляемости, характеризуется частой сменой настроения, раздражительной слабостью, истощаемостью, вегетативными нарушениями и расстройствами сна), истерический (психогения с многочисленными полиморфными симптомами, внешне напоминающими различные болезни), навязчивый (возникновение неодолимых, чуждых личности мыслей, страхов и движений при сохранности критического отношения к ним и попыткам бороться с ними), ипохондрический (необоснованный страх за свое здоровье), сенестопатический (тягостные ощущения в теле и внутренних органах).

2. Аффективные, имеющие в основе расстройства эмоций и настроения, к которым относятся: маниакальный (чрезмерное стремление к деятельности с незаконченными поступками и немотивированными переходами от одного вида деятельности к другому, на фоне повышенного настроения, ускорения мышления и речи), депрессивный (подавленное настроение, снижение психической активности, двигательные расстройства и соматические нарушения), галлюцинаторный, параноидный (психозы с бредовыми расстройствами), парафренный (бред величия), сверхценных идей (определяющих поведение и подчиняющих личность), галлюцинаторно-параноидный (психического автоматизма, бред преследования и др.).

3. Кататонические - это двигательные нарушения в виде возбуждения или заторможенности (ступора).

4. Нарушения сознания, характеризующиеся отрешенностью, дезориентировкой, нарушениями мышления и памяти (оглушение, сопор, кома, делириозный, онейроидный, аментивный синдромы, сумеречное состояние сознания).

5. Амнестические - это проявления амнезии, дезориентировки, конфабуляции (вымышленные события принимают форму воспоминаний).

6. Слабоумия, который характеризуется изменением личности (заострение черт характера), ее дисгармонией (расстройство характерологических черт, изменение особенностей характера), распадом (маразм) и др.

7. Психоорганические, при которых выявляются нарушения памяти и интеллекта, аффектность. Их чаще диагностируют при травмах ЦНС, сифилисе, в инволюционном периоде.

Различают позитивные (продуктивные) психопатологические синдромы, имеющие тенденцию к обратному развитию и восстановлению нормальной психической деятельности (астенический, истерический, аффективный, помрачения сознания) и негативные (дефицитарные) - довольно стойкие, необратимые (амнестический, слабоумия, психоорганический).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал