Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние отрицательных ситуативных эмоций на эффект наводящего действия при решении творческих задач
закрепляющая наводящую задачу, выполняет положительную функцию, ибо наводящая задача не является объективно сложной и ее решение достигается даже при отрицательном эмоциональном возбуждении, которое и закрепляется у испытуемых с помощью этого отрицательного возбуждения. В результате эмоционально закрепленный принцип решения наводящей задачи, как бы «замыкаясь» с эмоциональной активацией, возникающей в процессе решения основной задачи (в частности, с эмоциональным возбуждением, предшествующим решению задачи), приводит к нахождению принципа ее решения. Причем одним из важных является тот факт, что некоторые испытуемые частично осознают обстоятельства наведения на решение основной задачи (см. высказывания испытуемых после опытов 3-й серии). Тем не менее, отрицательная эмоциональная активация, вызванная общей ситуацией (эмоции «извне»), при решении основной задачи (уровень трудности которой является высоким) подавляет необходимые для достижения объективно верного результата «интеллектуальные» эмоции и в итоге взаимодействие «интеллектуальных» и «ситуативных» эмоций дает отрицательный эффект. Подводя итоги обсуждения полученных результатов, можно заключить, что экспериментально создаваемое в лабораторных условиях эмоциональное возбуждение положительного и отрицательного знака оказывало значительное влияние на мыслительную и в частности на творческую деятельность испытуемых. Следовательно, искусственно создавая эмоциональную активацию — вызывая эмоции «извне», представилась возможность не только проследить их функции в мышлении, но и в какой-то мере управлять творческим процессом, способствуя скорейшему нахождению объективно верного решения или, наоборот, делать его нахождение невозможным. Нам представляется, что использование «эмоционального допинга», выступающего в качестве стимулятора поискового процесса (типа эмоционального закрепления наводящей задачи), открывает значительные перспективы в исследовании процессов творческого мышления. Выводы. 1. Влияние «ситуативных» положительных и отрицательных эмоций на мыслительную деятельность, не носящую творческого характера, всегда однозначно. 2. При решении творческих задач влияние «ситуативных» эмоций на мыслительный процесс не однозначно, в частности, отрицательные эмоции могут выполнять как отрицательную, так и положительную роль, в связи с тем что происходит взаимодействие «интеллектуальных» и «ситуативных» эмоций. 3. В результате эмоционального закрепления наводящей задачи испытуемые частично осознавали обстоятельстйа наведения на решение основной задачи. 4. Метод «эмоционального допинга» (эмоционального закрепления) раскрывает некоторые возможности управления творческим процессом.
|