Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка регулирующего воздействия
ОРВ - это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки законопроектов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, граждан), так и бюджетов всех уровней, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия. Институт оценки регулирующего воздействия является экономическим инструментом, структурированным в определенной системе процедур. Одним из важных элементов данной системы является процедура публичных консультаций. Оценка регулирующего воздействия, известная в мире как Regulatory Impact Analysis или Regulatory Impact Assessment (RIA), введенная в практику западноевропейских стран с 70-х годов XX века, проводится с целью определения и количественной оценки эффектов предлагаемого регулирования до того, как будет принято такое решение. Внедрение института ОРВ в правотворческую практику Российской Федерации было осуществлено Минэкономразвития России в середине 2010 года. Развитие новых институтов, таких как ОРВ и публичные консультации с представителями адресатов правового регулирования, неизменно основывалось на общепринятых принципах прозрачности процедур, широкого и свободного доступа к участию в них любых заинтересованных лиц, необходимости анализа всех возможных выгод и издержек адресатов регулирования, а также государства, необходимости оценки внешних эффектов и рисков, возникающих при принятии регулятивных решений. Институт оценки регулирующего воздействия высоко оценен представителями предпринимательского сообщества, как механизм «сверки часов» и действенный инструмент донесения до органов власти позиции самых широких заинтересованных групп по вопросам осуществления предпринимательской деятельности. Процедура ОРВ на протяжении последних лет рассматривается Правительством как один из ключевых элементов системы мер по улучшению качества правотворчества в цепом. За пять лет подготовлено более 4600 заключений об ОРВ, более трети которых - отрицательные. Ежемесячно в отношении 30-40% проектов актов, проходящих процедуру ОРВ, делается вывод об избыточности н затратности требований для хозяйствующих субъектов и бюджета. Ключевые достижения развития института ОРВ в России: 1) расширение предметной области оценки. 2) закрепление модели ОРВ, при которой федеральные органы исполнительной власти - разработчики проектов нормативных актов в предметной области ОРВ сами осуществляют проведение оценки. 3) запуск официального сайта для проведения процедур ОРВ проектов нормативных актов – regulation.gov.ru, позволяющий представителям профессиональных сообществ и потенциальным адресатам правового регулирования высказать свое мнение по проектам разрабатываемых органами государственной власти регуляторных решений, 4) запуск механизма экспертизы действующих нормативных актов ведомств на предмет наличия в них избыточных требований и ограничений при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности {по итогам экспертизы Минэкономразвития России может инициировать отмену или изменение рассмотренных актов или их отдельных положений), 5) закрепление обязательного проведения процедуры ОРВ в отношении проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Применение таких инструментов как ОРВ, проведение публичных консультаций, экспертизы позволяет достичь следующих результатов: • улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность страны или региона; • обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов принятия регулятивных решений; • сделать принимаемые регулятивные решения исполнимыми для потенциальных адресатов регулирования; • ограничить необоснованные издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности; • снизить риски, связанные с введением нового регулирования; • повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям. В современном мире данные параметры являются наиболее важными факторами, определяющими надежность и стабильность деловой среды в глазах как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
6. «Провалы (фиаско) рынка» Провалы рынка или фиаско рынка – англ. Market Failure, является ситуацией, которая возникает в случае, когда имеющиеся на рынке ресурсы распределяются неэффективно. Эта ситуация в экономике может принимать много форм и появляться во множестве ситуаций, и это часто воспринимается как что-то, что должно быть исправлено посредством вмешательства со стороны правительства. Например, когда рыболовная отрасль испытывает фиаско рынка, ожидается, что правительство примет ряд стратегических решений, которые позволят решить эту проблему.
|