Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 13. Концепция государственности – составная часть национально-государственной идеологии
1. Истоки идеологии белорусской государственности. 2. Идеология белорусского государства на современном этапе. 1. Истоки идеологии белорусской государственности. Идеология белорусского государства возникла не на пустом месте и не в одночасье. Её истоки следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной жизни, во взаимоотношениях с другими народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы аккумулировать в современной идеологии белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом в процессе становления и развития своей государственности. Первые государственные образования на восточнославянских землях стали возникать ещё в VI–IX вв. В это время на территории современной Беларуси существовали три территориальные культурно-этнические объединения – дреговичи, кривичи и радимичи. Дреговичи занимали большую часть Южной и значительную часть Средней Беларуси (между Припятью и Западной Двиной). Радимичи заселяли земли между Днепром и Десной (основной ареал их расселения – бассейн реки Сож). Кривичи жили на севере Беларуси и в соседних районах Подвинья и Поднепровья (в верховьях рек Западной Двины, Днепра и Ловати). Кривичи были самым многочисленным населением восточнославянских земель. Ещё до середины IX в. на территории, населённой древнеславянскими племенами, стали формироваться раннефеодальные княжества. У них были свои территории, которые складывались из волостей, бывших родовых об-щин. В каждой волости было своё вече и свой князь с дружиной. Законода-тельная власть в волости принадлежала вечу – народному собранию. Вече выбирало князя, объявляло войну и заключало мир, принимало решения, которые регулировали хозяйственные и общественно-правовые отношения. Исполнительная власть в волостях осуществлялась волостными князьями. Они вместе с дружинами защищали территории волостей от внешних врагов, совершали военные походы в соседние земли, вершили суд над своими подданными. Развитие земледелия и животноводства, городов, ремесла и торговли, а также необходимость объединения для защиты славянских земель от набегов хазар, печенегов, половцев и других воинственных кочевников привели к созданию могущественной державы, которая называлась Киевской Русью. Летописцы свидетельствуют, что уже в начале IX в. существовали два восточнославянских союза: северный – с центром в Новгороде и южный – с центром в Киеве. Поздней эти союзы объединились и создали единое государство – Киевскую Русь. Земли дреговичей, радимичей и кривичей вошли в состав этого государства. Радимичи перестали платить дань хазарам, а кривичи – варягам. Они оказались под защитой Руси. Киевская Русь – это раннефеодальное монархическое государство. Во главе его стоял великий князь. В состав государства входили отдельные земли во главе со своими князьями. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого киевского князя. Они должны были являться со своими дружинами по требованию великого киевского князя для осуществления военных походов. Подвластное местным князьям население платило дань великому киевскому князю. В то же время местные князья имели почти неограниченную власть в своих княжествах. Киевская Русь представляла собой специфическое раннефеодальное государство. Она не была единым, централизованным, монолитным государственным образованием. Киевская Русь сформировалась как федерация феодальных княжеств, каждое из которых сохраняло относительную самостоятельность и самобытность. Киевскую Русь можно назвать феодальным федеративным монархическим государством с мощной военной организацией. Это позволяло ей защищаться от соседних государств и отражать набеги воинственных кочевников, самой совершать завоевательные походы и некоторое время держать в подчинении местных князей и бояр, склонных к сепаратизму. В период Киевской Руси на территории Беларуси самыми значительными были Полоцкое и Туровское княжества, которые входили в состав Древнерусского государства. В Полоцке существовала местная княжеская династия. Среди полоцких князей наибольшую известность получили князья Брячеслав и Всеслав, которые правили Полоцким княжеством на протяжении ХІ в. В это время расширилась территория княжества, возросло его политическое значение. Полоцкие князья старались проводить независимую от Киева политику. Законодательная власть в Полоцком княжестве принадлежала вечу или народному собранию. Вече приглашало князей на княжение, издавало законы, утверждало объявление войны или заключение мира. Власть веча распространялась не только на город, но и на всю волость. В Полоцке вече просуществовало до конца ХV в. (1488 г.), когда город получил макдебургское право. Исполнительная и судебная власть в Полоцком княжестве принадлежала князю. Князья занимались военным делом, ходили в походы со своими дружинами в другие земли, они также вершили суд и охраняли торговые пути в своём княжестве. В начале ХІІ в. Полоцкое княжество вступило в период феодальной раздробленности и распалось на несколько удельных княжеств: Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др. Другое раннефеодальное княжество на территории Беларуси – Туров-ское – возникло в конце ІХ в. Туровское княжество принадлежало то Полоцку, то Киеву в качестве части великокняжеских владений. Во второй половине ХІІ в. в Турове возникла самостоятельная княжеская династия, однако уже в конце ХІІ – начале ХІІІ в. на территории Туровского княжества образовался ряд мелких феодальных княжеств: Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецкое, Дубровенское. Таким образом, Полоцкое и Туровское княжества имели все атрибуты государственной власти – законодательной (вече), исполнительной (князья и дружина), судебной (князья и тиуны). Эти княжества можно считать первыми раннефеодальными государствами на территории Беларуси. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на существование в различных частях древнерусского государства особых культурных и политических традиций, Киевская Русь сыграла важную роль в собирании и объединении всех восточнославянских земель. В результате объединения различных общностей (кривичей, дреговичей, радимичей, полян, древлян, вятичей и других) сформировалась новая восточнославянская этническая общность – древнерусская (восточнославянская) народность. Во второй половине Х в. утвердилось общее название этой территории – Русь. Среднее Поднепровье стало называться Русской землёй, киевские князья – русскими князьями. В древнерусском государстве была закреплена общность языка и культуры населения всей Руси, решительно доминировали общерусские черты, которые обеспечивали культурную монолитность восточнославянского “русского мира” на всей территории от Карпат до Белого моря. Не последнюю роль в этом сыграли единые славянские корни всех составляющих древнерусскую народность общностей. Славянский характер этноса был закреплён в самоназвании – “русь”, “русы”, “русские”. Поэтому древнерусскую народность следует считать важнейшим этапом в формировании трёх братских народов – белорусского, великорусского и украинского. Таким образом, уже в ранней древности была сформулирована идея общерусского единства. Не подлежит сомнению и то, что идея белорусской государственности восходит к древнерусской государственности и имеет общерусские корни. Дальнейшее усиление системы феодальных отношений, возникновение мощных местных феодальных центров, сепаратизм местных феодалов привели к ослаблению Киевской Руси. В начале ХІІ в. Древнерусское государство распалось на отдельные княжества и феодальные республики. В этот период Киевская Русь уже не представляла собой единого политического целого и состояла из ряда отдельных земель – княжений. Территория Беларуси входила в состав Полоцкого, Туровского, Пинского, Новогрудского и частично Смоленского, Черниговского, Киевского и Вла-димиро-Волынского княжеств. В начале ХІІІ в. процесс политического дробления пошёл ещё быстрей. Княжества стали дробиться на уделы. Поэтому ХІІ–ХІІІ вв. прошли в непрерывных междоусобных войнах. В то же самое время в ХІІІ в. складываются предпосылки возникновения в Европе нового государственного образования – Великого княжества Литовского. Среди причин, подталкивавших западнорусские княжества к объединению, были как внутренние, так и внешние факторы. Это – интенсивное развитие феодальных отношений, которое всегда ведёт к обострению классовой борьбы и усилению объединительных тенденций, а также внешняя угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар. Объединяющей силой западнорусских княжеств выступила власть великих князей литовских. Процесс создания ВКЛ был продолжительным и сложным. Он длился более столетия – со 2-й четверти ХІІІ в. до 3-й четверти ХІV в. Пути, способы и обстоятельства присоединения отдельных земель к Великому княжеству Литовскому были различны. В одних случаях территория присоединялась с помощью военной силы, в других – на основе союза между русскими и литовскими князьями, в третьих – путём династических браков. В результате этих процессов на протяжении ХІІІ – ХІV вв. в Центральной и Восточной Европе появилось феодальное государство – Великое княжество Литовское, которое занимало территорию современных Литвы и Беларуси, большую часть Украины и часть России (Смоленскую, Тульскую и Орловскую области). В ХV в. ВКЛ простиралось от Балтийского до Чёрного моря и от границ Польши и Венгрии до Подмосковья. Великое княжество Литовское представляло собой полиэтническое государство четырёх основных народов – белорусского, русского, украинского и литовского, где славяне занимали примерно 11/12 территории и составляли около 80 % населения страны. Объединение всех земель Беларуси в одно государство обусловило укрепление этноорганизующих связей между разными территориальными частями населения, содействовало их консолидации и формированию белорусской народности. В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили в Беларуси в ХІV – ХVІ вв., сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность – белорусская народность с её основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определённым уровнем самосознания. Именно в этот период отчётливо проявляется этническая самобытность белорусского народа – развивается родной язык, письменность, философская и социально-политическая мысль, правотворчество, складываются национальные обычаи и традиции, укрепляется приверженность населения православному вероисповеданию. Однако политическая история Великого княжества Литовского дала белорусскому народу скорее негативный, чем позитивный опыт развития государственности. Принципы, заложенные в основу государственного устройства ВКЛ, постоянно провоцировали борьбу центробежных и центростремительных тенденций. И эта борьба, в конечном счёте, привела к фактической потере государственного суверенитета. С самого начала существования ВКЛ были заложены основы федералистских начал в государственном строительстве феодальной монархии (относительная автономия присоединённых земель, их самобытность и сохранение изначального строя, неограниченная власть князей в своих вотчинах и т. д.). Верховная власть стремилась к централизации. Чтобы ликвидировать оппозицию централизаторской политике, Витовт силой оружия ликвидировал систему наследственного землевладения, институт княжения заменил институтом наместничества (после смерти владельца земля не делилась между наследниками, как на Руси, чаще на престоле оставался один из наследников в качестве великокняжеского наместника). Однако выборность великих князей литовских на основе Кревской унии 1385 г., возрождение литовского престола в соответствие с Островским соглашением 1392 г., ликвидация Витовтом областных княжений, количественный рост, политическое и экономическое возвышение военно-служилого сословья (боярства и шляхетства), его нежелание иметь в стране неограниченную власть великого князя – всё это свидетельствовало не только об успехах в деле централизации, но и о постепенном обретением Великим княжеством Литовским статуса ограниченной конституционной монархии. В конце ХІV – ХVІ вв. важнейшим направлением внешней политики Великого княжества Литовского стали отношения с Польшей. Первой серь-ёзной попыткой инкорпорации ВКЛ в Польскую Корону была Кревская уния 1385 г. Условия унии предусматривали лишение княжества самостоятельного существования и включение его в состав Польши. Однако благодаря сопротивлению белорусско-литовских феодалов ещё полтора века ВКЛ оставалось суверенным государством, находясь только в состоянии персональной унии с Польшей. Ко второй половине ХVІ в. созрели условия для более тесного государственного объединения Великого княжества Литовского с Польшей. Первая группа причин этого объединения связана с внешнеполитическими обстоятельствами. Соперничество между Великим княжеством Литовским и Великим Московским княжеством за славянские земли вылилось в первой половине ХVІ в. в целый ряд русско-литовских войн, в результате которых ВКЛ потеряло? своей территории. С 1500 по 1569 г. в пределы Великого княжества Литовского 45 раз врывались полчища крымского хана, в том числе 10 раз они опустошали территорию Беларуси. Борьба ВКЛ, Польши и Московского государства за Ливонию привела к длительной Ливонской войне (1558–1583). Чтобы более успешно противостоять агрессии, Польша предложила ВКЛ объединиться в единое государство под эгидой Польши. Вторая группа причин связана с внутриполитическим развитием ВКЛ. Средняя и мелкая шляхта была недовольна властью великого князя и магнатов, считала привилегии польской шляхты большими и поэтому активно выступала за объединение с Польшей, надеясь получить в новом государстве ещё больше привилегий. Третья группа причин носила династический характер. После трёх браков у польского короля и великого князя литовского Сигизмунда ІІ Августа не было наследников. Он решил жениться четвёртый раз, но по католическому обряду это можно было сделать только с разрешения папы римского. Сигизмунд ІІ Август начал выслуживаться перед Ватиканом и исполнять любые желания польских магнатов и католического духовенства. Люблинская уния, силой навязанная Великому княжеству Литовскому поляками во главе с Сигизмундом ІІ Августом на Люблинском сейме 1569 г. после аннексии и присоединения большей части территории княжества к Польскому королевству (Подляшье, Волынь, Подолия, Киевщина), предусматривала инкорпорацию остатков Великого княжества Литовского в польское государство под названием “Речь Посполитая”. Во главе этого государства стояли выборный польский король (его титулами были: великий князь литовский, русский, прусский и т.д.) и единый высший законодательный орган – коронный (т.е. польский) сейм, в котором голоса представителей ВКЛ заглушались подавляющим большинством коронных послов. В результате жёсткой борьбы на Люблинском сейме и после Люблина за независимость и территориальную целостность правящим кругам Великого княжества Литовского удалось сохранить остатки территории бывшего государства, а также остатки государственности и автономию в границах Речи Посполитой. Оба государства сохранили прежние названия – Великое княжество Литовское и Польская Корона, свои законы, правительства и другие органы исполнительной власти, судебные системы, местное самоуправление, финансы, военные силы и до конца ХVІІ в. свои государственные языки. Статутом Великого княжества Литовского 1588 г. иностранцам (в том числе этническим полякам, польским магнатам) запрещалось покупать землю и иную собственность на территории княжества, а также занимать государственные должности. Таким образом, Речь Посполитая была федеративным государством, в котором ВКЛ и Польша имели относительную самостоятельность, ограниченную деятельностью польского короля и единого органа законодательной власти – сейма Речи Посполитой. Вместе с тем в конце ХVІІ – ХVІІІ вв. усиливается тенденция к засилью польских панов и расширению польского влияния на белорусских и литовских землях. В результате Брестского церковного собора 1596 г. и принятой на нём церковной унии была создана униатская церковь. Униатская церковь подчинялась папе римскому, а обряды на первом этапе оставались прежними православными, но позже стали заменяться католическими. С помощью униатской церкви Ватиканом и польским католическим духовенством делалась попытка постепенно, незаметно, путём обмана, через использование белорусского языка в проповедях окатоличить православное население Беларуси. Таким образом, униатская церковь представляла собой средство окатоличивания населения на национальной основе, а не национальную церковь как символ суверенитета государства. Белорусская шляхта перешла в католичество, а верующими униатской церкви стали крестьяне и городские низы, которых нередко силой и обманом присоединяли к этой церкви. На протяжении всего периода существования Речи Посполитой в ней постепенно назревают условия политического кризиса, который наиболее остро проявился во второй половине ХVІІІ в. и привёл к распаду этого государства. Политический кризис Речи Посполитой имел несколько источников. Первый был заложен в момент подписания Люблинской унии. С этого времени вся история Речи Посполитой – это борьба ВКЛ за сохранение независимости, которая ослабляла корону и княжество в экономическом и военном отношении, делала лёгкой добычей соседних государств. Вторым источником, который закономерно подрывал основы государственности Речи Посполитой, были шляхетские вольности (либерум вето, конфедерации, местные сеймики и др.). Они вели к усилению шляхты и упадку административного управления. Третьим источником политического кризиса была религиозная и национальная политика, стремление ополячить жителей ВКЛ, перевести их из православия в католическую веру (создание униатской церкви). Четвёртый источник – сочетание национального и религиозного гнёта с феодальным, что вызывало крестьянские выступления и подрывало могущество государства. Пятый источник – борьба между магнатами за власть в стране. Обращения различных группировок за помощью к соседним государствам, создание конфедераций, падение нравов шляхетского сословья, неспособность управлять государством, а также постоянные войны, которые велись на территории Речи Посполитой – всё это разрушало её. Более чем два века Беларусь находилась в составе Речи Посполитой. Этот период имел исключительное значение, в первую очередь, для нацио-нальной самоидентификации белорусов и для их политического самоопределения. Следует учитывать тот бесспорный факт, что как государство Речь Посполитая менее всего была заинтересована в развитии белорусов как самобытного народа. Напротив, она делала всё, чтобы стереть из памяти белорусского народа его этническую принадлежность. В условиях постоянно нараставшего польско-католического давления большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Ярким свидетельством этого является острая религиозно-национальная борьба, развернувшаяся на белорусских и украинских землях, которая не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством. В 1772, 1793 и 1795 гг. Австрией, Пруссией и Россией были осуществлены три раздела Речи Посполитой, которая в итоге вообще потеряла свою государственность. В этой связи, следует подчеркнуть два принципиальных момента. Первый: инициаторами разделов являлись Пруссия и Австрия. Второй: Россия в результате разделов не получила ни пяди польских земель. Таким образом, с конца ХVІІІ в. начинается новый этап белорусской истории, тесно связанный с историей Российского государства. В целом включение восточнославянских земель в состав России имело для белорусского этноса спасительный характер. Прогрессивное значение заключалось в том, что была ликвидирована шляхетская анархия, кровавые стычки между шляхтой, от которой страдал, прежде всего, простой народ. Включение белорусских земель в состав России способствовало их втягиванию во всероссийский рынок, стимулировало развитие зарождавшейся промышленности. Прекратилось насильственное окатоличивание белорусского населения. За время нахождения в составе Российского государства белорусы смогли возродить свои национальные традиции, культуру, литературный язык. Именно в это время начинают складываться этнические, социально-экономические и политические предпосылки для становления национальной белорусской государственности. Однако на этом пути были и серьёзные трудности. На протяжении почти 150 лет Беларусь стала ареной борьбы полонизаторской и русификаторской тенденций, в пылу которой ни та, ни другая сторона не хотели признавать белорусов самостоятельным этносом. Долгие годы изучение и развитие белорусской культуры оставалось делом немногочисленной группы энтузиастов. Отмена крепостного права в 1861 г. и буржуазные реформы 1860–1870-х гг. способствовали становлению в Беларуси буржуазного общества, развитию рыночных отношений и предпринимательства, что, в свою очередь, содействовало подъёму сельского хозяйства и промышленности. Беларусь не была отсталой аграрной окраиной России. На самом деле во второй половине ХІХ в. здесь успешно развивались деревообрабатывающая, кожевенная, текстильная отрасли промышленности, мясомолочное производство, другие отрасли лёгкой промышленности. Противоречивые социально-экономические явления, отсутствие реальных политических прав и свобод, наличие крепостнических пережитков сдерживали формирование белорусской нации, развитие национального самосознания, но не смогли остановить эти объективные процессы. Благодаря молодой белорусской интеллигенции, которая была ещё малочисленной и находилась в стадии своего становления, во второй половине ХІХ – начале ХХ в. набирают силу идеи национального Возрождения. Они уже отчётливо звучат в творчестве Франтишка Богушевича, Адама Гуриновича, а позднее – Янки Купалы, Якуба Коласа. Максима Богдановича. Эти идеи были тесно связанны с идеями социальной справедливости, свободы, народовластия, близкими и понятными для всех славянских народов. Время от польского восстания 1863–1864 гг. до первой российской революции 1905–1907 гг. было этапом становления белорусской интеллигенции, усиления её этнического самосознания. Белорусская национальная элита прошла путь от небольшой группы либералов и революционеров-демократов с чертами “местного” патриотизма до социального течения, которое заявило о себе в общественной жизни через политические организации, печать, научные исследования. Следует отметить, что в среде белорусской интеллигенции в этот период сформировались два подхода к пониманию исторического прошлого белорусского народа и вопросу о его государственности. Представители национально-демократического течения отстаивали возможность са-моопределения Беларуси как автономной республики в составе будущего демократического федеративного Российского государства (эта идея преобладала у них до Октябрьской революции 1917 г.). Сторонники западноруссизма, признавая этнические отличия белорусского народа от великорусского и украинского, доказывали, что Беларусь не может развиваться самостоятельно ни экономически, ни политически. Западнорусы рассматривали белорусский народ как одно из трёх славянский племён, которое органично входит в состав единого русского народа. Поэтому Беларусь, по их мнению, должна быть составной частью Российского государства. В развитии национально-демократического течения в среде белорусской интеллигенции особое место занимает “нашенивский” период (1906–1915 гг.) – это время испытаний и потерь в процессе широкого обсуждения национального и социального вопросов. При этом идеи национального Возрождения вполне закономерно воплощались в русло культуры, в первую очередь необходимости защиты и дальнейшего развития белорусской национальной культуры, белорусского языка. Начало ХХ в. в России ознаменовалось обострением политических, экономических, социальных и культурных противоречий, результатом которого стали три революции. Среди множества проблем, требовавших незамедлительного решения, далеко не последнее место занимал национальный вопрос. А для Беларуси особое значение стал приобретать вопрос о практическом создании её государственности. Однако в условиях Российской империи интеграционные процессы явно преобладали над тенденцией к дезинтеграции, и до октября 1917 г. национальный сепаратизм не выходил, как правило, за рамки территориальной автономии. Однако бюрократизм самодержавной монархии, бездействие Временного правительства в 1917 г., Октябрьский переворот в Петрограде создали явную угрозу крушения централизованного государства и разгула анархии. В сложившихся условиях многие этносы бывшей Российской империи постарались обезопасить себя провозглашением независимости и строительством национально-государственных образований. Поначалу идеи независи-мости призваны были служить главной тогда цели – отстранению большевиков от власти. Тем не менее, продолжались поиски путей взаимодействия и сотрудничества народов, которые веками жили вместе. Таким образом, идеи самоопределения тесно переплетались с идеями федерации, культурно-национальной и национально-политической автономии. Именно на таком фоне и развёртывалось строительство белорусской национальной государственности. В итоге в годы революции и гражданской войны проявились две тенденции по вопросу национально-государственного строительства в Беларуси. Первая отражала потребности преодоления национальной отсталости, базировалась на реализации интересов трудового народа и вылилась в создание белорусской государственности на советской основе. Вторая выражала стремление к самоопределению белорусского народа в форме независимой республики на основе парламентской демократии. Но эта тенденция воспринималась большинством трудового народа как попытка реставрации старого строя и была обречена на провал. Провозглашённую в марте 1918 г. Белорусскую Народную Республику нельзя признать государственным образованием даже в марионеточной форме. БНР не была реальным государственным образованием. Это была скорее декларация о намерениях. БНР так и не смогла реализовать свои представительские и полномочные функции. Хотя республика и провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, свою юриспруденцию на этой территории она не осуществляла. Рада БНР и Народный секретариат пытались выступать как законода-тельная и исполнительная власть, но не обладали реальными властными полномочиями. БНР не была признана ни германской оккупационной администрацией, ни правительствами ведущих стран мира – США, Англии, Франции, Германии и др. В основной своей массе самоопределение БНР не поддержало и население Беларуси. У БНР не было армии, отсутствовала финансовая система, не сформировались органы власти на местах. Деятельность правительства БНР ограничивалась исполнением урезанных полномочий при германской оккупационной администрации и решением некоторых задач в культурно-образовательной сфере, в области местной промышленности и торговли. Несмотря на это, провозглашение Белорусской Народной Республики было важным шагом в создании белорусской государственности, потому что привлекло внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. БНР потерпела крах, но как альтернатива ей родилась белорусская государственность на советской основе. 1 января 1919 г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Этим актом был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя. В то же время опыт гражданской войны, окончание иностранной интервенции, переход к мирному строительству свидетельствовали, что построить новое общество и даже выжить поодиночке советские республики не смогут. Начинается переход к новому этапу государственного строительства – объединению республик в одно государство с общими для всех республик органами управления. Так в декабре 1922 г. возник Союз Советских Социалистических Республик. Несмотря на то, что в СССР был утверждён безусловный приоритет общих союзных интересов над интересами республик, Белорусскую Советскую Социалистическую Республику в составе СССР следует признать первым реальным национальным белорусским государством, обладающим всеми атрибутами такового. При всей ограниченности реального суверенитета в советский период БССР не была фикцией. Первый опыт белорусской государственности имел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего ХХ столетия. Ещё в довоенный период Белорусская ССР постепенно собрала основную часть этнической территории белорусов (“укрупнение” БССР в 1924 и 1926 гг., воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939 г.). Именно БССР выполнила государственную, политическую и культур-ную роль объединения белорусской нации. Впервые были сформированы реально действовавший национальный аппарат государственной власти, государственная национальная система просвещения, образования и науки, профессионального искусства и культуры, массовая национальная пресса, созданы другие институты суверенного государства. Советская система продемонстрировала огромные мобилизационные возможности. Советский Союз поразил мир, превратившись в одну из сверхдержав, обеспечив на полвека мировое равновесие. Но и цена советских свершений оказалась чрезмерно высокой. На долю советского народа выпало множество лишений – голод, холод, каторжный труд, миллионы загубленных жизней соотечественников. Но деформации общественно-политической жизни не подорвали высо-кое чувство патриотизма белорусов. Серьёзным испытанием на мужество и стойкость нашего народа стала Великая Отечественная война. Белорусский народ оказал беспримерное в истории человечества сопротивление агрессору, с решимостью отстоял свою независимость в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Великая Отечественная война нанесла такой урон Беларуси, что республику пришлось восстанавливать заново. Это был уже подвиг трудовой, но не менее значимый, чем подвиг военный. За послевоенные годы Беларусь не только восстала из руин, но и превратилась в индустриально развитую республику. Но нельзя забывать, что это стало возможным только благодаря помощи других советских республик, входивших тогда в единую братскую семью народов СССР. Однако обострившиеся противоречия внутри командно-административной системы привели к возникновению кризисных явлений в советском обществе. Сформировался своеобразный механизм торможения. Он представлял собой совокупность неэффективных способов решения по-литических, экономических и социальных проблем. Это обострило противоречия между трудовым народом и партийно-государственной элитой. Требовалась серьёзное реформирование всей системы. Но советское руководство оказалось не в состоянии справиться с непростыми задачами, ставшими перед обществом. Стали набирать силу центробежные процессы, которые и привели к развалу СССР. 2. Идеология белорусского государства на современном этапе Распад СССР явился серьёзным испытанием для белорусской госу-дарственности, но и открыл новые перспективы для её дальнейшего развития на современном этапе. Фактический развал Советского Союза начался в 1990 г., когда Россия, Украина и другие республики СССР приняли декларации о государственном суверенитете. 27 июля 1990 г. Верховный Совет Белорусской ССР также принял Декларацию о государственном суверенитете республики, правда, ещё в составе Советской федерации. Однако процесс реформирования СССР был торпедирован “парадом суверенитетов” и сознательным демонтажём союзных структур. Новый толчок распаду СССР дали события лета – осени 1991 г. 19–21 августа 1991 г. в стране произошёл государственный переворот, сделавший распад СССР неизбежным. Уже до конца месяца парламенты Эстонии, Латвии, Украины, Молдовы, Азербайджана, Киргизии и Узбекистана приняли постановления о государственной независимости этих республик. Началось формирование органов власти и управления суверенных государств, каждое из которых старалось преодолеть политический и экономический кризис самостоятельно. 25–26 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла закон “О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики”, постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял закон о названии Белорусской ССР, согласно которому она начала называться Республикой Беларусь. Герб “Погоня” и бело-красно-белый флаг стали государственными символами Республики Беларусь. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (в Вискулях Каменецкого района Брестской области) руководители России, Беларуси и Украины (Б. Ельцин, С. Шушкевич, Л. Кравчук), игнорируя волю своих народов, которая была высказана на всесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., денонсировали договор 1922 г. об образовании СССР и тем самым окончательно разрушили советское государство. На руинах СССР было создано аморфное Содружество Независимых Государств. 21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате руководители 11 республик бывшего СССР подписали декларацию в поддержку Беловежских соглашений. Членами СНГ стали все бывшие союзные республики, кроме Литвы, Латвии и Эстонии. Дальнейшее развитие суверенного белорусского государства потребовало формирования органов управления, организации собственной армии и других силовых структур. Союзно-республиканское министерство внутренних дел БССР было преобразовано в республиканское Министерство внутренних дел с подчинением ему внутренних войск и учебных заведений бывшего Министерства внутренних дел СССР, размещённых на территории Беларуси. Комитет государственной безопасности стал подчиняться Верховному Совету Республики Беларусь. В начале 1992 г. начало действовать Главное управление пограничных войск при Совете Министров республики. Бе-лорусское управление государственного таможенного контроля СССР было преобразовано в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Создана также Контрольная палата республики. В марте 1992 г. начало действовать Министерство обороны Республики Беларусь. 1992–1994 гг. – период жёсткой политической борьбы в Верховном Совете республики по вопросам экономической жизни, государственного строительства, будущего союза с Россией. Шли споры о том, какой республикой должна быть Беларусь: президентской или парламентской. 15 марта 1994 г. Верховный Совет республики принял новую Конституцию – Основной закон Республики Беларусь. Согласно ей, Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством, которое обладает верховенством и полнотой власти на своей территории. Конституция вводила в республике президентскую форму правления. 10 июля 1994 г. первым Президентом Республики Беларусь был выбран А.Г. Лукашенко. Для обеспечения эффективной государственной политики было проведено реформирование системы исполнительной власти, создана подчинённая президенту сквозная вертикальная структура, которая включает исполнительные и распорядительные органы как в центре, так и на местах. В целях разрешения некоторых спорных вопросов, которые ставила политическая оппозиция, и которые имели принципиальное значение для обеспечения согласия в обществе, по инициативе Президента Республики Беларусь и в соответствие с его предвыборной платформой 14 мая 1995 г. был проведён республиканский референдум. Белорусский народ поддержал предложения руководителя государства о придании русскому языку равного статуса с белорусским, развитии экономической интеграции с Российской Федерацией, установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь. Герб “Погоня” и бело-красно-белый флаг на референдуме народом не были признаны национальными государственными символами. Большинство народа высказались за новую символику, которая представляла собой немного изменённую государственную символику Советской Белоруссии. На протяжении 1995–1996 гг. в Республике Беларусь назревал новый политический кризис, вызванный противостоянием политической оппозиции, которую поддержала часть депутатов Верховного Совета и членов Конституционного суда, политическому курсу президента А.Г. Лукашенко. В условиях политической конфронтации А.Г. Лукашенко в соответствие с Конституцией Республики Беларусь вынес вопросы, которые определяли судьбу государства, на референдум. Инициированный Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко республиканский референдум состоялся 24 ноября 1996 г. Белорусский народ проголосовал за принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными А.Г. Лукашенко, высказался против свободной, без ограничений, купли и продажи земли, против отмены смертной казни в Республике Беларусь. На референдуме было поддержано предложение А.Г. Лукашенко о переносе Дня независимости Республики Беларусь (Дня республики) с 27 июля на 3 июля – день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне. В соответствие с новой редакцией Конституции Республики Беларусь вместо однопалатного Верховного Совета с 260 депутатами был сформирован двухпалатный парламент – Национальное собрание, который состоит из Палаты представителей (110 депутатов, выбираемых народом) и Совета Республики (по 8 человек выбираются от каждой области и г. Минска и 8 человек назначаются президентом). Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является премьер-министр правительства, расширены права и полномочия Совета Министров. Политический курс Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко поддерживается подавляющим большинством белорусского народа. Об этом свидетельствуют не только результаты референдумов. Внутренняя и внешняя политика, проводимая руководством государства, была одобрена делегатами трёх Всебелорусских народных собраний, состоявшихся 19–20 октября 1996 г., 18 мая 2001 г. и 2–3 марта 2006 г. Показателем доверия можно считать и президентские выборы 9 сентября 2001 г., когда народ Беларуси выбрал А.Г. Лукашенко Президентом Республики Беларусь на новый 5-летний срок. Успехи государственного строительства в Республике Беларусь и курс, проводимый руководством страны, были поддержаны на республиканском референдуме 17 октября 2004 г. Подавляющее большинство белорусского народа согласилась с тем, чтобы А.Г. Лукашенко мог баллотироваться на должность Президента Республики Беларусь в 2006 г. Президентские выборы 19 марта 2006 г., когда А.Г. Лукашенко был избран Президентом Республики Беларусь на следующий 5-летний срок, в очередной раз показали доверие бе-лорусского народа государственной политике, проводимой руководством нашей страны. Одна из ключевых составляющих политической стратегии Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко выражена в курсе на создание союзного государства Беларуси и России. В ХХI в., перед лицом нивелирующей народы глобализацией, этот курс приобретает характер повелительного требования. Сохранить свою национальную идентичность в современном мире могут только те народы, которые объединяются в союзы государств, имеющих общие цивилизационные основания. Ещё в феврале 1995 г. во время официального визита Президента России Б.Н. Ельцина в Республику Беларусь между нашими странами был подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. На его основе были заключены соглашения о таможенном союзе, совместных усилиях по охране государственной границы, создании белорусско-российских финансово-промышленных групп, порядке завершения строительства, использования и содержания узла Барановичи (система предупреждения о ракетном нападении), использования радиостанции Вилейка и др. 29 марта 1996 г. был подписан Договор об углублении экономической интеграции четырёх стран – Беларуси, России, Казахстана и Киргизии. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор о Сообществе суверенных государств – Республики Беларусь и Российской Федерации. Договор обеспечивал гражданам обеих стран равные права в получении образования, охране здоровья, устройстве на работу, оплате труда и т.д. Был создан Высший совет Содружества, его председателем избран Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Важным шагом на пути дальнейшего углубления интеграции двух стран стало подписание 2 апреля 1997 г. в Москве Договора о Союзе Беларуси и России. Его неотъемлемой частью стал разработанный и вынесенный на всенародное обсуждение Устав Союза Беларуси и России. Более 80 % граждан поддержали курс на дальнейшую интеграцию двух стран. Государственные комиссии, созданные в Беларуси и России, обобщили замечания, предложения и пожелания, которые были высказаны в ходе всенародного обсуждения Устава, и направили их президентам своих стран. 23 мая 1997 г., после того, как президенты Беларуси и России на встрече в Москве окончательно согласовали свои позиции, Устав был ими подписан и вступил в действие. 8 декабря 1999 г. в Москве президентами Беларуси и России А.Г. Лукашенко и Б.Н. Ельциным был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, а в январе 2000 г произошёл обмен грамотами о ратификации этого договора. Главная цель данного договора – создание общей правовой базы Союза, формирование единого экономического, оборонительного и гуманитарного пространства, улучшение жизни людей. Председателем Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России избран Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Председателем Совета Министров Союзного государства является Председатель правительства Российской Федерации. И хотя в последние годы в формировании Союза Беларуси и России выявились немалые проблемы, в первую очередь политического и экономического характера, народы наших стран уверены: будущее за Союзом, построенным на ясных, понятных, конструктивных принципах. Следует отметить, что курс на создание Союза Беларуси и России обусловлен и геополитическими факторами. В современном глобализированном мире подлинным политическим суверенитетом может обладать только блок государств, имеющих единый “цивилизационный знаменатель” – этнические и межэтнические ценности, культурные модели, сходное понимание путей исторического развития. Создание союзного государства в равной мере даёт шанс и для России, и для Беларуси. Для России – восстановить свой статус мировой державы, а для Беларуси – обеспечить свои национально-государственные интересы. Кроме того, для Республики Беларусь стратегический разрыв с Россией означал бы не что иное, как отказ белорусов от своей цивилизационной идентичности, что было бы равносильно самоуничтожению общности
|