Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды архитектурной графики. Специфика творческого процесса по созданию архитектур­ного объекта состоит в его двуединстве






Специфика творческого процесса по созданию архитектур­ного объекта состоит в его двуединстве. На первом этапе творче­ства (“идеальном”) архитектор работает над моделью архитек­турного объекта - комплексом чертежей и макетов будущей по­стройки. На втором этапе творчества (“материальном”) архитек­тор наблюдает и контролирует строительство архитектурного объекта, которое осуществляется по чертежам и является матери­альной реализацией проектных материалов первого этапа.

Начиная с XV в. архитектор занимается почти исключи­тельно первой частью этого творческого процесса, которая в наше время носит название “проектирование”. Проектирование архи­тектурного объекта невозможно без изобразительного отображе­ния замыслов архитектора в графике и объемных моделях. Боль­шая часть изобразительной информации, возникающей в процес­се проектирования, передается и формируется в графике. Ко вто­рой половине XVII] в., когда повсеместно была признана теория изображения архитектурного объекта в ортогональных проекци­ях, сформировались основные виды архитектурной графики, ко­торые к настоящему времени отражают задачи проектного про­цесса и носят название эскиз, чертеж и архитектурный рису­нок.

Каждый из названных видов архитектурной графики имеет свою изобразительную специфику, отвечает определенным тре­бованиям. Процесс проектирования построен таким образом, что поиск архитектурной идеи осуществляется с помощью эскиза, а оформление архитектурного чертежа с помощью архитектурного рисунка.

Изобразительные формы архитектурного эскиза и архитек­турного рисунка очень схожи, а целевые назначения изображения

различны. Архитектурный эскиз - способ совершенствования творческого замысла архитектора. Архитектурный рисунок - лю­бое рисованное произведение архитектора, выполненное не обя­зательно с профессиональной целью. Сюжет архитектурного ри­сунка может иметь самостоятельное значение (набросок с натуры, графический рисунок - иллюстрация и т.д.), но может быть составной частью чертежа, эскиза.

Навыки эскизирования и рисования очень важны для архи­тектора, так как с их помощью фиксируются его профессиональ­ные замыслы, совершенствуется его графическое мастерство, творческие способности. Кроме того, навыки архитектурного ри­сунка необходимы для изображения окружающей предметной и природной среды, элементов оборудования, поскольку с их по­мощью архитектурный объект приобретает реальные размеры, правильно соотносится с человеком, природой.

Архитектурный эскиз - форма изобразительного поиска, с которого начинается проектный процесс. Выполняют эскизы от руки и делят условно на группы:

· эскиз-идея - поиск основных контуров образа проекти­руемого объекта;

· фор-эскиз - углубленная эскизная разработка идеи объек­та, определение всех его параметров и деталей;

· рабочий эскиз - эскизная разработка состава проекта, эс­кизы проектных чертежей с размерами и другими подробностями;

· клаузура - вид учебных упражнений, имеющий признаки эскиза, с ограничением времени и места исполнения.

Кроме того, существует такое понятие, как ‘проектная экс­позиция'’. Поскольку в состав проекта входит множество черте­жей, то для раскрытия темы может быть отобрана только их часть. Количество зависит от объема проекта, целей экспозиции, полноты сообщения и подготовки зрителей. В набор чертежей могут быть добавлены чертежи, рисунки, модели и другие изо­бражения, повышающие качество экспозиции. Эскиз проектной экспозиции передает состав и взаимное расположение ее мате­риалов.

Архитектурный рисунок (здесь) - вид архитектурной гра­фики, имеющий вспомогательное значение, позволяющий лучше показать архитектурный объект, его от­ношения с окружающей средой.

Основным видом графики в архитектурной деятельности яв­ляется чертеж.

Архитектурный чертеж - это изображение, передающее информацию о размерах, форме и конструкции объекта. В совре­менном чертеже построение объекта выполняется по законам на­чертательной геометрии. Чертеж применяется на всех стадиях проектной работы, для каждой из которых характерна своя мане­ра чертежной графики (эскизный, обмерочный, рабочий, демон­страционный чертежи). Разновидности архитектурных чертежей зависят от постановки конкретных проектных задач, поэтому раз­личают:

- рабочие чертежи - комплекс изображений планов, сече­ний, узлов и деталей, необходимых для строительства данного объекта. Они требуют знания действующих нормативов и стан­дартов. Если архитектор не полностью контролирует их разра­ботку, то его первоначальная идея может быть искажена из-за низкой квалификации техника-чертежника, косности инженера- конструктора или просто конъюнктурных соображений;

- обмерочные чертежи - результат обмеров существующих архитектурных сооружений, деталей декора, параметров мону­ментальной скульптуры и др. Обычно обмерочные чертежи вы­полняют в две стадии: на первой от - руки рисуется чертеж без масштаба с проставлением размеров (кроки), на второй изобра­жение проекций объекта, узлов и деталей делается по стандартам рабочего проектирования;

- демонстрационные чертежи - предназначены для показа зрителям с любой подготовкой и уровнем культуры. Цель такого показа - донести авторский замысел до зрителя. Чертеж должен отражать состояние, близкое к реальному восприятию, устанав­ливать связи сооружения с окружающей средой с использованием перспективной проекции, выявлением пластики самого сооруже­ния. Архитектор всегда должен не только сам уяснить идею объ­екта, способ ее материальной реализации, проверить в графиче­ском и объемном моделировании правильность своего замысла, но и дать возможность заказчик)' оценить качество проекта. Ком­плекс демонстрационных чертежей должен давать полную ин­формацию о тектонической и образной трактовке сооружения, структуре его планировочного, конструктивного и функциональ­ного решений, а также давать представление о том, как будет вы­глядеть постройка в условиях природной или городской среды с наиболее вероятных точек подхода и подъезда. В настоящее вре­мя распространены 3 подхода:

1 - выявление пластической структуры сооружения (без ан­туража, для масштаба - фигура человека или машина);

2 - выявление пространственных взаимосвязей с окружаю­

щей средой (контуром - среда, объект - выделен);

3 - выявление условий реального восприятия проектного со­оружения (коллаж, фотомонтаж, компьютерная графи­ка).

Ортогональный чертеж - изображение предмета, отдель­ные виды которого (план, фасад, боковой вид) параллельно спроецированы на две (или три) взаимно перпендикулярные плоскости. Это самый точный и рациональный метод изображе­ния предмета на плоскости, на котором основана вся система со­временного проекционного черчения.

Проектная экспозиция. Число, содержание и характер гра­фики чертежей зависит от объема проектной работы и от уровня людей, которым адресуется проект. В проектной экспозиции должна быть отражена следующая информация:

- функциональные особенности архитектурного объекта, отражающие специфику его функционального и конструктивного устройства, генплан, поэтажные планы, разрезы (конструктивные особенности и внутренняя организация), схемы, поясняющие функциональную структуру объекта и его территории;

- эстетические особенности; ортогональные, аксономет­рические или перспективные изображения фасадов, деталей зда­ния, разрезов с отображением пластики и декора интерьеров.

Лекция 2


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал