![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком
Человеческий мозг обладает определенными особенностями восприятия окружающей нас действительности, которые необходимо помнить при разработке и использовании аудиовизуальных средств обучения. Мозг отличается тем, что имеет склонность выделять главное. Эта склонность подчиняется определенным закономерностям. В процессе эволюции человеческий мозг выработал определенные реакции (на уровне подсознания) на различные виды раздражителей. То есть неправильно расставив акценты на наглядном материале или в учебном фильме можно вызвать совершенно противоположную реакцию у обучающегося. Большие объекты (и псевдоувеличенные) острее воспринимаются, но чем сильнее реакция на объект - тем сильнее отторжение в случае несоответствия изображения поставленной цели. Цвет в определенных пропорциях способен создавать настроение и привлекать внимание, но при нарушении этих соотношений в сторону увеличения может восприниматься нами как опасность и вызывать реакцию недоверия. Среди однородных объектов внимание концентрируется на тот объект, который отличается какими-то качествами. Так, например как один черный объект выделяется среди группы белых, большой - среди маленьких и т.д. Глаз человека обладает определенным углом зрения, что обеспечивает поле благоприятного восприятия. Максимальный угол восприятия глаза 57°, оптимальный – 35-40°. Эти данные позволяют определить наиболее благоприятные размеры демонстрируемого изображения. Например, если экран монитора компьютера находится на расстоянии в 35-40 см от глаз человека, то оптимальный размер изображения составляет 15- 18 см по высоте и 10-14 см по ширине (учтены особенности бинокулярного зрения). Важен не только благоприятный размер, но и размещение основных элементов в соответствии с законами композиции. Наш взгляд концентрирует внимание на достаточно небольшой области изображения, а остальную часть, ближе к краям, как бы размывает. Мозг просто отсеивает эту информацию 32 " Обучение в сотрудничестве" Одной из современных образовательных технологий является «Обучение в сотрудничестве». Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественнонаучных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. Организационная структура при групповом способе обучения состоит из групповых, индивидуально-обособленных и только отчасти парных (учитель-ученик) учебных занятий Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующем учеником, начинать может либо сильный, либо слабый ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные [4]. Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой. Иначе, каждый ученик повышает ранее достигнутый результат. И сильный, и слабый ученики могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Такой метод может быть использован на занятиях по разным предметам. Это - чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником. Разновидностью организации обучения в сотрудничестве является командно-игровая деятельность. Другой подход в организации обучения в сотрудничестве называется «пила». Учащиеся организуются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ученики встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Еще дополнения технологии обучения в сотрудничестве является работа с карточками. Иначе говоря одним вариантом, в качестве самостоятельной работы группам задается составить к своей части темы урока шпаргалку, которые впоследствии собираются в «карточку-шпаргалку» по всей теме. Таким образом, группа с самого начала имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Результаты применения технологии следующие: усвоение материала, навыки самостоятельной работы с литературой, умение правильно обрабатывать информацию, анализировать и делать выводы, давать вопросы, умение ценить труд свой и своих партнеров, умение общаться со своими сверстниками Технология обучения в сотрудничестве имеет намного больше преимуществ перед стандартным уроком. Материал, проработанный всеми вместе учениками путем обсуждения, в вопросно-ответной форме, усваивается и запоминается лучше. Он более интересен как сам акт познания, чем рассказ учителя. В итоге можно говорить о положительном влиянии применения технологии «обучения в сотрудничестве» на качество усвоения знаний.
25.Аудиовизуальные технологии на уроке ИЗО
27.Технология развивающего обучения (Гармоническое развитие личности ребенка)
1. Актуальность развивающего обучения Основная цель школы – научить ребенка мыслить. Развитие мыследеятельности - основа интеллекта человека. Именно развитием мышления и воображения определяется интеллектуальный уровень учеников, их переход от одной ступени умственного развития к другой. Поскольку развитие интеллекта ребенка связано с развитием мыследеятельности, то применяемая технология развивающего обучения должна обеспечить мотивацию и постоянное движение мысли к внешней знаковой речи и наоборот. Развивающие технологии как раз и являются основным средством адаптации к требованиям программ обучения, т.е. полного освоения знаний и умений. 2. Общие основы технологий развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Разработка концепции. Технология развивающего обучения, разработанная Элькониным — Давыдовым, принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на развитие теоретического мышления школьников, она считается одной из самых эффективных существующих технологий. ЦЕЛЬ в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова: Формирование у детей основ творческого мышления через осуществление ими учебной деятельности, а также определенных способностей (рефлексии, анализа, планирования) по самосовершенствованию. Знания в данной системе являются не самоцелью, а только средством. В процессе этой деятельности ученик обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других с этими объектами, тем самым он учится мыслить. Предметное содержание
|